Мелочь
Мелочь
3 мин. читать
1810 показов
459 открытий

Фильтр принятия решения

Как мы выбираем выгодное и почему важно первое впечатление.

Во всем этом виновато наше восприятие и баги мозга, а именно так называемый эффект якоря или эффект привязки.

Начнем с определения.

Эффект якоря, или эвристика привязки и корректировки, эффект привязки (от англ. anchoring and adjustment heuristic), — особенность оценки неизвестных числовых значений человеком, из-за которой эта оценка смещается в сторону ранее воспринятых чисел, даже если эти числа не имеют никакого отношения к оцениваемому значению
Википедия

Этот эффект работает не только с числами.

И простыми словами будет так:

При принятии решения мы полагаемся на первую воспринятую информацию. 

Будь то цена за шоколадку или квартиру, двойка в дневнике ребенка своего или чужого, восприятие художника или рассказа. 

Все заведомо обречено на субъективную трактовку и зависит от того, что видел / слышал / читал / нюхал человек до этого. 

Давайте разберемся на примере из жизни:

Если я скажу родителям просто так, за чаем, что меня отчислили, эта информация воспримется как "конец всего" и будет вызывать эмоции сильно негативные. 

Но если перед этой новостью я им расскажу придуманную историю о том, как кто-то (возможно даже ученик того же вуза) сторчался и кого-то отправил на облака, в красках опишу его злоключения от полицейского участка до сизо, и уже после этого скажу о том, что меня отчислили, реакция будет менее эмоциональная и негативно окрашенная. 

Во втором случае как раз срабатывает эффект якоря, мы намерено заставили посмотреть на случившееся через призму более негативного события.

Причем тут дизайн? 

Лирическое отступление:

[Вообще, я просто хочу делиться интересным, но раз уж все мы тут собрались читать о дизайне, то пришлось поковыряться и подумать, как это может быть связано с дизайном. Ну и конечно поэтому такие странные выборы категорий.]

Так причем же дизайн.

Когда мы собираем кейсы, делаем сайт или презентацию, мы стараемся следить за "единством стиля". Повторяющиеся элементы, типографика, цвета, количество воздуха и многое другое. 

Мы выбираем пару элементов и повторяем их на протяжении всего "проекта". Это позволяет взгляду цепляться за них и понимать, что "ага мы все еще говорим об этом в контексте вот этого" 

Например:

В презентации мы сами с собой условились, что важная информация и правила будут на синенькой подложке, заголовок будет везде капсом, а номер страницы в правом верхнем углу. Получается мы создали определенный якорь восприятия для этой презентации и при ее просмотре, видя синенькую плашку будем понимать, что это важное замечание. 

Нам с вами требуется меньше секунды на восприятие дизайна, будь то сайт, баннер или логотип. И первое, что мы увидели, будет являться "фильтром" для восприятия дальнейшей информации. 


Пы. Сы. 

Источники: 

Википедия

Первоисточник истории про отчисление

Статья о психологии дизайна

Книга "Предсказуемая иррациональность" Дэн Ариели 

Интересное:

Статья на VC с большим количеством примеров 

Восприятие времени

Нравится 1
1810

Подпишитесь на еженедельный дайджест с лучшими материалами

Каждый понедельник редакция отбирает и отправляет по почте самые интересные и полезные материалы за неделю.

Cпасибо за подписку!

Теперь каждый понедельник вам будет приходить на почту дайджест. Никакого спама, обещаем!

Читать ещё

Лучшее

Похожее

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Ошибка загрузки файла
Рекомендуем {optim_res}px или больше. Вес файла не более 5МБ. Вы можете загрузить изображение в формате JPG, JPEG, HEIC, PNG или GIF.
Подтвердите действие