Привет! Меня зовут Клара, я рассказываю интересное о дизайне и это рубрика «дизайн-кларификация». Кларификация (от clarus ясный, и facere делать) – объяснение, разъяснение, просветление.
Это первый выпуск и тема, которую попросил один из моих подписчиков в Инстаграмме. Разбираемся как разные виды дизайна связаны между собой и что у них общего.
Итак, приступим! Как разные «дизайны» связаны друг с другом? Я выделила 5 основных пунктов.
1. Контекст времени
Помните, как в школе мы изучали художественные эпохи? Ренессанс, Готика и всякое такое. Эти периоды влияли на разные виды творчества – архитектуру, скульптуру, живопись.
Общие социо-культурные изменения влияют и на обилие сфер дизайна. Около 100 лет назад прогремел Bauhaus со своими геометрией, минимализмом и простой цветовой гаммой. Одним из основных принципов этой школы мысли было объединение всех видов искусства.
Сейчас точно также, только всё движется в разы быстрее, и тренды сменяются регулярно.
2. Эволюция
Основная цель любого дизайна – решение поставленной проблемы. Дизайн создаётся для людей, а изменение человеческих потребностей заставляют дизайнеров меняться. Новые мировые цели, новая этика, новые ресурсы – всё это трансформирует дизайн. Появляются технологии и увеличиваются способы реализации.
3. Психология
Для создания эффективного и лаконичного дизайна важно понимать как люди взаимодействуют, что влияет на их поведение и на принятие решений. Каждая деталь (оттенок, форма, шрифт и т.д.) формирует общее восприятие.
А сами принципы везде одинаковые. Психология объединяет все виды дизайна, потому что они все крутятся вокруг человека. Цвет сайта влияет также, как и цвет стен.
4. Цепочка событий
Одно направление дизайна может «тащить» за собой другое. В таком случае, все они зависят друг от друга и работают сообща.
Например, графические дизайнеры создали брендинг для бизнеса. Далее привлекли дизайнеров интерьера, чтобы совместно создать фирменный стиль офисов. Световые дизайнеры подобрали схему освещения, чтобы она сочеталась с интерьером и характером бренда. Ландшафтные дизайнеры дополнили вид компании экологичным позиционированием. Дизайнеры одежды разработали форму для сотрудников. И так далее по цепочке.
5. Общая база
Да, хоть сферы и разные, но их объединяет навык визуальной грамотности. Цвет, свет, форма, композиция, иерархия, баланс, контраст – такие знания абсолютно универсальны для любого дизайн-ответвления. Вкус, насмотренность и дизайн-мышление – основы для всех.
Итог.
Все области дизайна взаимодействуют друг с другом. Новые тенденции в одной дисциплине обычно проявляются и в других дисциплинах. Творческие индустрии подпитываются одним и тем же историческим контекстом – политическим, социальным и культурным. Они вынуждены трансформироваться с появлением нового контекста и новых ресурсов. А их корни лежат на одних и тех же принципах.