Bogdan Alekseev
Bogdan Alekseev
6 мин. читать
5119 показов
1222 открытия

Про дизайн-ревью. Как организовать процесс

Привет! Я дизайн-директор в ВТБ. Мы делаем омниканальную систему, в которую уже интегрированы более 60 приложений, а это как минимум более 60 команд. За 3 года я посмотрел больше 1000 макетов, общался с более 100 дизайнеров. В этом материале расскажу как легко пройти ревью, и как не допускать ошибок.

Часть 1. Организация со стороны артдира / дизайн-лида

Написание гайдлайнов

Важной частью организации процесса дизайн-ревью является создание гайдлайнов. Гайдлайны — это набор правил и рекомендаций, которые помогают всем участникам процесса понимать, что ожидается от дизайна и какие стандарты должны соблюдаться.

Для того чтобы гайдлайны были действительно полезными, необходима прозрачная система оценки, которая позволит всем участникам понимать, как именно оценивается дизайн. Гайды должны быть простыми и понятными для всех. Они должны решать общие проблемы и стандартизировать процесс, но не заменять индивидуальное творчество.

Чтобы написать хороший гайд для дизайнера, необходимо почувствовать себя в роли дизайнера и примерить на себя задачу, которую будут решать дизайнеры.

Ниже пример, гайда для таблиц. Мы с командой постарались учесть все сценарии, все потенциальные запросы и атрибуты для компонента.

Гайдлайн по использованию таблиц в дизайн-системе

В итоге гайд получился слишком сложным. Только для его изучения требовалось несколько дней. При этом дизайнерам не хватало колонок в компоненте, а некоторые не могли найти нужную им таблицу.

Мы еще раз изучили контекст использование и оптимизировали гайд следующим образом:

  • Вместо разных типов таблиц сделали разные типы колонок, из которых можно собрать таблицу. Это сократило кол-во документации и позволило дизайнерам быстро собирать свои таблицы.
  • Описание работы фильтров по таблице вывели в отдельный гайд. Это позволило быстрее искать информацию, так как данный гайд появился отдельной страницей, а не спрятан внутри гайда по таблицам.
Выводы
  • Создавайте простые и понятные гайды. По моему опыту на изучение одного пункта из гайда должно тратиться не более 10 мин, иначе кастомный компонент или Detach Instance.
  • Чтобы написать хороший гайд нужно самому его выполнить. Сделали первую версию компонента – Подтянули его в другой проект – Пробуем использовать – Находим баги – Правим компонент.
Онбординг команд в процессы

Для успешного процесса дизайн-ревью невероятно важно обеспечить правильный онбординг команды. У нас он состоит из двух ключевых этапов.

Велком встреча

На ней мы представляем всех участников процесса и зоны ответственности. Рассказываем про наш продукт, зачем и для кого мы его делаем, про общие принципы и подходы к созданию.

Важной частью этой встречи, является создание артефакта на интеграцию. Это нужно для понимания какой процесс нам предстоит ревьюить, и запланировать на это ресурсы. Отсюда, в артефакте должно быть краткое описание функциональности и примерные сроки интеграции.

Пространство в конфлюенс для ознакомления с процессами и документами

В пространстве в том числе находятся дизайн-гайды. Важно чтобы гайды находились и в фигме и в конфе. Дизайнеры чаще всего идет сразу в фигму, а вот другие участники команды предпочитают читать информацию в конфлюенс.

Ниже кейс как мы снизили кол-во консультаций с 10 до 1 в месяц.

Вот так изначально выглядела навигация по страницам

Стандартный макрос оглавления в конфе
Сделали навигацию картинками-ссылками

Обязательно добавьте информацию с шагом 0. Его смысл в том, чтобы кратко рассказать про первые шаги, которая должна сделать команда. Уже потом плавно и в нужный момент навигировать на техническую документацию и тд.

Часть 2. Процесс со стороны дизайнера

Проектирование CJM и схемы бизнес-процесса

Недавно мне прислали на ревью макет к процессу «Прикрепление документов к платежу и отправка»

Если коротко, сотрудник отделения прикрепляет к созданию платежа подтверждающие документы и направляет их контролеру. Контролер возвращает положительный или отрицательный ответ.

На последнем шаге вижу макет сообщения. Ничего не понимаю, много вопросов по этому макету. Задаю вопрос дизайнеру: «Какой сценарий появления этого экрана?»

В итоге, дизайнер внимательно пересмотрел процесс и предложил оптимальное решение. В целом, в данном случае не было ничего критичного. В конечном итоге, задача задавать такие вопросы и направлять в нужное русло лежит на мне. К сожалению, довольно часто я получаю макеты без какого-либо контекста, схемы или CJM. Запросы на ревью без достаточной информации всегда отклоняются мной.

Какой здесь вывод?

Не приступайте к проектированию интерфейса без проработанного пользовательского пути. Есть риск, что на ревью вы получите такое кол-во замечаний и переделок, что весь интерфейс придется переделать, а это зря потраченные время и деньги.

Прототипирование

На мой вгляд один из самых важных этапов создания прототипа это выбор целевого разрешения экрана. Лучше всего это описывают следующие примеры:

Приложение для скачивания видео в Индии

Как-то я работал в компании, которая позволяет скачивать видео с любого ресурса по ссылке, в том числе индийским пользователям.

Продакт озвучил мне проблему: «90% экспериментов не дают результатов в этом регионе. Нужно повысить конверсию в скачивание видео».

Я, конечно же, первым делом начал искать проблему в UI. Мол, то не так, это не так. Но мои аргументы звучали не убедительно. Я пошел смотреть записи экранов сессий и обнаружил интересную статистику.

Большая часть пользователей имело разрешение экрана что-то около 200px. Мое дальнейшее расследование показало, что в Индии очень популярен кнопочный телефон «JIO Phone». На нем сразу установлены YouTube, все необходимы мессенджеры и соц.сети. Плюсом был выгодный тариф на связь, чем и вызвал популярность телефон.

Наш интерфейс вообще не был адаптирован под такие экраны, да еще и под кнопочный телефон.

Это уже чуть пофиксили
Веб-интерфейс для сотрудников отделений банка ВТБ

Наш бизнес-лидер, ранее работая с клиентами в отделении, негативно относился к длинным скроллам. При этом от дизайнеров часто можно услышать аргумент, что соцсети давно уже создали паттерн скролинга и это нормально.

Мы провели исследования на эту тему и выяснили, что в нашем случае это не совсем удобно. Вот наши наблюдения:

  • Сотрудники работают на компьютерах с дешевыми мышками, а дизайнеры показывают прототипы на дорогих макбуках с отличным тачпадом.
  • Сотрудники для скрола используют браузерный скролбар и часто попадали не в то место куда хотели.
  • У сотрудников есть KPI на обслуживание клиентов. Им важно пройти весть сценарий в рамках одного экрана перемещаясь между шагами кликом на кнопки.

Проектируйте прототипы и готовый интерфейс на целевом разрешение. Учитывайте не экран вашего макбук про или 4к монитора, а устройства пользователей: недорогие андроид смартфоны, небольшие экраны стационарного компьютера или ноутбука, и даже кнопочные телефоны.

  Ревью и приемка интерфейса

И так, вы проработали CJM, изучили гайды, правильно спрототипировали макеты и хотите согласовать итоговую версию с дизайн-лидом или арт-директором.

Тут, конечно, можно написать отдельный материал про обратную связь, критику и тд.

Я хочу акцентировать внимание на другом

«Фиксируйте все замечания, договоренности, итоги в официальном документе или чате».

Есть критичные замечания – договоритесь об объеме и сроках исправления. Есть некритичные моменты – согласуйте в каком релизе исправите. Каждую итерацию ревью начинайте с показа исправлений и фиксируйте эти исправления.

И последнее. Макеты можно считать согласованными если вы четко получили согласование письменно или вам прожали статус у артефакта. Обязательно узнайте у ревьюера точный срок согласования всех макетов. До тех пор пишите, звоните, «пингуйте», «аппайте», пока вам явно не скажут, что вы успешно прошли дизайн-ревью.

 

Подписывайте на мой телеграм-канал Design Fintech. Здесь я регулярно делюсь материалами, исследованиями и инсайтами в финтехе. На подходе «Исследование паттерна фильтрации».

5119

Подпишитесь на еженедельный дайджест с лучшими материалами

Каждый понедельник редакция отбирает и отправляет по почте самые интересные и полезные материалы за неделю.

Cпасибо за подписку!

Теперь каждый понедельник вам будет приходить на почту дайджест. Никакого спама, обещаем!

Читать ещё

Лучшее

Похожее

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Ошибка загрузки файла
Рекомендуем {optim_res}px или больше. Вес файла не более 5МБ. Вы можете загрузить изображение в формате JPG, JPEG, HEIC, PNG или GIF.
Подтвердите действие