Геймификация в дизайне интерфейсов — это хороший способ превратить пользовательский опыт в захватывающую игру. Почему? Потому что игра — это эмоции, вовлеченность и мотивация. Именно это способствует повышению удовлетворения от использования продукта и желания вернуться в него снова.
Так что же такое «геймификация»?
Геймификация — это использование элементов и механик из игрового мира в неигровых ситуациях, таких как, например, образование, здоровье и так далее.
В последние годы геймификация стала использоваться в продуктах, которые, казалось бы, к играм и развлечениям не имеют никакого отношения. Дело в том, что начала закрепляться мысль, что именно эмоции повышают интерес и мотивацию, заставляют «прожить» момент. Это используется не только в сфере дизайна, но и в маркетинге, рекламе.
Способы внедрения геймификации
В этой статье я опишу способы, как геймификацию можно использовать в UX/UI дизайне, а также покажу каждый из них на примерах.
1. Направленность на результат
Внедрение геймификации может быть ориентировано на достижение результата. Конечная цель стимулирует пользователя неоднократно вернуться в приложение.
Среди приложений, которые используют этот способ можно назвать Focus Plant. Его цель — концентрация на задаче без использования гаджетов. Как оно работает? Вы устанавливаете временную цель, например, 45 минут. Пока вы не заходите в другие приложения, оно копит воду, которую вы сможете использовать для полива растений в вашем саду. Если вы выходите из приложения — вода теряется.
2. Ограничения, рамки
Ограничения — это хороший способ стимулировать пользователя на совершение действия. В качестве ограничений и рамок могут служить дедлайны, которые поторапливают пользователя совершить действие.
Пример применения этого способа геймификации можно найти в приложении для чтения My Book. Пользователь может самостоятельно выставить себе цель по прочтению какого-либо количества книг за определенный период, что будет мотивировать его заходить в приложение как можно чаще, тем самым повышая коэффициент вовлеченности.
3. Награды
Действенный способ мотивации пользователя — это достижения, которые поощряют его и завлекают вернуться вновь в приложение, чтобы получить больше наград.
Тут я приведу в пример приложение для изучения иностранных языков EWA. Нужно сказать, что в этой статье я буду неоднократно обращаться к нему. Также почти для всех пунктов моей статьи подходит Duolingo, но думаю, что многие подустали от него, разнообразим:)
Пользователь получает награду за определенный пройденный этап в приложении. Например, он выучил 50 слов, прошел 100 уроков или заходил 10 дней подряд.
Минус конкретно в этом приложении — это маленькое количество наград, которые можно получить в первую неделю изучения языка в приложении, что и произошло со мной. В таком случае этот способ быстро исчерпывает себя.
Тут хочу еще дополнительно привести в пример AliExpress. Если честно, после перехода на локальное мобильное приложение, оно стало абсолютно несуразным. Ощущение, будто его слепили на коленке за месяц. Не понимаю почему об этом все молчат.
Но не об этом. У них есть пример геймификации, где каждый пользователь может выиграть купоны/монеты, которые он сможет использовать в дальнейших покупках.
Достижения в играх мотивируют пользователей на дальнейшие покупки, то есть на закрытие основной цели приложения.
У них есть несколько игр: волшебный сад, угадай карту, три в ряд. Пользователям дан выбор, чтобы не привыкать к одному сценарию игры. Варианты выигрыша везде одинаковы (купоны/монеты).
4. Соревнования
Стимулирование конкуренции — это мотивация. Стать лидером или же занять одно из призовых мест — это не только способ получить награду, но и зайти в приложение вновь, чтобы продолжить борьбу за первое место.
Тут мы снова обратимся к приложению EWA. За изучение уроков пользователю дают баллы, они суммируются и в случае, если пользователь набрал более 100, то у него есть возможность получить доступ к участию в соревнованиях. Первые 10 лидеров переходят в следующую лигу. Также нужно сказать, что участие в рейтинге в лиге действует ровно неделю. Тут мы видим влияние еще одного пункта — ограничения, рамки.
5. Система очков, баллов
Геймификация может использоваться для создания системы накопления очков или баллов, которые пользователь может заработать за определенные действия или достижения.
Например, в приложении для изучения иностранных языков EWA пользователь получает баллы за каждое выполненное действие: пройденный урок, победа в игре, чтение книг. Получаешь баллы — проходишь уровни.
Это основные способы внедрения геймификации, которыми я хотела поделиться. В статье описаны только основы, но с более глубоким изучением можно найти самые неочевидные способы применения геймификации в интерфейсе:)