Мелочь
Мелочь
3 мин. читать
1832 показа
617 открытий

Фильтр принятия решения

Как мы выбираем выгодное и почему важно первое впечатление.

Во всем этом виновато наше восприятие и баги мозга, а именно так называемый эффект якоря или эффект привязки.

Начнем с определения.

Эффект якоря, или эвристика привязки и корректировки, эффект привязки (от англ. anchoring and adjustment heuristic), — особенность оценки неизвестных числовых значений человеком, из-за которой эта оценка смещается в сторону ранее воспринятых чисел, даже если эти числа не имеют никакого отношения к оцениваемому значению
Википедия

Этот эффект работает не только с числами.

И простыми словами будет так:

При принятии решения мы полагаемся на первую воспринятую информацию. 

Будь то цена за шоколадку или квартиру, двойка в дневнике ребенка своего или чужого, восприятие художника или рассказа. 

Все заведомо обречено на субъективную трактовку и зависит от того, что видел / слышал / читал / нюхал человек до этого. 

Давайте разберемся на примере из жизни:

Если я скажу родителям просто так, за чаем, что меня отчислили, эта информация воспримется как "конец всего" и будет вызывать эмоции сильно негативные. 

Но если перед этой новостью я им расскажу придуманную историю о том, как кто-то (возможно даже ученик того же вуза) сторчался и кого-то отправил на облака, в красках опишу его злоключения от полицейского участка до сизо, и уже после этого скажу о том, что меня отчислили, реакция будет менее эмоциональная и негативно окрашенная. 

Во втором случае как раз срабатывает эффект якоря, мы намерено заставили посмотреть на случившееся через призму более негативного события.

Причем тут дизайн? 

Лирическое отступление:

[Вообще, я просто хочу делиться интересным, но раз уж все мы тут собрались читать о дизайне, то пришлось поковыряться и подумать, как это может быть связано с дизайном. Ну и конечно поэтому такие странные выборы категорий.]

Так причем же дизайн.

Когда мы собираем кейсы, делаем сайт или презентацию, мы стараемся следить за "единством стиля". Повторяющиеся элементы, типографика, цвета, количество воздуха и многое другое. 

Мы выбираем пару элементов и повторяем их на протяжении всего "проекта". Это позволяет взгляду цепляться за них и понимать, что "ага мы все еще говорим об этом в контексте вот этого" 

Например:

В презентации мы сами с собой условились, что важная информация и правила будут на синенькой подложке, заголовок будет везде капсом, а номер страницы в правом верхнем углу. Получается мы создали определенный якорь восприятия для этой презентации и при ее просмотре, видя синенькую плашку будем понимать, что это важное замечание. 

Нам с вами требуется меньше секунды на восприятие дизайна, будь то сайт, баннер или логотип. И первое, что мы увидели, будет являться "фильтром" для восприятия дальнейшей информации. 


Пы. Сы. 

Источники: 

Википедия

Первоисточник истории про отчисление

Статья о психологии дизайна

Книга "Предсказуемая иррациональность" Дэн Ариели 

Интересное:

Статья на VC с большим количеством примеров 

Восприятие времени

Нравится 1
1832
0

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие