Лена: ХакниДизайн
Лена: ХакниДизайн
3 мин. читать
1365 показов
466 открытий

Как дизайнеру принимать критику?

Дизайнеры все время сталкиваются с критикой своей работы. И это называется бесячим словом ПРАВКИ. Но именно они прокачивают толстокожесть, уровень работ и скилл обоснования дизайн-решений.

Но начать я хочу с того, что такое критика на самом деле.

С точки зрения психологии критика - это анализ действий или результата, субъективное мнение о чем-то, с указанием сильных и слабых сторон. Что важно в этом определении: отсутствие объективности, но присутствие как позитивной, так и негативной оценки.

Своим наставляемым я так и даю обратную связь: не тыкаю в недостатки, чтобы довести до слёз, а обязательно замечаю, что получилось хорошо. И даю рекомендации, что можно улучшить.

Часто ли вы получаете критику в такой идеальной форме? Думаю, что нет. Обычно начальник или клиент особо не думает, ранит ли он вас, если просто выскажет всё, что лично ему не нравится.

Поэтому чаще под критикой мы понимаем именно негативную оценку, претензию и недовольство.

Так что если переформулировать вопрос: "Как принимать негативную оценку?" - он уже звучит не так здраво.

Приходит в голову, что вообще не всегда ее нужно принимать, а уж тем более - как-то правильно и красиво.

Мы же не спрашиваем: "Как мне принимать оскорбления?". Да никак - увеличить дистанцию, указать на нарушение границ, сбить с толку, например, смехом, остроумно парировать. Но главное - остаться спокойным и уверенным, чтобы не дать другому утвердиться за ваш счёт. Ведь он ждёт всего лишь две реакции: оправдание и агрессию.

С критикой ситуация похожая. Поэтому в первую очередь важно для себя определить: Кто её говорит? Зачем? Что вам с этим делать?

С действиями разобрались.

Но что делать, если критика больно ранит, бьёт по самооценке и портит настроение?

1. Разделять свою личность и результаты работы.


2. Если есть моральные силы, можно задать уточняющие вопросы.


3. Если этих сил нет, ответить: "Я принял это к сведению и всё обдумаю" - и спокойно уйти, сохранив лицо. Вообще не обязательно прямо в моменте что-то более конкретное отвечать.


4. Специально попросить людей покритиковать себя. Но нужно обязательно объяснить им, что критика вас ранит, и выделить под это определенное время и место, когда вы будете готовы.

Я, например, сняла рилс с призывом обосрать меня в комментариях. Но мой эксперимент провалился: кто-то был мягок в критике, кто-то вообще не смог найти, за что меня покритиковать.


5. Прямо сказать о своём отношении к критике по той же формуле, которую мы используем, чтобы сказать о нарушении наших границ:

Пример: Вы указали мне на ошибку. Я воспринимаю такие вещи очень болезненно. А я бы хотела выглядеть достойно и сохранить лицо. Прошу в следующий раз учесть мою тонкую душевную организацию и делать акцент не только на негативе, но и отмечать позитивные моменты. Я буду вам очень благодарна, и смогу работать максимально эффективно.

Слова можно подобрать свои, а в формулировке пользы исходить из того, в чем нуждается собеседник.


Ну и, конечно, самим нужно тоже учиться давать корректную обратную связь. Чем больше будет в жизни таких примеров, тем меньше мы будем слышать в адрес своего дизайна: "Всё говно, надо переделать")))

1365

Подпишитесь на еженедельный дайджест с лучшими материалами

Каждый понедельник редакция отбирает и отправляет по почте самые интересные и полезные материалы за неделю.

Cпасибо за подписку!

Теперь каждый понедельник вам будет приходить на почту дайджест. Никакого спама, обещаем!

Читать ещё

Лучшее

Похожее

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Ошибка загрузки файла
Рекомендуем {optim_res}px или больше. Вес файла не более 5МБ. Вы можете загрузить изображение в формате JPG, JPEG, HEIC, PNG или GIF.
Подтвердите действие