maryco design studio
maryco design studio
9 мин. читать
4180 показов
1616 открытий

Дизайн-воркшопы или как изменить свою коммуникацию с клиентом раз и навсегда

В начале 2023 года наша студия дизайна maryco перешла на новый формат реализации проектов, который закрыл боль «кругов» правок и несоответствия результата ожиданиям. Такой формат представляет из себя несколько спринтов совместной работы с командой клиента, где мы обсуждаем проект, а в промежутках между звонками самостоятельно выполняем техническую часть 

В этой статье арт-директорка Ника Октябрь рассказала о неочевидных «плюшках» дизайн-воркшопов и как их организовать

Как нам пришла идея нового формата?

Мы много общаемся с нашими клиентами и часто проводим интервью с ключевыми фигурами крупных компаний, например, Skillhunt, «Сравни», TRASSIR Cloud, «Анабар». За 2022 год мы собрали несколько инсайтов:

  1. Люди не любят заполнять брифы.
  2. Люди хотят быть причастными.
  3. Хотят быть в курсе того, что происходит на проекте, иметь возможность корректировать что-то в моменте, разговаривать и обсуждать. 
  4. У людей нет времени: и чем меньше мы даём им задач, тем быстрее решаем вопросы.

Но самое главное: 

💡 Люди мало общаются по проекту по разным причинам, и практически все проблемы в работе касаются процесса коммуникации. Это большая проблема, ведь как бы ни хотелось дизайн-студии или дизайнеру, он не может погрузиться в продукт настолько глубоко, насколько в него уже погружен заказчик. 

На основе этих инсайтов мы сформировали новый подход к работе — воркшопы, где объединили наши дизайн-навыки с продуктовой экспертизой клиента. Во время звонков мы с клиентом вместе генерируем и обсуждаем идеи, продумываем решения, а всю работу руками делаем в промежутке между звонками. Так, мы сразу же получаем обратную связь, а клиент понимает, что мы на одной волне и за результат не стоит переживать.

Как строится работа на воркшопах?

Это серия спринтов, каждый из которых закрывает ту или иную часть работы над проектом. Каждый спринт начинается и заканчивается большим звонком. В начале мы обсуждаем вводные по проекту и ожидания от результата, задаём вопросы, обсуждаем нюансы и требования а в конце проводим дизайн-сессию где подробно рассказываем, что мы придумали и как пользоваться дизайном. Между этими звонками мы выполняем техническую часть работы и ставим пару коротких чеков, чтобы клиент чувствовал контроль над проектом, а мы могли скорректировать что-то в процессе. 

На воркшопы от нашей команды ходят арт-директор, который является проводником в общем процессе, лид-дизайнер, который регулирует коммуникацию, и ключевые дизайнеры (креативный и узкие специалисты когда они нужны), генерирующие идеи.

Со стороны клиента мы ждём «ЛПР», то есть «Лиц Принимающих Решение» и тех, чьё мнение мы должны учесть в процессе работы. В разных компаниях это разные люди, поэтому не стесняйтесь уточнить должности сразу.

В чём преимущества дизайн-воркшопов?

  • Возможность синхронизироваться с мнением клиента на всех этапах работы, благодаря его вовлечению в решение задачи.
  • Забота о времени клиента: ему не нужно заполнять бесконечные брифы, долгое время согласовывать идеи и макеты — все важные решения принимаются в звонке. 
  • Реализация больших и сложных задач в короткие сроки.
  • Обучение клиента практическим навыкам по работе с дизайн-системой, что очень важно для дальнейшего развития продукта.

С чего стоит начать?

Дизайнеру-фрилансеру, особенно начинающему, может быть страшно или некомфортно в общении с заказчиком, но без этого сложно расти, поэтому предлагаем стартовать с маленьких шагов. Попробуйте такие форматы звонков:

1. Звонок-знакомство. Много кто (даже большие студии) считают, что можно обсудить задачу в чатике / на почте и приступать к действиям. Мы предлагаем всегда звать клиентов знакомиться в зум / телеграм или на живую встречу.

Не только заказчик выбирает вас, но и вы выбираете заказчика. Одного звонка достаточно, чтобы понять, насколько вам комфортно в коммуникации, есть ли мэтч и сходятся ли ваши ценности.

Ограничьте такую встречу в таймингах (так вы бережёте чужое и своё время) и расскажите о плане звонка. Затем коротко представьтесь, например, я говорю так: «Привет, я — Ника, арт-директор в студии maryco, отвечаю за все творческие процессы в студии, руковожу командами и веду воркшопы». 

Дальше дайте возможность представиться заказчику и попросите его рассказать про проект и текущий запрос. Ваша главная задача — постараться понять предстоящий объём работ, критерии качества исполнения и образ результата, который есть в голове у заказчика. Задайте все важные косвенные вопросы, которые вам дадут возможность лучше понять проект.

Теперь поэтапно продемонстрируйте, как вы решаете подобные задачи и покажите свои кейсы.

💡 Совет: если вы что-то не умеете, то скажите об этом честно: «Я такое не делал, но мне очень интересно разобраться или «Такой компетенции у меня нет, но я могу подключить к работе моего партнёра / друга / коллегу, который поможет закрыть нам эту часть работ», — таким образом вы покажете, что разбираетесь в задаче, а заказчик сам примет решение, готов ли он экспериментировать вместе с вами

2. Звонок-брифинг. В бюро Горбунова ещё в далёком 2011 году говорили, что «бриф тратит время клиента, а ваше экономит». Проблема брифа заключается в анкетном формате. Он состоит из стандартных вопросов, одинаково подходящих и металлургическому заводу и погребальной конторе. На такие вопросы клиент отвечает поверхностно, особенно если не первый раз заказывает дизайн и научился «играть в эту игру».

Другая проблема — в ответ на бриф клиент рассчитывает получить коммерческое предложение, то есть готовое решение его задачи. И если теперь вы захотите задать разные дополнительные вопросы, то столкнётесь с препятствием, которое создали сами. Клиент скажет: «Я ведь уже всё написал в брифе». Когда же вы общаетесь с ним 4,5 часа на звонке, то таких вопросов банально не остается.  

Как организовать первый воркшоп?

Когда у вас уже есть опыт проведения звонков с клиентами, и вы чувствуете свою уверенность в этом, самое время составить план и провести первый дизайн-воркшоп. Он состоит из нескольких частей:

  1. Знакомство
  2. Брифинг (Этот пункт и выше вы уже умеете организовывать)
  3. Референсы

⚠️ Важно! Все фреймы к воркшопу нужно собрать заранее, чтобы следовать плану, не теряться в процессе, задавать нужные вопросы 

Мы в студии строим работу следующим образом:

1 часть. Знакомство

На воркшопе этот блок занимает минут 5–7, но он очень важен, чтобы наладить «коннект».

Если вы не знакомы с заказчиком, то задайте два серьёзных и два «несерьёзных» вопроса: «Чем я занимаюсь», «Мои сильные стороны», «3 интересных факта обо мне», «3 вещи, которые я люблю». Вопросы могут быть любыми, главное — сочетать формальные и неформальные. Если задавать только формальные, то коммуникация будет выстроена сверху вниз, а если только неформальные, то можно уйти в шутки и не добраться до сути :) Если же вы знакомы с заказчиком, то обсудите, например, как у кого прошли выходные.

2 часть. Брифинг

Где взять бриф? Ответ банальный — гуглите. В сети очень много брифов в открытом доступе: скачивайте, читайте, анализируйте, что вам важно узнать о продукте, и эту информацию визуализируйте. Не изобретайте лишнего, заказчик в процессе сам расскажет, что важно ему и каким он видит результат. 

⚠️ Важно: с этого момента не стоит упортреблять «вы», «ваш» в отношении проекта, потому что теперь вы с клиентом — единое целое.

Разберём бриф по блокам:

1. О компании. Здесь мы узнаем, чем занимается компания. Какие вопросы можно задать: 

— «Опишите свой продукт / проект / компанию (выбрать нужное)». Дайте заказчику возможность в свободной форме рассказать о том, чем он занимается. Записывайте важное и не пытайтесь переформулировать.

— «Какая у него основная идея (миссия)?». Здесь мы узнаём, для чего этот проект существует, что несёт своей ЦА.

— «Расскажите о проекте в одном предложении». Это помогает очень кратко сформулировать ключевое описание проекта, его главную суть.

— «Какое позиционирование у продукта» и «Назовите 3 его основные ценности», сюда же относим вопрос «Почему мы?».

— «Каким был бы проект, как человек» — этот вопрос полезен, если вы работаете именно с визуальной частью и ощущениями от проекта (реже подходит, например, для сайтов или приложений). Это шпаргалка для понимания «характера бренда».

2. Коммуникация с ЦА. Здесь постарайтесь понять, откуда приходят клиенты в компанию, как с ними взаимодействовать.

3. Этот блок включает несколько вопросов из дизайн-мышления: «Описание проблемы», то есть, какие сложности есть на данный момент со стороны заказчика, как он их формулирует. «Описание возможностей», какие перспективы откроются перед ним, когда наша работа будет выполнена. «Какие цели и задачи решаем» — синхронизируемся по пониманию целей проекта. «Основные риски» — с чем потенциально можем столкнуться в конце.

💡 В процессе звонка заказчик может отступить от вашего плана: не стесняйтесь создавать новые фреймы, фиксируйте важное. При этом встречу все еще должны вести именно вы.

4. Лавина ЦА и персоны. Фиксируйте все возможные сегменты ЦА, а после этого выберите 3 ключевых персонажа и дайте им характеристику: кто это, что их интересует, за кем они следят и с какими проблемами сталкиваются? 

Добавьте в беседу интерактив, например, с помощью плагина User Profile. Он подбирает фото из базы по заданным параметрам. Такая игра разбавит «серьёзную обстановку».

5. Конкуренты. Сначала выпишите всех, а затем отберите главных. Здесь важно учесть их бест практис и разобраться, как от них отстроиться.

По завершению брифинга не стесняйтесь уточнять то, что не поняли. Глупых вопросов не бывает, а вы преследуете важную цель — разобраться и глубинно понять проект, чтобы отразить это на следующих этапах.

3. Референсы

Это сугубо дизайнерская часть воркшопа, где вы выходите на первый план и предлагаете своё видение проекта. Я советую уже в процессе брифа накидывать идеи из Pinterest в отдельном фрейме в Figma. 

Когда вы показываете клиенту референсы, вы не решаете финальную проблему, не рисуете, например, логотип, а только стакаетесь по ощущениям от дизайна, обсуждаете стилистику и структуру.

Важный момент: ваша задача не спросить клиента, какой логотип или носитель он видит, а учесть его пожелания и протестировать свои идеи в моменте.

Когда воркшоп подойдёт к концу, не стесняйтесь просить фидбэк и задавать вопросы. Это поможет понять, что и где в будущем стоит улучшить, подвести итоги и при необходимости сделать работу над ошибками.

Воркшоп — это инструмент, который не имеет чётких правил, и вы можете корректировать процесс так, чтобы в звонке было комфортно прежде всего вам, а ваша уверенность будет точно видна клиенту :) Экспериментируйте, пробуйте разные подходы и не бойтесь начинать — это самое сложное. А если вы хотите почитать продолжение от нас о том, как вести дальнейшие воркшопы и организовывать спринты, ставьте этой статье сердечко!


Студия графического дизайна maryco

Дизайн-сообщество в Telegram

Хотите продолжение?

Проголосовали 000

Опросник: варианты ответов
4180
0

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие