В этой статье расскажу как потенциальные «буквы в стол» превратились в шрифт.
Началось все в мае 2024 с челленджа Кати по рисованию букв.
Я воспроизводила буквы, которыми в школе оформляли стенгазеты, только в усовершенстованном варианте. Уже на середине видела в них потенциал и жаль было оставлять их в блокноте.
Было решено создать шрифт, но как?
Нашла урок по тому, как создают рукописный шрифт в Glyphs и решила, что почему нет. Новый опыт и буквы будут пристроены.
Закрасила буквы, которые больше всех подходили и нравились, дорисовала базовый набор символов и цифры.
Следующий этап работы: трассировка всех символов в Adobe Illustrator. На тот момент я думала что это муторная и долгая работа (наивная).
Параллельно смотрела сиволы, убирала ненужные и отрисовывала на их место подходящие.
После того, как все символы были переведены в вектор, выбрала самые удачные символы и вывела несколько правил шрифта, чтобы все было в едином стиле и оформлении.
Исходя из поставленных правил упростила контуры букв до минимального количества точек и привела некоторые буквы в единый стиль. Кажется просто? Но это не так. Форму некоторых букв приходилось искать очень долго, отрисовывая снова и снова иногда даже откатываясь назад к бумаге и маркеру.
Когда все было готово и удовлетворяло мои ожидания привела все буквы к одной высоте, учитывая выносные элементы и оптические размеры округлых букв.
Волнительный момент. Перенос контуров из иллюстратора в Глифс.
В каждый слот под символ отдельно копировала и вставляла контур. Боялась, что будет сыпать ошибками и багами по контуру, но все прошло хорошо, так как контуры букв изначально были сделаны замкнутыми и с вычетом всех «окошек».
Когда кассета была готова я первый раз попробовала напечатать что-то этим шрифтом при помощи инструмента текст и поняла, что впереди меня ждет еще большое количество работы.
Выставила расстояния кернинговых площадок для всех символов с учетом выносных элементов. Стало лучше
Но некоторые буквы все еще заезжали друг на друга. Например растопыренная Д. Впереди был большой пласт работы «кернинг».
Слава прислал мне текстовый файл с базовым набором кернинга. Сначала я не поняла что это, думала что файл криво открылся. Но потом со всем разобралась и начала править расстояния.
В файле были только основные пары для букв и цифр. И я создала свой файл со всеми возможными комбинациями символов, чтобы точно не было никаких сюрпризов.
Набрала их все относительно неплохим шрифтом Монсерат, копировала строку, смотрела на пример в иллюстраторе и затем по аналогии делала в глифсе то же самое, на глаз выставляя расстояния между символами.
Кернинг не сложный, но очень долгий и монотонный процесс.
Потратив на это занятие 2 недели (получилось быстро за счет того что мой шрифт неровный и кривой, в этом его шарм и особенность которую нужно было сохранить)
Все шрифт готов! Пошла читать про хинтовку, потратила на это еще неделю. В пустую. Так как в конечном итоге поняля, что для моего шрифта достаточно автоматической при сохранении.
Чтобы проверить качество шрифта на физических носителях я создала два документа в иллюстраторе и в фотошопе, напечатала рыбный текст в разных размерах и отнесла в печать.
Распечатала на форматах А4 и А3, офисной и плотной бумаге, чтобы оценить как он ведет себя с краской при печати, достаточно качественно ли сделаны уголки и как в них заходит краска.
Затем потестила шрифт на винде в программах Adobe и в ворде. То же самое сделала на маке.
Все было отлично и без видимых косяков. Отправила друзьям на тестовое пользование. Начала собирать кейс для презентации.
У меня была идея сделать самой все фотографии без использования мокапов, с резкими тенями в стиле 90х. Сделала много фотографий и даже смонтировала тизер. И вот тут все пошло не по плану.
Идея и задумка в оформлении не подходила к самому настроению шрифта как бы я не старалась. Все было темно и уныло.
Тут спасибо большое моим друзьям, которые мягко и вовремя подсказали, что все идет не так. Что оформление кейса не сочетается в их восприятии с самим шрифтом.
И я ушла думать, что делать.
Переделала кейс, собрала его заново. Договорилась с собой отказаться от всех фотографий которые были сделаны.
И вот на часах 2 ночи, делаю обложку для кейса в надежде, что теперь все.
Но вылезла одна большая ошибка в самом шрифте:
Шрифт задумывался изначально одного регистра и создавая его я настроила и заполнила только слоты строчных букв. Что давало возможноть печать им только строчным набором. Я знала это и при работе у меня не возникло проблем. А вот у тестовой группы пользователей появились проблемы.
Вся работа по кейсу и презентации встала на стоп и я вернулась к первым этапам работы.
Добавила в касету прописные буквы, вставила туда дубли строчных.
Настроила кернинговые площадки, снова.
И повторила работу с кернингом еще раз уже для новых пар букв.
В случае с прописными буквами кернинг уложила в неделю работы, так как буквы не отличались от строчных и сделано это было только для возможности набора любым регистром. Поэтому я копировала кернинговые пары строчных букв, следом вставляла такую же строку с прописными и переносила цифровые значения расстояний с строчных на прописные. Чтобы вы не заметили разницы во время использования.
Название для шрифта придумал Виталий К-4, за что ему огромное спасибо.
Под опросом с моими вариантами мы развернули мозговой штурм онлайн. Вариант на коленке идеально подошел по ассоциации к форме шрифта и победил в честном опросе!
Спустя десятки моментов с желанием бросить все и сдаться, кучу неудач и косяков, тонны монотонной и трудной работы все получилось и теперь в вашей библиотеке шрифтов есть еще один полностью бесплатный, с вот такой историей. Надеюсь, вы найдете ему применение)
Выводы и инсайты, после создания шрифта:
1. Кернинг не так страшен, как кажется
2. Сделать свой простенький и маленький шрифт полезно всем — лучше понимаешь принципы действия шрифтов и почему они такие дорогие
3. Начинаешь видеть все косяки в шрифтах. Следовательно лучше понимаешь типографику. Что просто напечатать текст мало.
4. То, что кажется простым — по факту сложное. И наоборот.
5. Новый опыт расширяет границы существующего в разные направления, а не только в направлении нового действия.
6. Все неудачи и проблемы решаются и окупаются вдвойне, если их решать, а не сдаваться.
Спасибо за ваше внимание!
Пы. Сы.
Посмотреть кейс и скачать шрифт.