Предмет разговора
Whiteboard challenge — это метод проверки навыков дизайнера, при котором ему предлагается в онлайне с чистого листа выполнить определенные задания. Это может быть поиск проблем в представленных сценариях, проектирование пользовательского пути или продумывание каких-либо решений.
Практика WC (ой, какая сомнительная аббревиатура получилась, пуcть будет WBC) сейчас набирает популярность и позиционируется как полноценная замена тестовым заданиям.
Думаю, вы без проблем найдете статьи с подробным описанием разных методик проведения «идеальных» челленджей, а мой пост будет немного о другом.
Я расскажу, почему раньше игнорировал вайтборд, почему все-таки решился на него и что из этого вышло.
Меня зовут Андрей Богданов, и я работаю дизайн-лидом в МТС Финтех. Другие мои посты вы можете найти в телеграм-канале @na_produkte.
Проблемы с WBC
Главное неудобство вайтборда для меня в том, что для его проведения нужна отдельная часовая встреча в дополнение к часовому интервью.
Это несложно организовать, когда сам ищешь кандидатов. Но если работать в режиме конвейера (как бы это ни звучало) через HR-специалистов, организация дополнительной встречи с выискиванием свободных слотов в календарях участников — та еще задачка.
То ли дело тестовое задание — дал кандидату, договорились о комфортных сроках, проверил в свободное время, опять же в свободное время отписал обратную связь.
Что изменилось?
Несмотря на описанные неудобства, мне все-таки хотелось получить опыт вайтборда, чтобы оценить его полезность на практике.
И вот повод нашелся. У меня неожиданно возникла необходимость нанять сотрудника, причем в сжатые сроки.
И тут на помощь пришли коллеги: посоветовали кандидата, с которым уже предварительно общались и сформировали положительное мнение.
В таких условиях не было необходимости проводить большое интервью, но хотелось побыстрее принять взвешенное решение и, если все сложится, выйти на оффер.
Тут я и придумал формат мини-вайтборда, совмещенного с интервью.
Таймлайн интервью
Чтобы успеть все за отведенный час, я придумал следующий сценарий:
- 0 — 10 мин. — рассказ о проекте
- 10 — 20 мин. — разговор об опыте кандидата
- 20 — 25 мин. — объяснение правил WBC
- 25 — 30 мин. — время на обдумывание задания
- 30 — 50 мин. — непосредственно WBC
- 50 — 60 мин. — вопросы и ответы.
Сразу скажу, в час мы уложились, несмотря на микро-вылеты из таймингов.
Формат WBC
То, что я буду описывать сейчас — не идеальный методологически вайтборд, а лишь моя собственная «компромиссная» версия, придуманная с учетом описанных ограничений.
Вот задание:
Предоставляется скрин экрана в Фигме.
Я дал экран реально работающего продукта. Но, вероятно, вернее было бы дать что-то обезличенное, чтобы избежать ассоциаций с конкретным брендом.
Кандидату предлагается сформулировать, какие проблемы с точки зрения UI и UX есть на этом экране.
Дается пять минут на ознакомление и фиксирование проблем
Можно фиксировать комментами в Фигме, на бумажке или вообще запоминать в уме.
Далее — обсуждение выявленных проблем с интервьюером и подготовка альтернативного решения в виде low-fi прототипа.
Это самая веселая часть, похожая на взаимодействие в реальной дизайн-команде.
Результат
Естественно, ожидать, что по итогам такого челленджа будут сформулированы сильные рабочие гипотезы и получится идеально спроектированный экран, не стоит.
Задача в другом — посмотреть, как кандидат мыслит, как быстро ориентируется в новых обстоятельствах, как общается и как работает с Фигмой (в общих чертах).
WBC полностью оправдал мои ожидания — человек раскрывается прекрасно.
Правда, не нужно забывать, что такое мероприятие может быть крайне стрессовым для кандидата. Поэтому стоит активно включаться в диалог, подбадривать и вообще всячески снижать градус. Тогда человек раскроется.
Думаю, если бы WBC был проведен в «полноформатном» варианте, он был бы еще более информативен. Но в моей ситуации в этом не было нужды.
Короче говоря, опыт Whiteboard Challenge официально признаю успешным и рекомендую всем дизайн-лидам ознакомиться с методологией более подробно.
Если выстроить WBC грамотно и уделить ему побольше времени, он может заменить собой тестовое задание. Его вполне можно предлагать кандидату в качестве альтернативы тестовому, если тот не располагает свободным временем. И вообще, не бойтесь пробовать новое. Сейчас есть возможность находить новые подходы и фреймворки как дизайн-менеджерам, так и дизайнерам. Не упускайте ее.
Другие посты тут: https://t.me/na_produkte
Си ю.