Экспертная оценка — это оценивание, основанное на мнении специалиста в определенной области.
На основе экспертной оценки могут приниматься разные решения, в том числе и в дизайне интерфейсов. В отличие от оценки на основе данных аналитики или UX-исследований, экспертная оценка не опирается на какие-либо конкретные цифры и метрики.
Однако не стоит воспринимать экспертную оценку как узаконенное самодурство:
«делаем так, потому что я так сказал». На самом деле экспертное мнение формируется не на пустом месте, а является результатом большого опыта и профессионализма.
Меня зовут Андрей Богданов, и я работаю дизайн-лидом в ВТБ. Сегодня я хочу поговорить об экспертном мнении, а другие мои посты вы можете найти в телеграм-канале: https://t.me/na_produkte
Эксперты и экспертность
При здоровой атмосфере в команде каждый ее участник воспринимается коллегами как компетентный эксперт, отвечающий за свою предметную область. Разработчик — эксперт по коду. QA-инженер лучше всех знает, как писать тест-кейсы. Дизайнер — профессионал в проектировании интерфейсов.Исключение составляют совсем начинающие специалисты, стажеры и джуны, которые только набираются опыта под присмотром «старших» коллег.
Так откуда же берется экспертность дизайнера?
- Насмотренность
Опытные дизайнеры видели и впитали в себя много разного, за счет чего могут генерировать более качественные решения. - Понимание UX-паттернов
Термин «насмотренность» обычно связывают с визуальными решениями, но этого недостаточно. Хороший дизайнер обладает выраженной эмпатией к пользователям и понимает паттерны их поведения. - Рефлексия
Невозможно развиваться без критической оценки результатов своей работы. Чем больше проектов за плечами у дизайнера — тем больше пищи для размышлений. Но без должной рефлексии количество проектов так и останется просто цифрой, равно как и годы стажа в профессии. - Стремление к развитию
Этот пункт отчасти пересекается с предыдущими. Без желания развиваться невозможно приобрести ни насмотренность, ни эмпатию, ни рефлексию. Развитие может происходить как за счет внешних ресурсов (курсы, книги и т.д.), так и за счет глубокого осознания рабочих процессов.
Экспертное мнение против метрик
В начале поста я написал, что экспертная оценка не опирается на конкретные данные. На самом деле это верно только отчасти.
Принимая то или иное решение, эксперт держит в голове большое количество информации, полученной при реализации других фичей или в процессе работы на других проектах. Эта «база знаний», не относящаяся непосредственно к текущей работе, тем не менее, позволяет выбирать правильные решения.
Таким образом, экспертная оценка —не альтернатива метрикам, а способ их агрегации, причем в масштабе, превосходящем масштаб проекта.
Когда использовать экспертную оценку
На самом деле, экспертная оценка используется дизайнерами постоянно. Например, чтобы реализовать на UI выбор из двух вариантов с помощью радиокнопок, а не селекта, проводить исследование не нужно.
Но если говорить о более сложных кейсах, чем выбор UI-компонентов, экспертную оценку следует применять, когда:
- Решение не требует проверки
Бывает множество ситуаций, когда можно спроектировать решение, не опираясь на данные. Например, по аналогии с уже успешно реализованными функциями в том же продукте. - Время дорого, а риски малы
Если риски, связанные с выводом продукта, невысоки, а потенциальные исследования могут растянуться надолго или влететь в копеечку, имеет смысл пренебречь ими. Главное здесь — взвешенный анализ рисков. - Невозможно получить данные
Бывает, что получить доступ к клиентской базе невозможно, денег на исследования нет, и вообще все плохо. В таком случае не остается других вариантов, кроме как обратиться к экспертной оценке.
Несколько советов экспертам
Экспертность не освобождает от разъяснений. «Я дизайнер, я так вижу» — не катит. Логика принятия решений должна быть прозрачной для коллег — так вы укрепите свой авторитет.
Вы не всесильны. Если бы все дизайнеры принимали безупречные решения в 100% случаев, UX-исследования были бы не нужны в принципе. Не знать правильного решения — нормально. А вот не знать, как его проверить, — не очень.
Не бойтесь ответственности. Самостоятельное принятие решений — неизбежный спутник профессионального роста. Уверенность тоже придет с опытом.
Не «словите звезду». Другая крайность — излишняя самоуверенность. Не полагайтесь только на себя и не забывайте, что есть множество инструментов: от тех же исследований до помощи дизайн-комьюнити.
Спасибо за внимание и успехов вам в развитии своей экспертности.
Больше постов тут: https://t.me/na_produkte