Продуктовая гипотеза - это предположение, которое выдвигается в процессе разработки или улучшения продукта. Она основывается на анализе рынка, изучении конкурентов, а также понимании потребностей и ожиданий пользователей.
Простыми словами - мы формулируем предположение о том, какие изменения или новые функциональные возможности в продукте могут привести к достижению каких-либо бизнес-целей или повышению удовлетворенности пользователей.
Как же формулировать гипотезы?
Наиболее удобный формат формулировки гипотез — это формула.
Я использую следующую:
Мы полагаем, что [создание этой функции], для [люди, персоны], мы достигнем [исход]. Эксперимент удачен, если [значение метрики].
Метод ICE Scoring
В процессе работы сформируется довольно большое количество предположений. Мы не можем взяться за все сразу, так как это может быть не выгодно для компании за счет траты больших бюджетов, а также мы можем уделить больше время на реализацию гипотез, которые и не нуждались в таком внимании.
В этот момент нам на помощь приходит метод, который позволит понять, какие гипотезы нужно реализовать в первую очередь, какие во вторую, а какие вовсе оставить на самый последний момент. Самыми популярными методами являются ICE и RICE, однако остановлюсь на первом.
ICE (Impact, Confidence, Ease) - метод, благодаря которому можно приоритезировать гипотезы по следующим параметрам: влияние, уверенность и легкость в реализации.
Для приоритезации гипотез, каждой из них нужно присвоить оценку по трем факторам по 10-бальной шкале (1-10), где 10 - максимальный показатель. Для облегчения оценки можно задавать себе вопросы, прописанные для каждого показателя:
- Impact (влияние) - этот показатель оценивает влияние гипотезы на показатели продукта.
Вопросы: Насколько это будет эффективно? Что это даст наших пользователям, их целям и задачам?
- Confidence (уверенность) - показатель отвечает за вашу уверенность в нужном результате с помощью реализации данной гипотезы.
Вопросы: Как мы можем быть уверены, что эта фича приведёт к такому улучшению, которое было описано в impact и займет какое-либо количество времени?
- Ease (легкость) - показатель оценивает легкость в реализации гипотезы с точки зрения проектирования, разработки.
Вопросы: Насколько легко будет разрабатывать, тестировать и запускать эту фичу?
После того, как мы оценили все гипотезы по каждому из трех критериев, нужно подсчитать оценку для каждой:
ICE = Impact x Confidence x Ease
Что получается, например:
Гипотеза 1:
Impact - 7
Confidence - 6
Ease - 3
7 x 6 x 3 = 126
Гипотеза 2:
Impact - 9
Confidence - 8
Ease - 8
9 x 8 x 8 = 576
Гипотеза 3:
Impact - 7
Confidence - 10
Ease - 6
7 x 10 x 6 = 420
Из расчетов мы понимаем, что нам нужно реализовать сначала 2, затем 3, и только потом 1 гипотезу.
Есть одно НО
Нужно сказать, что большой минус ICE в субъективности к оценке гипотез. Из-за того, что показатели напрямую не связаны с продуктовыми метриками, бывают случаи, что результаты просто подставляют под ту гипотезу, которую реализовать выгоднее для сотрудников (причины бывают разные).
В любом случае, этот метод функционирует и является хорошим помощником в приоритезации гипотез, главное использовать его честно).