Не про скрам
Спринты — это регулярные промежутки времени, в течение которых участники команды выполняют запланированные задачи. Спринт имеет фиксированную длину и обычно длится две недели. А задачи, которые будут выполняться в спринте, определяются на мероприятии под названием планирование.
Спринты — непременный атрибут скрама (scrum) — фреймворка, по которому сейчас (с переменным успехом) стремится работать большинство продуктовых команд.
Не буду рекламировать скрам: выбор фреймворка зависит от зрелости процессов в организации, и «серебряной пули» для всех нет. Я лишь хочу поделиться своим мнением о пользе планирования (и, соответственно, работы по спринтам) для дизайн-команд.
Возможно, это сподвигнет тех, кто еще не ввел у себя дизайн-спринты, сделать это. А тех, кто работает по спринтам «для галочки» (планируется одно, делается другое), пересмотреть свои процессы.
И одно важное дополнение: я сторонник того, чтобы дизайн-планирование было отдельной церемонией, отделенной от планирования продуктовых команд. Но такую роскошь могут позволить себя только те, у кого есть выделенная дизайн-команда под руководством дизайн-лида.
Меня зовут Андрей Богданов, и я работаю дизайн-лидом в МТС Финтех. Другие мои посты вы можете найти в телеграм-канале @na_produkte.
Итак, плюсы планирования.
Снижение стресса
Работа — дело нервное. Источников стресса может быть много, но один из главных — ощущение неопределенности.
Возможность распланировать задачи хотя бы на две недели вперед рассеивает туман неопределенности: запланированные задачи известны и оценены по времени, а новые с горящими дедлайнами не появятся.
Такой подход снижает уровень стресса и у дизайнеров, и у бизнеса. Первым он позволяет спокойно работать. А второй получает по итогам планирования гарантию результата в виде обязательств по выполнению задач.
Качество требований
Церемония планирования позволяет рассмотреть все задачи на спринт, проверить качество бизнес-требованиий и отказаться от выполнения задач, требования по которым неясны.
Конечно, критическое отношение к постановке задач должно быть всегда, неважно, работаете вы по спринтам или нет. Но когда задачи рассматривается разрозненно, это исключает полноценное участие в процессе дизайн-лида, и судьба дизайнера вверяется в руки владельца продукта.
К тому же не всякому дизайнеру хватит решимости отказаться от выполнения задач с «сырыми» требованиями или вовсе без них. А на общем планировании при поддержки дизайн-лида сделать это проще.
Осознанность
Грамотное планирование — признак зрелости и осознанности. Если мы хотим, чтобы дизайнеры смотреть чуть дальше пары-тройки ближайших дней, планирование спринтов — первый шаг к этому. А дальше — понимание квартальных планов, стратегии развития продукта и миссии компании.
Планирование помогает повышать осознанность и бизнесу. К планированию надо готовиться, формулировать задачи и понимать, что ближайшие пару недель ничего нового вбросить не получится.
Короче, все по взрослому.
Все в одном месте
Планирование замечательно и тем, что позволяет собрать всех участников в строго определенное время на одной встрече.
Планирование — регулярное мероприятие, и достаточно один раз договориться со всеми участниками о времени, а дальше просто повторять каждые две недели. Это куда проще, чем организовывать отдельные созвоны по каждой задаче и рвать на себе волосы из-за отсутствия свободных слотов.
Конечно, планирование не исключает необходимость дополнительных встреч по задачам. Но они, как правило, касаются достаточно конкретных аспектов и не требуют широкого круга участников.
Мероприятия
Наш быт (фрилансеры не в счет) подчиняется недельным циклам: в будни мы работаем, а отдыхаем и делаем личные дела в выходные.
Похожая роль и у спринтов. Планируемся — перед стартом спринта, синхронизируемся — в течение спринта, подводим итоги и демонстрируем результаты — по окончании.
Возможность привязки к спринтовым циклам церемоний и мероприятий команды — еще один весомый аргумент в пользу работы по спринтам.
Дизайн-менеджмент
Планирование и работа по спринтам повышают эффективность менеджмента со стороны дизайн-лидера и сильно упрощают ему жизнь.
Предсказуемость результата, снижение стресса у дизайнеров, эффективность работы, уменьшение количества встреч — результаты хорошего планирования. А результатами плохого будут плавающие сроки, формализм, бюрократия, неисполнение обязательств и прочие смертные грехи.
Каким будет ваше планирование, зависит от всех участников команды, но в первую очередь от лида. Ему нужно выбрать формат, оптимальный для заданных обстоятельств, вовлечь команду, а также обеспечить модерацию и фасилитацию встреч.
Другие посты тут: https://t.me/na_produkte
Си ю.