Как мы выбираем выгодное и почему важно первое впечатление.
Во всем этом виновато наше восприятие и баги мозга, а именно так называемый эффект якоря или эффект привязки.
Начнем с определения.
Эффект якоря, или эвристика привязки и корректировки, эффект привязки (от англ. anchoring and adjustment heuristic), — особенность оценки неизвестных числовых значений человеком, из-за которой эта оценка смещается в сторону ранее воспринятых чисел, даже если эти числа не имеют никакого отношения к оцениваемому значению
Этот эффект работает не только с числами.
И простыми словами будет так:
При принятии решения мы полагаемся на первую воспринятую информацию.
Будь то цена за шоколадку или квартиру, двойка в дневнике ребенка своего или чужого, восприятие художника или рассказа.
Все заведомо обречено на субъективную трактовку и зависит от того, что видел / слышал / читал / нюхал человек до этого.
Давайте разберемся на примере из жизни:
Если я скажу родителям просто так, за чаем, что меня отчислили, эта информация воспримется как "конец всего" и будет вызывать эмоции сильно негативные.
Но если перед этой новостью я им расскажу придуманную историю о том, как кто-то (возможно даже ученик того же вуза) сторчался и кого-то отправил на облака, в красках опишу его злоключения от полицейского участка до сизо, и уже после этого скажу о том, что меня отчислили, реакция будет менее эмоциональная и негативно окрашенная.
Во втором случае как раз срабатывает эффект якоря, мы намерено заставили посмотреть на случившееся через призму более негативного события.
Причем тут дизайн?
Лирическое отступление:
[Вообще, я просто хочу делиться интересным, но раз уж все мы тут собрались читать о дизайне, то пришлось поковыряться и подумать, как это может быть связано с дизайном. Ну и конечно поэтому такие странные выборы категорий.]
Так причем же дизайн.
Когда мы собираем кейсы, делаем сайт или презентацию, мы стараемся следить за "единством стиля". Повторяющиеся элементы, типографика, цвета, количество воздуха и многое другое.
Мы выбираем пару элементов и повторяем их на протяжении всего "проекта". Это позволяет взгляду цепляться за них и понимать, что "ага мы все еще говорим об этом в контексте вот этого"
Например:
В презентации мы сами с собой условились, что важная информация и правила будут на синенькой подложке, заголовок будет везде капсом, а номер страницы в правом верхнем углу. Получается мы создали определенный якорь восприятия для этой презентации и при ее просмотре, видя синенькую плашку будем понимать, что это важное замечание.
Нам с вами требуется меньше секунды на восприятие дизайна, будь то сайт, баннер или логотип. И первое, что мы увидели, будет являться "фильтром" для восприятия дальнейшей информации.
Пы. Сы.
Источники:
Первоисточник истории про отчисление
Статья о психологии дизайна
Книга "Предсказуемая иррациональность" Дэн Ариели
Интересное:
Статья на VC с большим количеством примеров