Гипотеза — это предположение или догадка, утверждение, которое требует доказательства.
Обычно выделяют два типа гипотез: о проблеме и о решении.
Гипотеза о проблеме — это предположение о том, что у клиентов есть определённая проблема, которую призван решить ваш продукт.
Гипотеза о решении — наша догадка о том, как возникшую проблему может эффективно решить наш продукт.
Неподтвердившиеся гипотезы первой группы могут поставить под сомнение необходимость самого существования продукта. Второй группы, к которой относится в том числе и UI, — опровергнуть правильность спроектированного решения.
За любым, даже самым простым, дизайн-решением стоит какая-нибудь гипотеза. Например о том, что клиентам понятно, на какую кнопку нажимать. Или о ясности UI-текста. Просто часть из них не формулируется, поскольку не требует дополнительной проверки, а лишь экспертного мнения дизайнера.
Меня зовут Андрей Богданов, и я работаю дизайн-лидом в ВТБ. Сегодня мы говорим о гипотезах, а другие мои посты вы можете найти в телеграм-канале: https://t.me/na_produkte
Хорошие и плохие гипотезы
Гипотезы следует формулировать так, чтобы они были понятны, однозначны и проверяемы.
Приведу пример плохой гипотезы: «Дизайн главного экрана сделан
качественно». Что такое «качественно»? О каких элементах главного экрана идет речь? Каковы критерии качества?
А вот положительный пример: «Клиенты понимают, что на главном экране отображается их баланс с учетом бонусов». Тут проблема обозначена предельно ясно, и нам понятно, что именно проверять с помощью UX-исследования
И ещё один пример. Плохо: «Клиентов раздражают уведомления». Хорошо: «Клиенты отключают уведомления, если большинство из них касается маркетинговых предложений».
Когда гипотезы не надо проверять
Все мы, конечно, топим за максимально проверенные сценарии, эффективно решающие проблемы клиента и задачи бизнеса.
Но всё же бывают случаи, когда от проверки гипотез стоит отказаться:
- Когда решение очевидно для эксперта
Скажем, не имеет смысла проверять, что удобнее клиенту — чекбоксы или радиокнопки, потому что они работают по разной логике, очевидной для любого дизайнера. - Когда цена проверки решения намного выше цены возможных рисков
В таком случае стоит либо задуматься о более дешёвом альтернативном варианте проверки или вовсе отказаться от неё.
В качестве примера можно привести ситуацию, когда невыход в прод вовремя грозит огромными потерями. В таких ситуациях иногда приходится раскатывать непроверенные решения на свой страх и риск. - Когда вы не готовы к изменениям
Проведение исследования имеет смысл только тогда, когда мы готовы внести изменения в случае неподтверждения гипотезы. Если же ресурсов для этого нет, то может получиться грустненько: вы поймёте, что решение неэффективно, но всё равно будете вынуждены его реализовать.Это также касается и случаев, когда решение продиктовано техническими ограничениями системы, которые невозможно обойти.
Способы проверки гипотез
- UX-исследования и тесты
С помощью этого способа можно проверить гипотезу и оперативно внести изменения на стадии подготовки дизайн-макетов. - Другие исследования
Под «другими» я подразумеваю исследования, не связанные напрямую с дизайном: исследования рынка, бенчмарки конкурентов, изучения ЦА, глубинные интервью и т.д. - Отслеживание метрик
Анализ метрик работающего продукта поможет при A/B-тестировании на проде или просто в проверке эффективности существующего решения. Не забываем про Яндекс.Метрику, Google Analytics и их аналоги — они просто незаменимы. - Обратная связь
Отдельным пунктом хочется выделить важность работы с обратной связью от пользователей. Оставленные отзывы, жалобы и обращения — не те вещи, которыми стоит пренебрегать.
Правильная оптика
Умение смотреть на продукт через призму гипотез — ценное качество для продуктового дизайнера. Использование такой оптики здорово «приземляет» дизайнера.
Понимая, что любое наше предположение — лишь гипотеза, мы избавляемся от иллюзии собственной непогрешимости, включаем критическое мышление и страхуем себя от опрометчивых решений.
Успехов вам в формулировании и проверке гипотез.
Другие посты тут: https://t.me/na_produkte