Учебник DSGNERS!
Учебник DSGNERS!
6 мин. читать
3629 показов
903 открытия

Что такое пользовательский интерфейс

Введение

Разберем: что такое пользовательский интерфейс, виды и правила проектирования. Как его делать на практике и какими программами пользоваться. И напоследок кратко о трендах и адаптиве. Ещё в абзацах на разные темы дополнительные источники. Хорошего прочтения!

Определение пользовательского интерфейса

User Interface — внешний вид программы, с которым взаимодействует пользователь продукта, он есть у каждого сайта и приложения. Перед программой стоит задача выполнить цель пользователя, а последний хочет сделать это как можно быстрее и легче. Если мы сравним Телеграм и любую программу прошлого века, то заметим огромный скачок в развитии.

С каждым годом бизнесы упрощают свои продукты, дабы люди больше времени и денег тратили в их приложение, а не конкурента. В этом значение пользовательского или клиентского интерфейса — создать как можно благоприятнее обстановку, чтобы переманить человека на свою сторону.

 

Интерфейс прошлого века, сравните с Телеграмом в телефоне и почувствуйте разницу

Основные компоненты пользовательского интерфейса

Из чего состоит пользовательский интерфейс? Не забываем, что дизайн — часть программы и должна выполнять задачи людей. Поэтому он строится из разных пазликов, рассмотрим каждый для лучшего понимания.

  1. Графические элементы — иконки и кнопки. Пользователь распознает их быстрее всего за счет контраста. Часто они отвечают за важные действия, например «оплатить» или «перейти в корзину». Если убрать весь текст, то этих компонентов будет больше всего.

  2. Ввод данных — формы, поля ввода и переключатели (forms, input fields, tumblers). Они создают диалог человека с программой, чтобы первый получал обратную связь. Их меньше, чем кнопок, но сталкиваемся с ними ежедневно. Без них приходилось бы каждый раз звонить консультанту или заполнять данные офлайн.

  3. Навигация. Плохая навигация — ужасный интерфейс. Это уже раздел User eXperience, но он остается частью дизайна. Хлебные крошки, поиск, меню — без них мы перемещались по сайтам (в основном это сервисы и приложения) в разы медленнее, поэтому и должны быть везде.

  4. Информационные компоненты. С помощью уведомлений, тултипов (всплывающих подсказок) или индикаторов состояний интерфейс дает обратную связь пользователю. Когда мы неправильно ввели пароль, программа подсказывает об ошибке, чтобы быстрее сориентироваться и устранить неполадку.

Самые базовые и простые элементы, в атомарном дизайне их называют атомами

Типы пользовательских интерфейсов

Тут расскажем, какие бывают разновидности пользовательского интерфейса, ведь каждый создается под определенные задачи.

  • Самый популярный и востребованный — графический, GUI. Все, о чем говорили ранее, относится именно к нему.

  • Командно-строковой, CLI. Командная строка Windows, например. Она непонятна и некрасива, но отлично выполняет цель человека — ввести команду программе, чтобы получить обратное действие.

  • Текстовый, TUI. Тоже невостребованный и состоит практически только из текста (буквы, цифры и специальные символы).

  • Голосовой, VUI. Тут нет кнопок и иконок, как в двух прошлых, ведь ввод и вывод данных осуществляется голосом. Всем известные «Окей, Google» и «Привет, Siri».

  • Жестовый, Gesture-based UI. Ввод и вывод данных уже осуществляется жестами.

 

В основном дизайнеры проектируют лишь обыкновенный GUI, поэтому можете не волноваться и не заучивать все виды пользовательских интерфейсов. Кстати, дизайн для людей с ограниченными возможностями называют инклюзивным.

Знаменитая командная строка Windows, самый популярный CLI

Принципы дизайна пользовательского интерфейса

Это придумали очень давно и называют 10 эвристиками (Якоб Нильсен, местная легенда). Рассмотрим несколько из них чуть подробнее.

  • Согласованность и предсказуемость. Частая ошибка начинающих дизайнеров. Если «Корзина» один раз называется «Корзина», то должна она называться так везде. Это позволяет заранее иметь представление о том или ином объекте в интерфейсе.

  • Понятность и интуитивность.Мы часто передвигаемся в дизайне на своеобразной чуйке благодаря паттернам. Если ранее человек пользовался одним интерфейсом, то без затруднений благодаря «мышечной памяти» освоит схожий.

  • Обратная связь и взаимодействие с пользователем.Чуть выше рассказывали, это те же информационные компоненты. Когда пользователь видит состояния компонентов (ошибка, недоступно и другие), то быстрее проанализирует ситуацию и выберет лучший вариант.

  • Минимализм и универсальность. Тут все просто — чем меньше, тем лучше. В начале уже рассказали, что интерфейс решает задачи клиента комфортно и быстро, а для этого необходимо быть чистым и разносторонним. Новички часто про это забывают и в их работах мало свободного пространства.
Понимание этих принципов придет с опытом, но лучше ознакомиться с этим подробнее.

Инструменты разработки пользовательского интерфейса

Наверно, вы ожидали увидеть здесь фотошоп, но нет. 

  1. Figma.Самый востребованный инструмент во всем мире. Графический редактор, в котором: рисуют интерфейсы, брейнштормят командой, создают дизайн-системы, прототипируют, тестируют и даже кодят. Бесплатно.

  2. Adobe XD.Здесь все сделано для уже сборки дизайна и последующего прототипирования. Некоторые в нем создают оживленные эскизы от руки, чтобы иметь представление о продукте.

  3. Sketch.Детище Apple, которое работает только на macOS. Схоже с Фигмой по функционалу и является хорошей заменой, если учитывать только составляющую дизайна.

Три кита проектирования интерфейсов: Figma, Adobe XD и Sketch

Порой приходится проводить разные исследования, чтобы на практике сделать интерфейс лучше. 

  1. А/B тестирование (количественный метод).Показывает, какой из двух похожих вариантов с одним различием для пользователя наилучший.

  2. Юзабилити тестирование (качественный). Наглядно демонстрирует взаимодействие пользователя с продуктом и как его облегчить или ускорить.

 

Иногда на создание компонентов уходит слишком много времени, которое можно потратить рациональнее. Для этого в больших продуктах пользуются готовыми решениями и называют дизайн-системами, чтобы собирать интерфейс как пазл или конструктор.

 

Тренды и адаптивы в дизайне пользовательского интерфейса.

В навыки дизайнера входит расширять интерфейс под разные устройства (делают это не разработчики). Можно поделить интерфейсы на два вида:

  1. адаптивные

  2. респонсивные (отзывчивые). 

Адаптивный сужается и растягивается словно резина, в соответствии с шириной экрана. А вот респонсивный подстраивается под устройство и требует больше времени на создание. Второй вариант лучше, ведь он практичнее и дороже, поэтому обучиться этому необходимо.

Последнее, что затронем — material и flat design. Последний характеризуется плоскостью, простотой и двумерностью, а первый наоборот — объемом, тенями, скруглениями и физикой реальных объектов. Он же к слову и является дизайн-системой Google.Многие напрасно уходят в крайности и забывают о стиле графической составляющей или придают ей первую роль. Этому, как и адаптивному дизайну, просто надо обучиться и уметь.

Material популярнее и встречается повсеместно, ведь использует физику реального мира

Заключение

Сегодня вы ознакомились с минимальной базой для дизайнера, но впереди еще больше знаний. Некоторые навыки начните развивать уже сегодня: скачайте Фигму и потихоньку осваивайте ее по гайдам (которых полно на этом ресурсе), или прочитайте чуть больше про принципы дизайна, чтобы создавать максимально удобные интерфейсы. Спасибо за прочтение!

3629

Подпишитесь на еженедельный дайджест с лучшими материалами

Каждый понедельник редакция отбирает и отправляет по почте самые интересные и полезные материалы за неделю.

Cпасибо за подписку!

Теперь каждый понедельник вам будет приходить на почту дайджест. Никакого спама, обещаем!

Читать ещё

Лучшее

Похожее

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Ошибка загрузки файла
Рекомендуем {optim_res}px или больше. Вес файла не более 5МБ. Вы можете загрузить изображение в формате JPG, JPEG, HEIC, PNG или GIF.
Подтвердите действие