Тайна | Инсайды о дизайне
Тайна | Инсайды о дизайне
3 мин. читать
613 показов
159 открытий

Тёмные паттерны в дизайне: как манипуляции влияют на поведение пользователей

Тёмные паттерны — это ловушки, расставленные в продукте, которые необходимы для достижения определённых целей. Часто эти приёмы содержат хитрые уловки, побуждающие пользователя совершать нежелательные действия. Давайте разберёмся, как не попасть на удочку манипуляций, и рассмотрим, какие паттерны существуют. 

«Ну, погоди!», Союзмультфильм

Зачем используют тёмные паттерны

Тёмные паттерны направляют или убеждают пользователя совершать нежелательные действия или соглашаться на нежелательные условия. Они редко появляются в пользовательском опыте по случайно. Как правило, это продуманно расставленные ходы и возникают они в нужный момент взаимодействия с интерфейсом. 

Почему пользователи попадаются в ловушки тёмных паттернов?

  1. Когнитивные искажения. Совершения действия на основе предположений и интуиции, которые могут стать причиной ошибок в оценке информации. 
  2. Нехватка внимания. В условиях информационного перегруза пользователи могут не уделять достаточного внимания деталям. Тёмные паттерны используют это в свою пользу.
  3. Привычка и доверие. Привычка взаимодействовать с определенными интерфейсами «на автомате» без подозрений на обман. Если интерфейс выглядит знакомо, это создает ложное чувство безопасности.
  4. Эмоциональные триггеры. Игра на комплексных чувствах, таких как срочность или страх упустить выгоду (FOMO). Это может заставить пользователей действовать быстро, не задумываясь о последствиях.

Виды тёмных паттернов

Манипуляции через эмоции

Помните, когда родители пытались пробить вас на хорошие оценки в школе через вызов чувства вины? Комплексные чувства, такие как вина, стыд или жалость — сильные рычаги для убеждения и совершений действий. Как пользователями манипулируют посмотрим на примере самой скандальной совы всея интернетов Дуо. В ходе редизайна персонажа наделили спектром эмоций, чтобы сильнее привязать пользователей к маскоту.  А про подробнее как же ей удаётся так искусно вить из нас верёвки поговорили в этом посте

Хотите отключить подписку? Будьте готовы к слезам Дуо. «Duolingo»
А весь спектр эмоций можно увидеть всего лишь пропустив домашку! «Duolingo»

Эффект ложной срочности

Тик-так, поторапливайся, а то все пропустишь и останешься ни с чем. Чаще всего этот прием реализуется через агрессивные офферы с анимированными таймерами, чтобы максимально триггернуть пользователя совершить действие. Обратный отсчёт времени усиливает импульс и стимулирует посмотреть что же там за предложение такое.

Рекламная кампания «Sunlight». Никогда такого не было и вот опять

Также он может быть реализован в формате искусственного дефицита. В играх приём используется, например, для продаж тематических персонажей или дополнений, которые ограничены во времени. Если физический товар может действительно закончиться, то с диджитал артефактами всё иначе.

Тематические внутренние покупки в «Subway Surf»

Предвыбор нежелательных опций

Спрятанные дополнительные расходы, которые становятся видимыми только на последнем этапе оформления заказа. Например, при  оплате счёта за обед в кафе по QR-коду, активирован чекбокс с желанием взять транзакционные издержки на себя. 

СДЭК, предвыбранная опция с чаевыми менеджеру. Источник: тг-канал «Игорь Кузнецов о темных паттернах»

Маскировка рекламных форматов 

Рекламные материалы мимикрируют под обычный контент, из-за чего пользователь воспринимает их иначе. Например, рекламные баннеры могут быть оформлены так, чтобы они выглядели как часть редакционного материала или даже как кнопки для навигации. Такой подход вводит пользователей в заблуждение, заставляя их кликать на рекламу, не осознавая этого.

Маскировка рекламы под существующую карту в банковском приложении. Источник: тг-канал «Адовый UX»

Какой мы делаем вывод?

Мы посмотрели лишь малую часть из того где и как применяются темные паттерны. Использовать их или нет каждый решает сам. А еще больше о дизайне и не только ждет тебя в самом таинственном тг-канале, подписывайся!

613
0

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие