duo sapiens*
duo sapiens*
9 мин. читать
2084 показа
278 открытий

В смысле поддерживающий ментор?!

Опыт принятия своей суперспособности ментором Duo Sapiens Алёной Беляковой

Кажется, пришло время ближе познакомиться с людьми, составляющих ту самую особенность пространства Duo Sapiens – менторами. Какие они? И тут не получится дать обобщающий ответ и потому, что каждый определенно уникален, и по причине того, что даже в одном человеке количество его персональных исключительных черт где-то в промежутке от минус до плюс бесконечности. 

Вместе с нашей первой героиней Алёной Беляковой обсудили, как сторонние интересы помогли сформироваться профессиональной идентичности, а также с помощью каких инструментов ей удается разбираться с «неопределенностью» менти. 

Когда мы общались в последний раз, помимо менторинга ты работала лид-продюсером в студии Embacy. Давай актуализируем, чем ты сейчас занимаешься? 

Я работала почти два года в Embacy, а с ноября 2024 я в свободном плавании. Сейчас позиционирую себя как независимый продюсер и ментор для креаторов: в Duo Sapiens я работаю с дизайнерами, за пределами – я работаю ещё с художниками. Пока что это художники в прямом смысле слова. Но вообще слово artist достаточно широкое, и природа креативных процессов везде примерно одинаковая, поэтому у меня есть опыт работы с продюсерами и небольшой опыт работы с авторами. Я как-то планирую расширять эту историю.

Плюс я учусь, продолжаю обучение на терапевта, и у меня уже открылась моя частная практика. На стыке этого возникают какие-то разные штуки.

Помнишь когда и почему ты решила заняться менторингом? 

Я подводила итоги 2022 года и загадывала желания на 2023, тогда в моем списке появилась строчка про то, что я хочу делать что-то как помогающий практик. Ещё пока не до конца понимая, как, но хочу чем-то помогать людям. Моя подруга Наташа Файбисович тоже работает ментором, она рассказала про Duo Sapiens, познакомила с Костей, который был в Duo долгое время продактом. Мы с Костей созвонились в апреле 2023 и как-то довольно быстро поняли, что «да». Первая менти у меня появилась в июне 2023 года. 

Можешь пояснить, что такое помогающая практика? 

Помогающая практика – это обобщающий термин для всех специалистов, помогающих другим.

Я чувствовала, что могу поговорить с человеком, и ему станет легче и проще. Мне надо было понять, а в какой области я могу это делать, где мои знания могут быть применимы. И в этом смысле у меня свой достаточно большой опыт, связанный с дизайном: я очень много работала с фрилансерами, дизайнерами, иллюстраторами. Я преподавала иллюстрацию.  Ко мне часто обращались порекомендовать кого-то или спрашивали: «Вот я в такой ситуации, куда лучше пойти и что мне делать?»

Поэтому первая моя интенция была про то, что я хочу с кем-то разговаривать, чтобы кому-то это было полезно. А вторая: «О, ну блин, у меня же вообще-то достаточно опыта в этой области, и я могу что-то предлагать!» К тому моменту я уже начала работать в Embacy, и там продюсеры довольно плотно взаимодействуют с дизайнерами.

Возвращаясь к менторингу, на каких запросах менти ты специализируешься? И как ты смогла для себя их сформулировать? 

Моя специализация сформулировалась в процессе, и я её сама не очень понимала на старте. Ну и было бы странно, если бы я её знала. 

В Duo есть система распределений, она в какой-то момент была ручной: Костя каждый раз сам знакомился с ментором прежде чем соединять ментора и менти. Мне кажется, что он что-то уловил и стал отправлять ко мне людей с разными запросами, с разными грейдами и т.д., но одним объединяющим паттерном неопределённости. Постепенно сложилось, что ко мне приходят люди с запросами именно вокруг этой темы. 

Порой дизайнеры не знают, что им именно делать в конкретной ситуации: на какое место работы устраиваться. Порой человек вообще не знает, что ему интересно. У меня есть кейс, где девушка после наших сессий поняла, что вообще не хочет быть иллюстратором, как думала изначально, и ей нужно время подумать, чем заниматься еще. Такое тоже может быть. 

Костя однажды предложил свою категоризацию менторов: тренера, стратеги и поддерживающие. Он поделился своими размышлениями в нашем общем менторском чате и тегнул по одному ментору для каждой категории в качестве примера, меня отметил как поддерживающего. Помню своё возмущение: «В смысле поддерживающий ментор?!» Мне казалось, это не очень прикольно. Вот люди занимаются большими карьерными целями, а я просто «поддерживающая». Но постепенно я поняла, что именно с этой позиции я могу зайти с менти в вопросы так, чтобы помочь ему самому найти ответ.

К моменту, как ты стала ментором, психология уже присутствовала в твоей жизни? Может ли быть так, что это именно то, что Костя и уловил? Как ты вообще считаешь, повлияло ли твое увлечение терапией на то, как твоя история в менторинге сложилась? 

Да, на тот момент моё обучение уже началось. У меня есть опыт личной терапии, групповой, я читаю профессиональную литературу, и, безусловно, это сыграло большую роль. Как потом обнаружилось, и в терапевтической практике у меня тоже очень поддерживающая позиция. 

Мой друг спросил: «Как вообще ты это делаешь, не выгорая?». Для меня работа с людьми сейчас про помощь и подсказку, я не делаю её за свой счет, уходя в минус. То есть не через какое-то самопожертвование. У многих в помогающих профессиях оно так работает, и это тоже вариант нормы. Я для себя к тому моменту усвоила какую-то другую конструкцию и в менторинг заходила скорее из избытка ресурсов: вот у меня что-то есть, я могу кому-то это что-то дать.

Что тебя как ментора выделяет, в чём твоя суперсила? 

Мне кажется, что моя суперсила, она и в терапии проявляется, и в менторинге: я достаточно спокойно выношу текущую неопределенность, с которой человеку сложно. У человека может возникнуть ощущение, что нужно срочно что-то решать, разобраться, расставить все точки над «i». Вообще это дискомфортный момент для многих, и есть стремление выскользнуть из него поскорее, придумать какое-то решение, желательно, чтобы оно было отличным. Я могу сидеть в неопределенности довольно долго: «Давай сюда посмотрим, а тут что думаешь?» И мне кажется, что это действует успокаивающе на собеседника. Он видит, что можно ничего не решать сию секунду, и это все еще будет ок, и тоже готов к этому подключиться: «Ну ладно, давай посмотрим». Я такой «супер спокойный удав». Я не рассказываю: «Тебе надо сделать вот это!» Хотя у меня всегда есть гипотезы, я просто позже ими делюсь. Я такая: «Ну расскажи, что там у тебя? А вот с этим как? А тут что думаешь?» Я скорее помогаю создать пространство для принятия решения, чтобы человек в нем смог разместить все, что у него в голове есть, и сам до чего-то дошел.

К тебе приходит менти, который не знает, чем хочет заниматься, что делать, запутался окончательно. Какие техники ты используешь? 

Практически со всеми использую мудборды, это задание везде раскрывается по-разному, но работает 100%. Он может быть разным. Иногда я прошу собрать дизайн, который нравится менти. Если это вопрос ещё более абстрактный вроде: «Вообще не знаю, чем хочу заниматься» или «Хочу проект не знаю какой», – я прошу собрать мудборд, который будет отображением человека. Познакомь меня со своими интересами, ведь я тебя вижу, первый-второй раз.

Когда ты вытаскиваешь свои интересы из головы, кладешь перед собой и видишь, у тебя появляются какие-то слова, которые начинают это все описывать: «Мне, оказывается, нравится вот эта стилистика». Или: «Я люблю такое, а это все про ощущение пустоты, люблю пустое пространство». 

Я здесь — супер заинтересованный слушатель. И дальше от этого мы можем строить гипотезы: хотим из этого проект придумать или думаем, что это за профессия, в которой человек занимается подобными вещами. Возможны развилки. 

Это правда классно работает как стартовая точка, потому что я убеждена: когда мы занимаемся тем, что нам нравится, нас меньше волнует вопрос мотивации. Мы не ищем способ себя заставить что-то сделать, мы делаем то, что нам интересно. И это не всегда про какую-то идеальную карьерную стратегию и деньги. Это мой принцип, который я стараюсь транслировать: когда мы занимаемся тем, что нам важно и ценно, все остальное приходит. 

Есть ещё какие-то техники, которые ты для себя за год менторинга открыла? 

У меня есть упражнение про идеальный день, в котором я предлагаю человеку представить, чем он занят, оттолкнуться от деятельности, которая ему нравится, и от неё искать какие-то позывы в сторону профессии. С одной менти мы попробовали несколько таких тестовых дней в разных дизайнерских ролях. Это работает, но не всем это нужно.

Могу попросить человека выписать 20 идей: что бы он сделал, если бы ничего его не ограничивало/он был смелым и т.д. Иногда это бывает сложно, а иногда человек легко выписывает эти пункты. От этого тоже можно отталкиваться в разные стороны. 

С одним менти, например, мы так придумали сайд-проект. Он не хотел менять работу, в итоге остался на своей, там всё было хорошо.  Вместе мы прошли полный цикл реализации одного из проектов целиком: как придумать, как реализовать, сделать какой-то маркетинг минимальный, собрать людей и т.д. У него осталось еще 19 идей в запасе, и это классный outcome.

Очень важно, чтобы человек понимал, что ему делать дальше, когда наша совместная работа заканчивается. Вместе мы создаем своего рода структуру, применять которую можно и дальше. Менти с 19 идеями в запасе уже знает цикл, как подходить к реализации проекта. И он может пойти еще какое-то количество вещей реализовать, которые ему покажутся важными и интересными.  

Что нового ты для себя поняла за время работы? 

Я иду за клиентом, честно: что сейчас происходит, что ему надо. Я держу в голове запрос, про который шла речь изначально: нам нужно туда двигаться, чтобы человек почувствовал, что он не зря пришел, не зря заплатил деньги. Но я стараюсь быть очень чуткой к тому, что происходит в моменте, когда человек отходит куда-то чуть в сторону, и моя задача не строго развернуть его куда «надо», а скорее обратить его внимание, и вместе принять решение относительно маршрута.

Я стала более внимательной к этим сиюминутным возникающим штукам, потому что в большинстве случаев они про что-то ценное. И всегда можно найти способ включить это в работу в каком-то минимальном виде, чтобы у человека было ощущение, что мы не просто по плану движемся, план тоже может меняться. 

Что для тебя все-таки менторинг, что он дает лично тебе?

Я в самом начале, когда только пришла в Duo, слушала подкаст с Максом Десятых, в котором он объяснял, как видит менторинг. Макс рассказывал, как раньше строилось обучение: ты приходишь к кузнецу, он мастер, и ты у него чему-то учишься прямо в процессе в его мастерской. Это замечательный способ чему-то учиться: либо на практике, либо пообщавшись с тем, кто уже что-то в ремесле понимает.

Для меня это про то, что я и мой опыт могут быть кому-то полезны, даже если человек просто посидит со мной рядом, пока я что-то рассказываю. Я довольно часто рассказываю про то, как процессы в Embacy устроены, и как я адаптировала их для себя. Я много рассказываю про то, как разгонять идеи и проводить креативные штормы. Человеку иногда просто полезно послушать, как это может ещё быть.

Я делюсь своим опытом, это и есть моя работа. Ещё я предоставляю человеку пространство понять, как с этим рассказом моим обойтись. Ему не нужно делать, как я делаю. Вообще нет. Но ему может быть полезно услышать, чтобы понять, а как ему бы хотелось.  Мой опыт плюс разговор о том опыте, который менти хочет себе — вот про что для меня менторинг в конечном счете. 

Если при прочтении вы поймали себя на мысли, что так же как и Алёна находитесь в той точке, когда хотите и готовы чем-то делиться и помогать другим, — ждем ваши отклики на вакансию ментора.

Нравится 1
2084
0

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие