Сегодня исполняется 105 лет со дня основания одного из самых заметных и влиятельных явлений в дизайне 20 века, да и в дизайне вообще — школы Баухаус. В честь этого события мы решили спросить у представителей известных дизайн-студий как на них повлиял Баухаус, чтобы отследить, как идеи основателя школы Вальтера Гропиуса до сих пор имеют вес в профессиональном дизайн-сообществе.
Личными историями поделились дизайнеры из беты, CreativePeople, SETTERS, AGIMA, aic, ONY, Nimax, makelove agency.
Влад Голохвастов
Ведущий дизайнер беты
Думаю, Баухаус повлиял на всех — просто не каждый ощущает это влияние напрямую. Мы каждый день видим модерновую архитектуру, решения в которой продиктованы идеологией этого течения. Меня вдохновляет разноплановость — можно делать все строго и симметрично, по правилам и законам, но можно и наоборот. «В этом мире сеток я должен сделать что-то сетчатое» или «Я должен нарушить сетчатость этого мира».
Еще, конечно, Баухауз смог канонизировать форму обучения дизайну с помощью простых фигур. И хотя с каждым новым витком в трансформации искусства люди разрушают существующие направления, освоение дизайна начинается с круга, треугольника, точки и так далее.
Анастасия Чеснокова
Старший диджитал дизайнер CreativePeople
Мое изучение дизайна началось с классического дизайнерского образования, которое считаю своей базой. И в первом семестре мне удалось погрузиться в любопытный курс по Композиции, основанный на форкурсе Баухауса. Заинтересованным рекомендую познакомиться с этой темой подробнее в книге «Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе» от Иоханнеса Иттена. Через упражнения из этой книги мне удалось лучше чувствовать образы, играть с контрастами и ритмом.
Кроме того, Иттен известен своей работой в области цвета, что стало для меня неотъемлемой частью изучения курса по Цветоведению. Я считаю, что цветовой круг Иттена — это настоящий must-have для каждого начинающего дизайнера или художника. Это удобный инструмент, который помогает разбираться в цветовых контрастах и создавать гармонию. В книге Иттена «Искусство цвета» я нашла множество интересных теорий и явлений, включая такие, как симультанный контраст, которые оказались полезными как в живописи, так и в дизайне.
Я также увлечённо изучаю историю Баухауса и его влияние на современный дизайн. В прошлом году была впечатлена историей Дёрты Хельм в сериале «Баухаус — новая эра», в котором хорошо раскрыта женская фигура в творческой атмосфере школы — её путь от академического иллюстратора детских книг к экспериментатору с формами и материалами. Дух школы на продолжении всего сериала вдохновляет!
Если смотреть общим планом, то я переняла от Баухауса принцип минимализма: уход от декоративности и украшательства в сторону функциональности и простоты. А ещё, мечтаю как-нибудь в будущем съездить в Школу в Дессау, чтобы полностью погрузиться в атмосферу того места, где рождалась новая эпоха в дизайне.
Яна Шевченко
Руководитель отдела дизайна SETTERS
В начале моего пути в графическом дизайне правил швейцарский стиль с его безупречной структурой и минимализмом, мощным и сдержанным — именно благодаря этому стилю я научилась строить чистые композиции.
Но затем в карьере случилась точка перехода — проект, связанный с архитектурой и модернизмом, открыл мне Баухаус. От швейцарской точности я перешла к баухаусовской универсальности, где функция и форма в равной степени определяют красоту.
Баухаус не просто показал мне новую эстетику, он изменил подход к творчеству. Мои работы стали отражением баухаусовской идеологии: четкие линии, смелые цветовые блоки и геометрические формы, а также спонтанность, разбавленная систематизированным «хаосом».
Сейчас я везде вижу отголоски баухауса: от бытовых предметов, как табурет из ИКЕИ (Stool 60), и до масштабных архитектурных проектов. Именно Баухаус помог мне понять: великий дизайн не всегда кричит о себе, красота и функциональность должны быть сбалансированы.
Федор Ноздрин
Креативный директор AGIMA
Ле Корбюзье — величайший архитектор-модернист. Хоть он и никогда не был среди преподавателей Баухауса, но его работы оказали огромное влияние на основателей и учеников школы.
«Пять отправных точек архитектуры» или же пять принципов современной архитектуры, нашли отражение и в философии Баухауса, и в проектах его учителей Вальтера Гропиуса, Мис ван дер Роэ и других.
Ле Корбюзье повлиял так же и на стиль советской застройки, железобетонные панели, плоские крыши, отсутствующий декор — все это отголоски его архитектурных догм. Ходят слухи, что потолок высотой 2 метра 28 сантиметров, минимально необходимый человеку предложил именно он. Современный человек может любить или ненавидеть советские панели (скорее конечно же второе), но однозначно такой принцип застройки и облик домов влиял и влияет на мировоззрение человека.
Как именно — думаю каждый может решить для себя, вопрос довольно интересный.
Максим Костенко
Ведущий дизайнер aic
Про Баухаус я впервые услышал на 1 курсе архитектурного факультета, когда нам показывали страной притягательности предметы интерьера и малые формы. Казалось, что я видел что-то подобное 100 раз, но, как говорят, «поздравляем, вы долистали до оригинала». Мы посвятили большой образовательный блок этой школе, вдохновились, что-то поделали в той «стилистике», попробовали разобрать принципы, да и все. А уже после университета, попробовав создать свое дело и новый продукт, я осознал чуткость, прогрессивность и своевременность такого явления, как Баухауз. Попробуйте представить себя на стыке веков, имея за плечами сотни лет проектирования и производства, миропредставления, традиций, образа жизни, и все это стремительно меняется. Настолько быстро, что человек не успевает за этим, он еще живите прошлым, которое в новых реалиях просто не жизнеспособно. И вот, в этот стремительный век технологического прогресса появляются те, кто смог сформулировать и показать: что и как мы будем создавать, чем пользоваться и где будем жить. И, пожалуй, главным новатором и примером для меня был Мис ван дер Роэ: выразительный минимализм, громкая тишина, свобода, в пределах железобетонного каркаса. На контрасте смыслов родились шедевры, и его легендарная фраза «less is more» для меня стала главным принципом работы: создавать простые, но выразительные решения, или «make it simple, but awesome».
Эмиль Исхаков
Арт-директор ONY
Баухауз с его мультидисциплинарным подходом сильно повлиял на наш дизайн. Изначально Баухаус объединил архитектурное, скульптурное и художественное мышление в мультидисциплинарной философии. Мы расширили это мультидисциплинарным подходом, включив типографику, CGI, генеративный, саунд и диджитал дизайн. Таким образом, мы являемся в некотором роде продолжателями Баухауса, создавая новые опыты для брендов через эксперименты с разнообразными медиумами и пробуя новые выразительные средства.
Павел Конюков
Арт-директор Nimax Brands
Баухаус собрал в одном месте ключевые идеи модернистской мысли и стал важной точкой в переходе от традиционного общества в индустриальному с точки зрения дизайна. Тенденции отразились в отказе от порочного украшательства , упрощении дизайна, эстетике лаконичности, понятности и рациональной функциональности.
Влияние на дизайн было колоссальное, актуальное и в нашем постиндустриальном мире. Не могло оно обойти и меня. Я пережил похожее переосмысление.
Если вспомнить про мой личный онтогенез, то еще будучи личинкой дизайнера, я мало что понимал в профессии, например, часами мог крутить неподатливые бессмысленные виньетки на макете. Знакомство с модернистскими принципами Баухауса (и особенно — их структурными последователями из швейцарской школы) стало для меня важной точкой переосмысления своей работы, своеобразной метаморфозой. Если продолжать метафору личинки, я превратился в быструю, осознанную и системную пчелу (так как сравнение с бабочкой тут не совсем подходит).
Даша Иванова
Дизайнер makelove agency
Возможно, прозвучит очень пафосно, но правда, будто бы именно «Баухаус» сформировал меня такой, какая я есть. Начиная от моего понимания, что такое красиво, заканчивая любовью к модернистской архитектуре и восхищением ручками Muji.
Я работаю графическим дизайнером, но училась на архитектуре, и знакомство с «Баухасом» случилось перед поступлением во время подготовки к экзамену по рисунку. Репетитор дал книгу «Искусство формы» Йоханнеса Иттена, и это был какой-то поворотный для меня момент, что неужели простые формы могут быть такими красивыми?
Сама учёба на архитектуре во многом наследует учебный процесс «Баухауса». И кроме этого, как все приличные архитектурные студенты мы, естественно, фанатели от Мис ван дер Роэ, Гропиуса и принципа, что форма следует за функцией. Профессионально с архитектурой не сложилось, но сложилось с дизайном, и именно этот принцип я всё ещё считаю одним из самых важных. Потому что, как сказал Мис ван дер Роэ: я не хочу быть интересным, я хочу быть хорошим.
Благодарим за инфоподдержку материала «Щёлочь» и «Дизайн тащит».