Андрей Богданов
Андрей Богданов
4 мин. читать
2189 показов
376 открытий

Продуктовый дизайн против креативности

Где креатив?

Многие из нас любят на досуге просматривать эффектные сайты на awwwards.com и подобных ему ресурсах. Я — люблю.

А часто вы видите там сервисные интерфейсы типа личных кабинетов банка или операторов сотовой связи? Скорее всего, приблизительно никогда.

Между тем, большая часть продуктовых дизайнеров работает над проектированием интерфейсов, которые я обозвал «сервисными». В них обычно нет крышесносных анимаций, необычной графики и смелой типографики. 

Однако скромные и отчасти даже безликие интерфейсы позволяют компаниям зарабатывать баснословные деньги, а их клиентам — ежедневно совершать огромное количество различных операций.

Давайте разбираться, как так получилось.

Меня зовут Андрей Богданов, и я работаю дизайн-лидом в МТС Финтех. Другие мои посты вы можете найти в телеграм-канале @na_produkte.

Фокус — на главное

Необходимая оговорка: сегодня я буду использовать термин «продукт» для обозначения сервисных цифровых продуктов, хотя понятно, что промо-лендос или сайт-портфолио — это тоже продукты, просто другого плана.

Так вот, в продукте самое главное — удержание, а не привлечение. А чтобы удержать юзера, нужно обеспечить хороший UX при заказе товара, проверке остатка по счету или, например, пополнении баланса. Пользователь должен легко находить нужные кнопки, поля ввода или названия продуктов в каталоге.

Дикие анимации, большие картинки или просто нестандартные решения этому не способствуют.

Привычные паттерны

Креативность — это умение создавать что-то новое и оригинальное. Нужно ли это пользователям? 

Тем, кто заходит на сайт-портфолио дизайнера — вероятно, да. Мы будем приятно удивлены, если сайт выглядит круто, отражая креативность своего владельца, и кайфанем с каких-то прикольных фишек.

А вот если мы заходим в приложение оплатить счет ЖКХ, креатив нам совершенно ни к чему. Отсканировать QR-код — прекрасно. Заполнять минимум полей — великолепно. Креатив — в топку.

А еще хорошо, если QR-код будет в верхнем углу, а кнопка оплатить на форме — снизу. Мы так привыкли.

Существующие паттерны, во-первых, доказано эффективны, а во-вторых, привычны клиентам. Это не значит, что паттерны нельзя менять, но делать это надо аккуратно и точечно, чтобы не отпугнуть аудиторию. И, конечно, замерять эффект.

Время загрузки

Время загрузки контента — важнейшая техническая метрика цифрового продукта. Если с ней проблемы, это непременно отразится и на бизнесовых метриках.

Все, что замедляет сценарии, должно быть критически переосмыслено. Это тоже препятствие для неограниченной фантазии дизайнера.

Сайты с упомянутого awwwards.com могут грузиться по минуте, но для продукта такой вариант не подходит.

Стандартизация и масштабирование

Большой продукт всегда стремится с одной стороны к высокому качеству, а с другой — к уменьшению time to market. При этом первое ведет к растягиванию процессов документирования, тестирования, проверок безопасности и т.д. А второе (хотя и первое тоже) достигается за счет универсальности процессов.

Дизайн также стандартизируется за счет дизайн-системы, гайдлайнов и процедур согласования.

Это не на пользу креативности. К новой фиче не нужно искать сверхоригинального подхода, а нужно безболезненно вписать ее в существующий контекст.

Оно и хорошо: если бы каждый сценарий в продукте разительно отличался друг от друга, пользователям пришлось бы тяжко.

Что делать?

Кто виноват — мы, кажется, разобрались. Никто не виноват, жизнь такая. 

А вот что делать — давайте обсудим.

Качаем «продуктовость»
Продуктовому дизайнеру неизбежно нужно смещать фокус с визуальной красоты на суть. А суть — в том, насколько успешно клиенты и бизнес решают свои задачи средствами дизайна.

Креативим умеренно
Важно научиться видеть красоту в малом — в микроанимациях, удачно подобранных картинках и иконках, хорошо скомпонованных текстах и компонентах. Сам я кайфую даже от самых простых экранов, в которых грамотно подобраны отступы и типографика. 

Отрываемся на промо-форматах
В больших продуктах есть одна креативная отдушина. Это так называемые промо- или маркетинговые форматы: лендосы внутри продукта, баннеры, сторис и т.д. А еще можно оторваться на разных геймификационных сценариях и мини-играх. 

Ищем свою сферу
Уровень креатива отличается в разных сферах и компаниях. В финтехе, скорее всего, дизайн будет относительно консервативным, а дизайн для сети кофеен (см. приложение Дринкит) можно покрутить радикальнее. Ну и от компании к компании подходы разнятся, конечно.

P.S. Маркетинговые форматы, о которых я упомянул выше, заслуживают более подробного разбора. Пост про них я выложу здесь позже, но его (а также дополнительные эксклюзивные публикации) уже можно прочитать в моем телеграм-канале: https://t.me/na_produkte
Си ю.

2189
0

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие