Тёмные паттерны — это ловушки, расставленные в продукте, которые необходимы для достижения определённых целей. Часто эти приёмы содержат хитрые уловки, побуждающие пользователя совершать нежелательные действия. Давайте разберёмся, как не попасть на удочку манипуляций, и рассмотрим, какие паттерны существуют.
Зачем используют тёмные паттерны
Тёмные паттерны направляют или убеждают пользователя совершать нежелательные действия или соглашаться на нежелательные условия. Они редко появляются в пользовательском опыте по случайно. Как правило, это продуманно расставленные ходы и возникают они в нужный момент взаимодействия с интерфейсом.
Почему пользователи попадаются в ловушки тёмных паттернов?
- Когнитивные искажения. Совершения действия на основе предположений и интуиции, которые могут стать причиной ошибок в оценке информации.
- Нехватка внимания. В условиях информационного перегруза пользователи могут не уделять достаточного внимания деталям. Тёмные паттерны используют это в свою пользу.
- Привычка и доверие. Привычка взаимодействовать с определенными интерфейсами «на автомате» без подозрений на обман. Если интерфейс выглядит знакомо, это создает ложное чувство безопасности.
- Эмоциональные триггеры. Игра на комплексных чувствах, таких как срочность или страх упустить выгоду (FOMO). Это может заставить пользователей действовать быстро, не задумываясь о последствиях.
Виды тёмных паттернов
Манипуляции через эмоции
Помните, когда родители пытались пробить вас на хорошие оценки в школе через вызов чувства вины? Комплексные чувства, такие как вина, стыд или жалость — сильные рычаги для убеждения и совершений действий. Как пользователями манипулируют посмотрим на примере самой скандальной совы всея интернетов Дуо. В ходе редизайна персонажа наделили спектром эмоций, чтобы сильнее привязать пользователей к маскоту. А про подробнее как же ей удаётся так искусно вить из нас верёвки поговорили в этом посте.
Эффект ложной срочности
Тик-так, поторапливайся, а то все пропустишь и останешься ни с чем. Чаще всего этот прием реализуется через агрессивные офферы с анимированными таймерами, чтобы максимально триггернуть пользователя совершить действие. Обратный отсчёт времени усиливает импульс и стимулирует посмотреть что же там за предложение такое.
Также он может быть реализован в формате искусственного дефицита. В играх приём используется, например, для продаж тематических персонажей или дополнений, которые ограничены во времени. Если физический товар может действительно закончиться, то с диджитал артефактами всё иначе.
Предвыбор нежелательных опций
Спрятанные дополнительные расходы, которые становятся видимыми только на последнем этапе оформления заказа. Например, при оплате счёта за обед в кафе по QR-коду, активирован чекбокс с желанием взять транзакционные издержки на себя.
Маскировка рекламных форматов
Рекламные материалы мимикрируют под обычный контент, из-за чего пользователь воспринимает их иначе. Например, рекламные баннеры могут быть оформлены так, чтобы они выглядели как часть редакционного материала или даже как кнопки для навигации. Такой подход вводит пользователей в заблуждение, заставляя их кликать на рекламу, не осознавая этого.
Какой мы делаем вывод?
Мы посмотрели лишь малую часть из того где и как применяются темные паттерны. Использовать их или нет каждый решает сам. А еще больше о дизайне и не только ждет тебя в самом таинственном тг-канале, подписывайся!