Андрей Богданов
Андрей Богданов
4 мин. читать
804 показа
1112 открытий

Дизайнер и эмпатия

Эмпатия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания.
Википедия

Такое определение даёт Википедия. Звучит путано, но на деле ничего сложного: это способность сопереживать другим и проникаться их эмоциями. Способность к эмпатии в той или иной степени есть почти у всех, за исключением разве что людей с очевидными психическими отклонениями. 

Про эмпатию часто вспоминают, когда речь заходит о дизайне интерфейсов. Это неудивительно: эмпатия является одновременно и дизайнерским навыком, и методом, и принципом работы дизайнера.

Меня зовут Андрей Богданов, и я работаю дизайн-лидом в ВТБ. Сегодня мы поговорим об эмпатии, а другие мои посты вы можете найти в телеграм-канале: https://t.me/na_produkte

Все люди разные

Первый шаг к тому, чтобы научиться «включать» эмпатию — осознание того, что не все юзеры такие же, как вы. Цифровыми продуктами пользуются люди разного возраста, с разным образом жизни, образованием и пользовательским опытом.

Смертный грех — обвинять в тупости клиентов, которые не смогли постигнуть величие вашей дизайнерской мысли и «подружиться» с вашим UI. Если пользователю неудобно — виноват дизайнер, а не пользователь.

В отличии от, скажем, изобразительного искусства, сервисный дизайн стремится не к элитарности, а к максимальной доступности для своей целевой аудитории.

Знать своих юзеров

Однако чтобы быть понятным своей ЦА, нужно осознавать, что она собой представляет. В этом помогают различные исследования и аналитика рынка. Если у вас есть доступ к соответствующим материалам — не пренебрегайте ими.

А для более глубокого понимания точек соприкосновения клиентов именно с вашим продуктом не обойтись без отслеживания метрик и проведения UX-исследований.

UX-исследования 

Напомню, исследования бывают количественными и качественными.

Количественные (например, first click test) направлены на получение статистически значимой информации, а качественные (например, интервью) — инсайтов о мыслях и эмоциях пользователей.

Качественные исследования — как раз про эмпатию в классическом значении этого слова. Но и количественники, безусловно, помогают лучше понять массового юзера.

Отдельно хочу отметить пару видов исследований. Это метод мокасин, который предлагает «примерить обувь» клиента и пройти его путь, и этнографическое исследование, при котором вы наблюдаете за поведением пользователей в их естественной среде. Попробуйте — здорово ставит голову на место и позволяет избавиться от заблуждений насчёт своих юзеров.

Эмпатия к заказчику

На самом деле, про эмпатию к пользователям говорят часто, а вот о сочувствии бизнес-заказчику — гораздо реже. А между тем проникнуться проблемами бизнеса крайне полезно.

Здесь есть два аспекта:
Во-первых, нужно погружаться в бизнес. Понимание бизнесовых целей, изучение метрик и оценка дизайна с точки зрения решения бизнес-задач — признак хорошего продуктового дизайнера.
А во-вторых, нужно вникнуть в проблемы конкретного человека. Если вы практикуете описанное в первом пункте, вам не составит труда понять, какой груз ложится, например, на вашего PO.

Ответственность за бизнес-результат — тяжкая ноша. Разделите её со своим продактом и стейкхолдерами. Хотя бы в виде нерегулярного упражнения и исключительно с целью развития эмпатии.  

Враги эмпатии

Напоследок — о том, что мешает дизайнеру проявлять эмпатию.

Неприятие критики
Нравится нам это или нет, профессия дизайнера предполагает, что результат нашей работы будет оцениваться как коллегами, так и юзерами. Не теряя скилла отбиваться от необоснованной критики, дизайнеру важно также уметь слышать чужое мнение. Для этого нужна определённая степень терпимости и такта.

Страх
Когда дизайнер не уверен в качестве проектируемых им решений, он может отгонять от себя любые мысли о UX («заказчик согласует — уже слава богу»). Не надо так. Идеальные решения не появляются сами собой. Даже топовые дизайнеры относятся критично к своему UI и стремятся проверять гипотезы с помощью исследований.

Отсутствие фокуса
Для начинающих дизайнеров простительно, когда фокус их внимания полностью переключён на UI. Вопросы, связанные с UX, для них — точка роста. Но более опытным коллегам, конечно, не стоит забывать про своих пользователей, даже несмотря на рутину и горящие дедлайны.

Другие посты тут: https://t.me/na_produkte
Си ю.

Нравится 1
804
0

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие