Mila Morova
Mila Morova
7 мин. читать
480 показов
164 открытия

ГЛАВНОЕ ПРО ПЕЧАТЬ ПАНТОНАМИ

Мы уже знаем про нестабильную цветопередачу в CMYK. Но что, если у клиента есть корпоративный цвет и во всей печатной продукции (и в разных тиражах) нужного добиться максимального совпадения по цвету? Здесь на помощь приходят пантоны.

Что самое важное нужно про них знать?

ПРО ВЕЕРЫ И БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ПАНТОНА

Для разных задач компания Pantone выпускает разные справочники цветов. У дизайнеров интерьера — это одни вееры, у Fashion-дизайнеров (печать по ткани) — другие вееры. У нас, то есть тех, кто больше работает с бумагой и картонами, вееры свои.

Встретив в интернете нужный цвет по Pantone, вы легко поймёте, к какому вееру он относится по буквенной части. Давайте разберём основные варианты:

◾ Для печати по бумаге используют вееры The Pantone Formula Guide и The Pantone Color Bridge guide. Буквенное обозначение у цветов у них одинаковое, отличаются они тем, что веер Color Bridge рядом с номером Pantone даёт расшифровку этого цвета в CMYK. Это полезно, если вам по какой-то причине не подойдёт печать пантонами и нужно добиться близкого оттенка в цифровой или офсетной печати в CMYK.

— Pantone XXX C

Буква C означает Coated. Это цвета для печати по мелованным бумагам и картонам (иначе говоря по бумаге с покрытием).

— Pantone XXX U

Буква U означает Uncoated. Это цвета для печати по немелованным бумагам и картонам (или по другому бумаге без покрытия).

— Pantone XXX M

Буква M означает Matt — те же оттенки, что в предыдущих двух веерах, но в матовом исполнении.

 

В чём особенность этих трёх вееров? Номера цвета в них одинаковые, но в зависимости от того, для печати по какой поверхности они предназначены, сам оттенок в разных веерах выглядит по-разному. Поэтому важно выбирать цвет не только вживую, но и по правильному вееру. Хотя, наш опыт показывает, что если вы выбрали цвет XXX C для печати по дизайнерскому картону без покрытия, это не страшно, и результат всё равно получится довольно предсказуемый.

 

слева веер Formula Guide Coated, справа веер Color Bridge

◾ Для печати на текстиле Pantone предлагает вееры Pantone Fashion, Home + Interiors Color Guide. Эти цвета вы узнаете по буквам, например, TCX. Как правило, эти оттенки имеют также альтернативные красивые названия. Как, например, цвет 2025 года Mocha Mousse.

 

Для того, чтобы разобраться в буквенных обозначениях мы сходили на сайт Pantone и вот что узнали:

Характер поверхности является важным фактором, так как один и тот же цвет будет восприниматься по-разному в зависимости от материала, в котором он будет изготовлен. Имеет значение тип материала, его текстура, поглощающая способность...

До 2003 года, аббревиатурами цветов для ткани были TP и TC (бумага и хлопок, соответственно). После 2003 года компания расширила свои цветовые каталоги и, для дифференцирования этой расширенной коллекции от предыдущей, присвоила ей название Pantone Fashion + Home и добавила букву 'X', в результате чего получились TPX (текстильные (Textile) цвета на бумаге (Paper), расширенный (eXtended) диапазон) и TCX (текстильные (Textile) цвета на хлопке (Cotton), расширенный (eXtended) диапазон).

Таким образом, в справочниках Pantone для текстиля цветам были присвоены следующие окончания:

TCX

Начиная с 2003 года, цвета, отмеченные этой классификацией, идут на хлопке (TCX, 'C' значит Cotton, хлопок).

TPX

С 2003 до 2015 года этой классификацией отмечались цвета на бумаге (ТРХ, 'Р' значит на бумажном носителе(Paper)).

TPG

С 2015 года цвета на бумаге обозначаются этой аббревиатурой. Она указывает, что это текстильные цвета на бумаге, изготовленные из дружественных окружающей среде материалов, «зеленые» (”Green”). В этой новой версии из рецептур пигментов были удалены соединения хрома, что привело к необходимости изменения рецептуры красителей и новой аббревиатуре. Визуально цвета при этом практически не изменились (не более 0,2 Дельта Е в среднем).

 

◾ Где брать вееры?

 

— купить на официальном сайте Pantone (комплект из 4-х вееров с палитрой Coated, Uncoated, Neon&Pastel, Metallics стоит ~ 75к рублей).

— поискать на авито. Мне в своё время повезло найти 3 веера (coated, uncoated, matt) за 12к. Но это было 4 года назад и я долго их ловила.

— читать коллег, типографии, поставщиков — вдруг кто-то будет продавать свои. Это самый долгий и неудобный путь.

ОСОБЕННОСТИ ПЕЧАТИ

◾ Технологии печати, в которых используют пантоны: шелкография, офсетная и высокая печать, УФ печать.

◾ Пантоны идеальны, если нужна печать в 1 или несколько цветов, но не подойдут для полноцветных изображений и фотографий.

То есть: сделать пакет с заливкой в определённый пантон + печать логотипа другим пантоном = ✅.

Напечатать открытку с полноцветной иллюстрацией или фотографией = ❌.

Цвет пантона в веере и на мониторе могут сильно отличаться. Если у вас нет веера, поищите типографию, у кого есть и к кому можно приехать посмотреть его вживую.

 

В идеале, чтобы ваш заказчик тоже утверждал цвет тоже по живому вееру, либо предупредите его, что выбранный по монитору цвет в печати может отличаться от его ожиданий, иногда очень сильно. Для некоторых проектов и клиентов — это не критично, но в нашей практике большинству клиентов важно знать, какой результат они получат в готовом изделии, поэтому мы работаем с цветом только вживую.

Компания Pantone регулярно обновляет вееры. Поэтому может быть, что вы нашли в интернете подходяший цвет, а в веере его не найдёте. У меня, например, вееры уже довольно старенькие, в них есть не вся актуальная на сегодня палитра.

КАК ДОБИТЬСЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЦВЕТ НА БУМАГЕ ВЫШЕЛ ТОЧНО ТАКИМ ЖЕ, КАК МЫ ВИДИМ ЕГО НА ЭКРАНЕ?

Грустный ответ: никак.

Экран светится, бумага нет. Более того, цвет по-разному будет смотреться и на разных видах бумаг. На мелованной бумаге он будет насыщеннее, так как бумага хуже впитывает краску. На дизайнерской бумаге без покрытия скорее всего приглушённее. Поэтому важно выбирать цвет не только по живому вееру, но ещё и по правильному, соответствующему вашей задаче (для полиграфии это вееры Formula Guide) и выбранной бумаге (coated или uncoated).

 

Но ещё один аспект ответа на этот вопрос — относится не к самому пантону, а к работе с ожиданиями клиента. Как много из вас замечали отличия красного цвета в рекламе кока-колы на экране и на этикетке бутылки? Я не сравнивала, но уверена, что они есть.

 

Или, поднимемся на уровень выше: всемирно известный цвет Тиффани. На экране и в упаковке тоже, наверняка, есть незначительные различия. Но кто обращал на них внимание? Аудитория клиента тоже скорее всего не заметит, поэтому отличие в оттенках на экране и бумаге может быть совсем не критичным, главное, чтобы клиент понимал, что они будут и это нормально.

 

Ещё один рабочий ход, если переживаете, что цвет на экране и на бумаге будут сильно отличаться, даже с печатью пантонами: проработать палитру бренда так, чтобы более сложные и яркие цвета использовались в диджитал формате, а для упаковки подобрать более лёгкие для печати варианты. Соединив их при этом в единую визуальную систему.

 

Выше я написала, что печать пантонами возможна только в конкретных технологиях: шелкография, офсет, высокая печать, УФ-печать.

 

Но что, если для вашего тиража ни одна из них не подходит? Например, вы печатаете всего 50 пакетов, а выбрать шелкографию не позволяет бюджет? В такой ситуации у вас остаётся 2 варианта:

◾ подобрать бумагу нужного (или близкого к нужному) оттенка из числа дизайнерских

◾ печатать пакеты цифрой, то есть в цветовом режиме CMYK.

На первом варианте останавливаться не буду, а второй давайте обсудим.

Если у клиента уже есть корпоративный цвет и подобран Pantone, вы можете воспользоваться веером Color Bridge, чтобы подобрать наиболее близкое к нему значение в CMYK. Фото такого веера я уже показывала выше.

 

Что важно при этом помнить:

◾ Даже при подборе максимально близких оттенков цвета в Pantone и CMYK не идентичны! Очень важно предупреждать об этом клиента.

◾ Даже выбирая цвет по живому вееру, вы и ваш клиент должны помнить, что оттенок в тираже может отличаться от веера — как минимум, скорее всего вы будете печатать его на другой бумаге, что уже даст искажение.

◾ Цифровая печать самая нестабильная по цветопередаче. Плюс, от производства к производству, от машины к машине, стабильность цвета тоже может отличаться. Даже с веером Color Bridge не пренебрегайте цветопробами, и ищите подрядчика, который сможет дать вам наилучший из возможного результат. Поиск может занять время и деньги (на пробы), но это всегда выгоднее, чем испорченный тираж.

◾ Читательница блога задавала нам вопрос про разницу результата в подборе оттенка CMYK по вееру и через интернет-сервисы. Дарья, наша читательница, спрашивала, стоит ли использовать интернет-сервис вместо веера, если он даёт более подходящий результат? Отвечу от себя: я не сталкивалась с такой разницей, но я убеждена, что подходящий вам результат важнее «правильности» действий. Поэтому, если интернет-сервис даёт вам более подходящую замену пантона на CMYK, чем веер Color Bridge, то его вполне можно использовать. Главное, защитите себя от рисков, сделав цветопробу.

ЕСЛИ ХОТИТЕ ЛУЧШЕ РАЗБИРАТЬСЯ В ТОНКОСТЯХ ПЕЧАТИ ПОЛИГРАФИИ И УПАКОВКИ

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

ТГ-КАНАЛ
INSTAGRAM* (принадлежит запрещённой в РФ Мета)

А для тех, кто хочет предлагать клиенту продуманный с точки зрения печати дизайн и ставить более высокую цену за свои услуги, у нас есть ГИД: Технологии печати, в котором собраны самые важные знания про печать. Кстати, с гидом можно познакомиться ДО покупки, чтобы решить, будет ли он полезен вам в работе. Все подробности здесь.

Нравится 2
480
0

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие