Мелочь
Мелочь
3 мин. читать
3912 показов
1065 открытий

Дизайн — это манипуляция

Как нами манипулируют, зачем дизайнеру психология и что такое “ментальная модель”

Ментальная модель — основанные на предыдущем опыте идеи, стратегии, способы понимания, существующие в уме человека и направляющие его действия (из википецдии).

Своего рода устойчивые паттерны, которые мы используем, чтобы воспринимать воздействие окружающего мира на нас и воздействовать на него. 

Например: 

Мы знаем, что если нажать на кнопку "закрыть двери" в лифте, то они закроются и мы быстрее поедем. (Соответсвенно в будущем, мы скорее всего снова нажмем на эту кнопку, чтобы быстрее поехать.)

Но это не так. По крайней мере не везде.

Большинство таких кнопок на самом деле не закрывают дверей лифта или не обновляют страницу. Они создают иллюзию того, что мы управляем ситуацией. Это кнопки-плацебо.

Психологические исследования показывают, что люди, как правило, любят ощущение контроля над вещами. Когда мы думаем, что управляем ситуацией, или, по крайней мере активно занимаемся чем-то (нажимаем на копку-плацебо), ощущение времени притупляется.

Для общего блага и для использования против нас дизайнеры, инженеры, крупные компании прибегают к манипуляциям нашими чувствами и мыслями используя психологию, кнопки-плацебо, поведенческие паттерны и ментальные модели. Система просто не может отвечать запросам каждого пользователя, но в силах создать ощущение индивидуальности и контроля над ситуацией.

Например интерфейсы программ или сайтов, где нам предлагают выбрать интересующие нас разделы. После того, как выбор сделан, мы видим экран загрузки с примерным посылом "мы подстраиваемся под вас".

Но это тоже элемент плацебо.

Или Дисней Ленд. Там показывают приблизительное время ожидание намерено завышенное, чтобы приятно удивлять людей скоростью работы.

Реклама продуктов и фастфуда завязана пожалуй на самой древней ментальной модели. Когда наши далекие предки времен палеолита накапливали калории, чтобы в случае неудачной охоты не погибнуть. Сейчас по сути, нас так же привлекает калорийная пища (чтобы накопить калории и не умереть).

К этому, со временем, нам добавили еще и культ потребления. Мы с легкостью забыли о том, что еда должна заряжать нас энергией, а потом уже приносить удовольствие.

Или о том, что новая модель айфона сделает нас обязательно чуточку счастливее, круче и продвинутее. Хотя по факту, все необходимые функции еще на пять лет вперед есть в старенькой модели.

Собственно, к чему это все.

Думать о том, как работает вещь, — значит учитывать все: для чего она нужна, какую роль сыграет в чьей-нибудь жизни, как повлияет на мир.

Поэтому так важно, не просто делать, но и понимать для кого и для каких целей. Мало просто изучать дизайн и программы, для того чтобы стать реально классным и востребованным специалистом, нужно изучать и психологию, анализировать то, что уже есть вокруг нас.


Пы. Сы.

Статьи и книги, которые я использовала:

Скотт Беркун "Дизайн всего"

Ментальные модели

Копки-плацебо

Полезное:

Какие бывают ментальные модели

"Предсказуемая иррациональность" Дэн Ариели 

3912
2

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

  • Новые
  • Старые
  • Популярные

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие