Привет, на связи Антон Кравченко, который со-основатель Crauch. Мы начали свою работу в 2020 году. За эти четыре года мы испытали разные подходы к найму: от небольшого штата сотрудников, что в один из месяцев привело к потере 400 тысяч рублей, до неудачного опыта работы исключительно с почасовыми специалистами. В этой статье я расскажу о тех ошибках, которые допустил по неопытности, и о том, как мне удалось построить сплочённую команду и привести студию к стабильной работе.
Crauch - студия продуктового дизайна, входящая в топ-25 по версии Tagline Awards. Мы не первый год подтверждаем свою экспертность при разработке сложных веб-сервисов и мобильных приложений: ERP, CRM, CMS, личных кабинетов и корпоративных порталов. Нам доверяют крупные компании - Яндекс, МТС, Додо, ВК, HH и Positive Technologies. Каждый год наша выручка увеличивается вдвое, а за все время через студию прошло более 40 дизайнеров.
Почему в начале мы нанимали людей на почасовую ставку?
Почасовая оплата под определенные задачи кажется дешевле и менее рискованной. Представим ситуацию, проекты есть - мы немного переплачиваем за почасовую ставку сотрудникам, проектов нет - мы ничего не платим и ничего не теряем. Иерархия в команде максимально простая, поэтому решения принимаются довольно быстро. Кажется, что сценарий идеальный, но у него есть ряд минусов, о которых расскажу дальше.
Как проходил процесс найма?
Основные вакансии я публиковал на designer.ru и в нашем телеграм-канале. Мы избегали платформ вроде HH, так как, по моим наблюдениям, там редко можно было найти качественных дизайнеров, да и формат резюме не очень подходит для оценки портфолио.
Процесс найма выглядел так: я лично просматривал все заявки, оценивая вкус и насмотренность кандидатов по их портфолио. На интервью с каждым тратил примерно полчаса, после чего предлагал оффер тем, кто лучше всего соответствовал нашим задачам. Благодаря сформированной базе потенциальных сотрудников, процесс найма был значительно ускорен — мой личный рекорд, когда дизайнера удалось найти и вывести на проект всего за один день.
Что стало отправной точкой?
Был случай, когда на одном из проектов мы за две недели дважды меняли дизайнеров. Ошибка при выборе первого специалиста заключалась в поверхностной проверке. Я доверился его портфолио, поэтому не проверил его ни в работе, ни в коммуникации. Хорошо, не сработались, с кем не бывает, поменяли на другого. Во второй раз я столкнулся с тем, что несмотря на наши договоренности, дизайнер работал параллельно с другими заказами. Когда ситуация ухудшилась, проект пришлось спасать самим: я и наш арт-директор лично подключились к работе, чтобы завершить дизайн-концепцию. Этот факап помог мне сделать два вывода: во-первых, быстрый найм не значит хороший, поэтому надо более глубоко коммуницировать с кандидатом, во-вторых, для внештатных работников ты можешь оказаться одним из многих заказов, поэтому они не будут сильно погружаться в проект.
Что-то не работает, пора менять
Переход на фуллтайм произошел с приходом моего партнера Антона, который имел опыт работы в крупной студии и предложил более зрелый подход к управлению командой. Мы решили, что для дальнейшего развития студии нам нужно сформировать стабильный костяк сотрудников, который останется с нами на длительный срок. Это дало бы возможность дизайнерам расти профессионально и обучать новых сотрудников. Фуллтайм-команда помогает создать пирамиду роста: опытные дизайнеры развиваются в арт-директоров и передают свой опыт новичкам, что сохраняет экспертизу внутри компании.
Найм на фуллтайм повысил вовлеченность сотрудников. Штатные ребята чувствуют себя частью студии, это улучшает атмосферу и вовлеченность. За это время у нас сформировались внутренние традиции, дейлик в 11:00, где мы обсуждаем задачи, трудности, прочие вопросы и “дизайн” сессии по средам и пятницам. Это не было бы возможно без основы из штатных работников. Такие “ритуалы” эффективнее работают на фуллтайм команде, чем на постоянно изменяющемся составе людей. Эти традиции способствуют повышению экспертности всей команды, ведь имеют накопительный эффект.
Выводы из хантинга сотрудников на фултайм
Процесс хантинга на фуллтайм не сильно отличался от поиска людей на аутсорсе. Теперь мы искали людей с хорошей насмотренностью, вкусом и пониманием проектирования. Мы обращали внимание на важный момент — способность к долгосрочному взаимодействию и поддержке культуры студии. Это позволяет не только выполнить проект, но и развивать команду, поддерживая высокий уровень качества работы.
И все же, полностью отказаться от почасовых сотрудников мы не можем. Частичный найм оправдан для краткосрочных проектов, когда требуется узкая компетенция, которой нет в штате. Например, иллюстратор, который может быть привлечен только на конкретную задачу. Также мы нанимаем почасовых сотрудников, когда проект длится всего месяц или не требует долгосрочной загрузки. Этот гибкий подход позволяет нам эффективно решать задачи, сохраняя основную команду в полной готовности.
Риски и плюсы нового подхода
С переходом на полную занятость возросли некоторые риски, ключевым из которых стал опасность недостаточной загруженности сотрудников. Раньше, когда мы работали с почасовыми сотрудниками, этот риск был минимален — мы платили им только за фактически выполненную работу, в зависимости от объема задач. Теперь, с фуллтайм сотрудниками, ответственность за их загрузку лежит на нас. Недозагрузка может привести к снижению прибыли и возникновению кассового разрыва.
Чтобы избежать этого, мы стали более тщательно управлять дебиторской задолженностью и планировать проекты минимум на три месяца вперед. Мы не нанимаем сотрудников, если проект длится меньше трех месяцев, так как это может создать финансовую нестабильность.
Также стоит сказать, что операционные расходы снизились после перехода на фуллтайм. Производство упрощается, потому что становится проще документооборот и управление. В ситуации с почасовыми сотрудниками тратится больше непроизводственного ресурса на трекинг часов, микроменеджмент, что приводит к снижению маржинальности.
Несмотря на все, плюсы фуллтайм сотрудников значительно перевешивают. Одно из ключевых преимуществ — это вовлеченность. Они чувствуют себя частью студии, ассоциируют себя с командой и готовы вкладываться в долгосрочное развитие проектов. Это улучшает внутреннюю культуру в студии, повышает качество работы и снижает текучку кадров. При этом команда стала более иерархической, сотрудники понимают свои зоны ответственности. Сейчас наш подход к работе над проектом выглядит так.
Кроме того, сплоченность команды оказалась неожиданным преимуществом. Чем дольше сотрудники работают вместе, тем быстрее и эффективнее они взаимодействуют. Регулярный обмен экспертизой внутри команды, так как все общаются близко, когда работают в штате, способствует росту каждого члена команды и укрепляют командную работу.
Помимо этого стало возможным накапливать экспертизу внутри студии и планировать ресурс. Наши фуллтайм команды продаются также на фуллтайм. Дизайнеры заняты на одном конкретном проекте и могут концентрировать все свое внимание только на нем, не распыляясь на другие проекты.
Сотрудники на почасовой оплате:
плюсы
-
Сниженные риски: оплачиваются только целевые часы
-
Гибкость. Быстрый найм на краткосрочные проекты
-
Отсутствует риск уйти в минус
-
Можно нанимать людей для решения узких экспертных задач
минусы
-
Команда не чувствует общность
-
Экспертиза уходит вместе с сотрудником
-
Частая или внезапная смена людей на проекте
Сотрудники в штате:
плюсы
-
Сохранение и накопление экспертизы внутри студии
- Рост качества услуг на всех клиентских проектах одновременно
- Сплоченность команды, ведущая к большей эффективности и скорости работы ее участников
- Люди надолго закреплены в проектах и хорошо разбираются в продукте. Время на онбординг снижается
- Менее дорогая возможность вырастить сильного специалиста из джуна
минусы
- Более сложные управление командой и найм новых людей
- Риск попасть в кассовый разрыв. Расходы недвижимы, поступления движимы
Круто, что вы дочитали. Надеюсь, мой опыт был полезным для вас. Если вы хотите посмотреть на процессы и опыт нашей компании, подписывайтесь на наш телеграмм, там тоже много интересного. Будем на связи.