Андрей Богданов
Андрей Богданов
4 мин. читать
517 показов
748 открытий

Дизайнер и эмпатия

Эмпатия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания.
Википедия

Такое определение даёт Википедия. Звучит путано, но на деле ничего сложного: это способность сопереживать другим и проникаться их эмоциями. Способность к эмпатии в той или иной степени есть почти у всех, за исключением разве что людей с очевидными психическими отклонениями. 

Про эмпатию часто вспоминают, когда речь заходит о дизайне интерфейсов. Это неудивительно: эмпатия является одновременно и дизайнерским навыком, и методом, и принципом работы дизайнера.

Меня зовут Андрей Богданов, и я работаю дизайн-лидом в ВТБ. Сегодня мы поговорим об эмпатии, а другие мои посты вы можете найти в телеграм-канале: https://t.me/na_produkte

Все люди разные

Первый шаг к тому, чтобы научиться «включать» эмпатию — осознание того, что не все юзеры такие же, как вы. Цифровыми продуктами пользуются люди разного возраста, с разным образом жизни, образованием и пользовательским опытом.

Смертный грех — обвинять в тупости клиентов, которые не смогли постигнуть величие вашей дизайнерской мысли и «подружиться» с вашим UI. Если пользователю неудобно — виноват дизайнер, а не пользователь.

В отличии от, скажем, изобразительного искусства, сервисный дизайн стремится не к элитарности, а к максимальной доступности для своей целевой аудитории.

Знать своих юзеров

Однако чтобы быть понятным своей ЦА, нужно осознавать, что она собой представляет. В этом помогают различные исследования и аналитика рынка. Если у вас есть доступ к соответствующим материалам — не пренебрегайте ими.

А для более глубокого понимания точек соприкосновения клиентов именно с вашим продуктом не обойтись без отслеживания метрик и проведения UX-исследований.

UX-исследования 

Напомню, исследования бывают количественными и качественными.

Количественные (например, first click test) направлены на получение статистически значимой информации, а качественные (например, интервью) — инсайтов о мыслях и эмоциях пользователей.

Качественные исследования — как раз про эмпатию в классическом значении этого слова. Но и количественники, безусловно, помогают лучше понять массового юзера.

Отдельно хочу отметить пару видов исследований. Это метод мокасин, который предлагает «примерить обувь» клиента и пройти его путь, и этнографическое исследование, при котором вы наблюдаете за поведением пользователей в их естественной среде. Попробуйте — здорово ставит голову на место и позволяет избавиться от заблуждений насчёт своих юзеров.

Эмпатия к заказчику

На самом деле, про эмпатию к пользователям говорят часто, а вот о сочувствии бизнес-заказчику — гораздо реже. А между тем проникнуться проблемами бизнеса крайне полезно.

Здесь есть два аспекта:
Во-первых, нужно погружаться в бизнес. Понимание бизнесовых целей, изучение метрик и оценка дизайна с точки зрения решения бизнес-задач — признак хорошего продуктового дизайнера.
А во-вторых, нужно вникнуть в проблемы конкретного человека. Если вы практикуете описанное в первом пункте, вам не составит труда понять, какой груз ложится, например, на вашего PO.

Ответственность за бизнес-результат — тяжкая ноша. Разделите её со своим продактом и стейкхолдерами. Хотя бы в виде нерегулярного упражнения и исключительно с целью развития эмпатии.  

Враги эмпатии

Напоследок — о том, что мешает дизайнеру проявлять эмпатию.

Неприятие критики
Нравится нам это или нет, профессия дизайнера предполагает, что результат нашей работы будет оцениваться как коллегами, так и юзерами. Не теряя скилла отбиваться от необоснованной критики, дизайнеру важно также уметь слышать чужое мнение. Для этого нужна определённая степень терпимости и такта.

Страх
Когда дизайнер не уверен в качестве проектируемых им решений, он может отгонять от себя любые мысли о UX («заказчик согласует — уже слава богу»). Не надо так. Идеальные решения не появляются сами собой. Даже топовые дизайнеры относятся критично к своему UI и стремятся проверять гипотезы с помощью исследований.

Отсутствие фокуса
Для начинающих дизайнеров простительно, когда фокус их внимания полностью переключён на UI. Вопросы, связанные с UX, для них — точка роста. Но более опытным коллегам, конечно, не стоит забывать про своих пользователей, даже несмотря на рутину и горящие дедлайны.

Другие посты тут: https://t.me/na_produkte
Си ю.

517

Подпишитесь на еженедельный дайджест с лучшими материалами

Каждый понедельник редакция отбирает и отправляет по почте самые интересные и полезные материалы за неделю.

Cпасибо за подписку!

Теперь каждый понедельник вам будет приходить на почту дайджест. Никакого спама, обещаем!

Читать ещё

Лучшее

Похожее

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Ошибка загрузки файла
Рекомендуем {optim_res}px или больше. Вес файла не более 5МБ. Вы можете загрузить изображение в формате JPG, JPEG, HEIC, PNG или GIF.
Подтвердите действие