Всеобщее счастье
Недавно мне удалось сформулировать одну простую и, кажется, очень правильную мысль:
Хороший дизайн должен делать счастливыми три категории людей: клиентов, заказчиков и разработчиков продукта.
Несмотря на то, что эти группы не равновеликие, а вторая может отчасти или полностью пересекаться с третьей, такое разделение кажется мне оптимальным для правильной расстановки акцентов.
Рассказываю, почему.
Меня зовут Андрей Богданов, и я работаю дизайн-лидом в МТС Финтехе. Другие мои посты вы можете найти в телеграм-канале: https://t.me/na_produkte
Счастливые клиенты
Думаю, никому не нужно доказывать важностью качественного проектирования UX. Пользователи, получающие позитивный опыт взаимодействия с продуктом, будут пользоваться им активнее. Это очевидно.
Однако я намеренно использую понятие «клиент», а не «пользователь». Цифровой продукт должен быть не просто хорош сам по себе, но и органично встраиваться в общий CJM (Customer Journey Map), обеспечивая лучший клиентский опыт.
Каким бы удобным ни был заказ готовой еды через приложение, все впечатление напрочь испортит доставщик, который приехал на пару часов позже указанного срока.
Счастливые заказчики
Безусловно, важно как работает и как сделан продукт. Но еще важнее зачем он сделан. А сделан он почти всегда для решения задач бизнеса. Исключение составляют некоммерческие проекты, но и в них заложены определенные планы и критерии успешности.
Каким бы удобным и приятным для клиента ни был продукт, если он не решает задачи бизнеса, проект придется свернуть или совершить пивот (pivot — изменение стратегии компании).
Задачи и приоритеты бизнеса могут быть разными в зависисмости от стратегии, жизненного цикла компании и ситуации на рынке. Дизайнеру полезно понимать такие вещи — это делает его работу более осознанной.
Если опуститься на более приземленный уровень, то полезно погрузиться в ключевые метрики и показатели эффективности сценариев, над которыми вы работаете. А в идеале — не просто погрузиться, но и участвовать в их определении и анализе.
Счастливые разработчики
Необходимое пояснение: под разработчиками я имею в виду команду, которая трудится над проработкой и реализацией сценариев. И в первую очередь, конечно, самих дизайнеров.
В некоторых случаях (например, в небольших стартапах) команда разработки может совпадать с предыдущей группой, то есть быть заказчиками у самих себя.
Однако если при разговоре о заказчиках мы исходим из того, что для них важен бизнес-результат, то в контексте команды разработки я хочу сделать акцент на удовольствии от процесса.
Поэтому в данном случае я говорю о дизайне не как об итоговой картинке, а как о процессе проработки решения.
Каким бы качественным ни был результат, если он достигается путем ежедневных страданий, авралов и интриг, — в черту такой дизайн.
Эту мысль важно держать в уме дизайн-менеджерам. Их функция не только в том, чтобы производить крутой продукт, но и в обеспечении достойных условий работы своих дизайнеров.
Идеальна ситуация, когда получается избежать токсичности и в общении с другими коллегами: разработчиками, аналитиками, бизнесом и т.д. Хотя бы в те моменты, когда представители этих ролей взаимодействуют с дизайнерами.
При этом удовольствие от работы вовсе не предполагает, что продукт должен рождаться легко и без особых усилий участников процесса. Конструктивные конфликты, нечастые переработки и неизбежные ошибки — это ок.
Важно то, как принято решать проблемы и что чувствуют сотрудники после их разрешения: удовольствие от преодоления непростой ситуации или желание проглотить пригоршню антидепрессантов.
Чеклист
В итоге у нас получился своеобразный чеклист для оценки дизайн-процессов, состоящий из следующих пунктов:
✅ Наш продукт имеет ценность для клиентов
✅ То, что мы делаем, приносит пользу бизнесу
✅ Я и моя команда получаем удовольствие от своей работы.
Если хотя бы один из этих пунктов не выполняется — это повод задуматься о том, как повлиять на происходящее. А то и вовсе о смене проекта.
Если продукт выгоден для бизнеса, но нечестен или неэтичен по отношению к клиентам — это довольно сомнительная страничка в вашем резюме.
Если нет бизнес-эффекта или вообще какой-либо пользы для компании, работа на таком проекте приведет к профессиональной деградации.
А ситуация, когда дизайнер и его команда постоянно испытывают стресс, не способствует нормальной работе и развитию профессиональных навыков.
Уверен, что перечисленное верно для тех, кто пришел в профессию по любви и хочет развиваться. В том числе и для вас, подписчики-дизайнеры.
А что вы думаете по поводу моего чеклиста?
Другие посты тут: https://t.me/na_produkte