Привет! Я Ваня Соловьёв, руководитель продуктового дизайна в «Магните». Рано или поздно в компании возникает вопрос: как оценивать вклад и навыки продуктовых дизайнеров. Тогда ответственные начинают искать информацию в интернете, собирая обрывки знаний то тут, то там. Обычно это приводит к неточным результатам: системы и методы оценки разные, и их объединение не всегда положительно сказывается на итоговом результате.
Сегодня я подробно расскажу о том, что такое дизайн-чекап, как он помогает нам в диалоге с бизнесом и о финальных этапах оценки.
Содержание цикла
- Часть 1: Этапы оценки
- Часть 2: Карта навыков
- Часть 3: Дизайн-чекап команды (вы здесь)
Дизайн-чекап
Если оценка навыков даёт нам детальный разбор компетенций дизайнера, то дизайн-чекап позволяет оценить его влияние на продукт и ценность на уровне бизнеса. Он состоит из трёх этапов: разговор, легенда и оценка.
Разговор
Дизайн-лид на 1–1 узнает у дизайнера ответы на вопросы из скрипта ниже. Придерживаться скрипта необходимо, чтобы в конце получить схожие данные по другим дизайнерам.
Вводная
«Сегодня я хотел бы поговорить о том, насколько тебе комфортно работается в компании и в команде. Будет здорово, если ты поделился своим мнением откровенно. Я постараюсь внимательно выслушать всё, что ты скажешь, и повлиять на ситуацию там, где это в моих силах.»
Вопросы
- Что тебе нравится в твоей работе?
- Что тебе не нравится? Есть ли что-то, что вызывает дискомфорт?
- Насколько тебе интересны поставленные задачи?
- Как ты видишь свой путь развития? Какие цели ставишь перед собой?
- Считаешь ли, что можешь реализовать свои цели в нашей компании?
- Достаточно ли тебе признания, получаешь ли ты удовлетворение от выполнения задач?
Договоренности
Что я могу сделать, чтобы решить проблемы, которые вызывают наибольший дискомфорт и чувство неудовлетворенности?
Итог
Подведи итог и поблагодари за диалог: «Спасибо, что поделился своим мнением. Вопросы, которые зависят от меня, я постараюсь решить в ближайшее время».
Легенда
Затем дизайн-лид переходит к легенде, чтобы понять контекст и подготовить ответы на вопросы для следующего этапа.
Первые три вопроса: результативность, критичность для бизнеса и сложность замены, имеют 3-балльную шкалу оценки. Причём каждый балл в каждом вопросе несёт свой смысл, поэтому читать каждый вопрос и оценки к нему стоит внимательно.
И четвёртый вопрос о возможных причинах неудовлетворённости сотрудника открытым. Здесь могут быть указаны любые причины и мотивы.
Оценка
На финальном этапе дизайн-лид заполняет данные по каждому дизайнеру. В столбцы с вопросами он ставит оценки, и по итогам трех вопросов определяется общий вес дизайнера.
Что такое вес дизайнера? Это совокупная значимость сотрудника с точки зрения бизнеса. Интерпретировать вес следует следующим образом:
- от 1 до 3 — лучше расстаться с дизайнером, если его грейд выше джуниора
- от 4 до 5 — присмотреться к нему внимательнее в следующие полгода
- 6 — хороший дизайнер и костяк команды, делает ровно то, для чего его нанимали
- от 7 до 9 — великолепный дизайнер, проявлять больше лояльности к его инициативам
Также не забываем вносить данные с первого и второго этапа, чтобы иметь полную картину по дизайнеру, его мотивации и дальнейшим намерениям.
Такой документ наглядно продемонстрирует состав вашей дизайн-команды и выделит тех сотрудников, на которых стоит обратить особое внимание по различным причинам. Этот документ хорошо воспринимается бизнесом, так как позволяет быстро оценить структуру вашей команды, значимость каждого сотрудника, потенциал их роста и другие важные параметры.
Ссылку на шаблон дизайн-чекапа вы найдете в конце статьи.
Финальная калибровка
Когда дизайнер написал Self Review и заполнил оценку навыков, а коллеги дали обратную связь, пора провести финальную калибровку, чтобы устранить последние возможные шероховатости.
Дизайн-лид по шаблону пишет пост о каждом своем дизайнере и по очереди публикует в канале для калибровки. Там находятся все дизайн-лиды и руководители других дизайн-направлений: исследователей, редакторов и т.п.
После публикации поста каждый может в комментариях высказаться о дизайнере, если ему есть что добавить. Обычно это пожелания на будущее или акцент на каком-то навыке, в развитии которого они видят необходимость. Если к посту о дизайнере добавить нечего, то и писать ничего не стоит.
Хорошим упражнением будет собрать всех дизайн-лидов на часовую встречу, открыть документ с дизайн-чекапом и финально пройтись по каждому дизайнеру. Так вы получите общую картину по команде: кому повысить грейд, кому оклад, а за кем стоит понаблюдать внимательнее.
Личный план развития
Когда проведены финальные калибровки, можно начать писать личные планы развития (ЛПР) для каждого дизайнера. Это самый важный шаг во всей оценке компетенций, т.к. это объединение всех пройденных этапов в простой и структурированный рассказ.
Шаблон на ЛПР будет ждать вас в конце статьи.
Итоговая оценка
Это понятная оценка работы дизайнера за последние полгода. Мы ожидаем, что большинство сотрудников получит оценку «соответствует ожиданиям» — это хороший результат, показывающий, что всё идёт нормально. Крайние оценки «ниже ожиданий» или «выше ожиданий» рассматриваются отдельно: в первом случае мы будем внимательнее следить за работой дизайнера в будущем, а во втором — проявим к нему больше лояльности, чем обычно.
Что нравится в твоей работе
Здесь мы стараемся писать обезличенную обратную связь от коллег. Это приятная часть для дизайнера, поэтому лучше не скупиться на похвалу. Из собственного опыта знаю, что ребята время от времени возвращаются к этому документу, чтобы перечитать данный раздел, так как он мотивирует и заряжает энергией, когда это необходимо.
Над чем нужно поработать
Тоже обезличенная обратная связь от коллег, но только о том, что они хотели бы улучшить в работе с дизайнером.
Обратная связь от руководителя
Дизайн-лид лучше всех знает своего дизайнера, его сильные и слабые стороны. Этот блок критически важен для дизайнера, так как позволяет получить подробную обратную связь от своего руководителя. Советую писать взвешенно и вдумчиво, поскольку если вы хороший руководитель, то обычно дизайнеры прислушиваются к каждому вашему слову. Учтите, что эта часть будет разобрана на кусочки и проанализирована дизайнером множество раз.
Точки роста
Всё, что написано в этом блоке, определяет вектор развития на ближайшие полгода, и дизайнеру предстоит работать над этим в течение указанного периода. Ставьте достижимые цели, если они кажутся сложными — разбивайте на мелкие цели, чтобы прогресс по ним был заметен.
Некоторые мои дизайн-лиды предпочитают сразу ставить задачи в Jira, чтобы дизайнер их не потерял и мог брать из беклога по мере необходимости. Это удобно, если такой формат работы подходит дизайнеру.
Дополнительно для расширения знаний
В этом блоке мы собираем все полезные знания, которые могут пригодиться дизайнеру в ближайшие полгода. Одни могут дополнять точки роста, а другие давать новый опыт в смежных с дизайном областях.
У нас есть базовый набор знаний, который мы рекомендуем всем дизайнерам, и лид может добавить туда всё, что сочтёт полезным для дальнейшего развития сотрудника.
Далее дизайн-лид проводит индивидуальные встречи с каждым из своих дизайнеров, подводя итоги и обсуждая личные планы развития. Трехнедельная оценка компетенций завершена, мы получили новые данные о наших дизайнерах и теперь можем предпринимать дальнейшие шаги: рассмотреть повышение грейдов и зарплат или уделить кому-то более пристальное внимание.
Заключение
Рассматривайте оценку компетенций как важный промежуточный этап работы команды дизайна. Проходя её каждые полгода, вы будете уверены, что текущая конфигурация вашей команды отвечает требованиям бизнеса, а дизайнеры имеют достаточную мотивацию для дальнейшей работы.
Полезные ссылки
Спасибо Коле Реутину за отличную основу для дизайн-чекапа. И отдельное спасибо моим дизайн-лидам: Саше Букину, Артёму Флеину, Жене Михайлову и Виталию Симанову за помощь в разработке и проведении оценки компетенций ❤️