Авито
Авито
12 мин. читать
6567 показов
3710 открытий

Дизайнер Авито о том, как ловить фан в продуктовых процессах

Привет! Меня зовут Даша Коршунова, я продуктовый дизайнер. Работаю работу в команде Авито Работы, такой вот каламбур 🙂. В статье расскажу, как всё устроено в нашей дискавери-команде: как строим процессы, поддерживаем атмосферу и что делаем, чтобы каждый участник чувствовал ответственность за продукт.

Статья будет полезна дизайнерам, редакторам, исследователям и всем, кто уже работает в продуктовых командах или хочет устроиться в Авито.

Ищем баланс между тем, чтобы доставлять фичи в срок, и не увлекаться бюрократией: про команду Авито Работы

Авито — большая компания, которая поделена на горизонтали и вертикали. Горизонтальные команды занимаются сквозным пользовательским опытом, а вертикали прорабатывают его в рамках своих бизнес-направлений. Авито Работа — как раз такая вертикаль. 

Каждый день на вакансии откликаются несколько сотен тысяч соискателей, которые ищут первую работу, подработку или планируют повышение. Большая часть из них — это рабочие и линейные специалисты. Мы помогаем им находить работу быстро и без лишних действий: соискатели могут оперативно связываться с работодателями на Авито, откликаться как с резюме, так и без, искать вакансии рядом с домом и хорошей зарплатой. 

Наша команда дизайна называется Job SuperDuper и состоит из арт-директора, четырёх дизайнеров, исследователей и двух редакторов.

Работа — большая часть нашей жизни, поэтому мы стараемся быть не слишком серьёзными и находить повод для фана. Например, у нас есть традиция: раз в месяц мы ставим на аватарку чата в телеграме кринжовую фотку одного из участников.

Скриншот аватарок из командного чата в телеграме

Ещё мы ходим на командные завтраки хотя бы раз в месяц и делаем стикерпак с забавными словечками, которые услышали друг от друга на звонках.

🤝 Мы стараемся найти баланс между тем, чтобы в срок доставлять фичи, не упарываться в бюрократию, и при этом иметь понятные этапы рабочего процесса.

Диско — это не только музыка: про нашу слаженную команду

В Авито дизайнер — это не только исполнительная рука, но и полноценный партнёр продакт-менеджера. Как и любой другой участник диско-команды, дизайнер может и хочет влиять на продукт, над которым работает. 

Продакт не может спустить нам задачу сверху вниз в стиле «Сделайте вот так и так». Вместо этого он приходит с проблемой и данными, и мы всей командой думаем, как будем решать её, и что сделаем на каждом из шагов.


Такой процесс помогает нам собирать мнения разных функций и убеждаться, что каждый участник понимает, куда мы движемся. 

✍️ Например, редактор в Авито отвечает не только за текст, но и работает с логикой и смыслами. Поэтому он может подсказать, где мы усложнили процесс или посыл. 

🔍 Исследователь может напомнить, какие ресёрчи по этому поводу мы уже провели, и что знаем о проблеме.


Пример того, почему важна командная поддержка. Когда я пришла в команду, одной из первых задач была доработка чат-бота в мессенджере Авито. Этот бот собирает отклики соискателей на вакансии и автоматически задаёт базовые вопросы: Ф.И.О, пол, опыт работы. Всё это помогает работодателям моментально отвечать на отклики и оптимизировать расходы на подбор персонала.

Когда только приходишь в компанию, многое кажется сложным и непонятным — так было и с моей первой задачей. С технической точки зрения бот — это сложный продукт со своей логикой: он должен определять, когда начинается опрос, что происходит, если диалог прерывается, какие сообщения отправлять разным типам кандидатов. 

Всё это неочевидно для новичка, поэтому было нелегко разбираться в особенностях продукта на начальных этапах работы. В такие моменты очень помогает поддержка коллег. 

На все обсуждения сценариев бота я стала приглашать исследователя и редактора, у которых было больше контекста. Ребята помогли разобраться в логике и барьерах к использованию чат-бота. А когда решение было готово, редактор и исследователь помогали оценивать его понятность для пользователей.

🤝 В одиночку работать с большими задачами сложно — многократно возрастает риск ошибок. Поэтому чем раньше все участники погрузятся в задачу, тем быстрее получится качественный результат.

Курилки, штырилки, пырилки и другое: про коммуникацию дизайнеров в Авито Работе

В командной работе нужна постоянная синхронизация. Когда вы работаете над большим продуктом, вмешиваетесь в разные части одного интерфейса — важно оставаться в одинаковом контексте и вовремя отлавливать пересечения. Мы синхронизируем всех участников команды с помощью постоянных встреч: курилок, штырилок, пырилок.

За этими смешными названиями кроются важные этапы процесса. Расскажу про каждую встречу подробнее, но сначала про босса встреч. 


Кто такой босс встреч

Организовывать и фасилитировать все наши активности — это отдельная работа, которую часто никто не хочет делать. Но если ведущего нет, встречи могут проходить хаотично: спикеры будут выбиваться из тайминга, горячие обсуждения будут уходить в сложные материи, часть участников не будет успевать выступать. 

Мы придумали, как не сваливать эту работу только на одного, и давать всем участникам возможность попробовать себя в фасилитации и организации команды. Это решение — босс встреч. 

Раз в месяц мы выбираем человека, который будет напоминать нам о демо, собирать адженду, фасилитировать встречи. Он занимается этим в течение месяца, а потом передаёт свои обязанности другому. 


Приглашение от босса на одну из командных встреч

Теперь про сами встречи.

Курилка — дейлик, который мы проводим каждую неделю в понедельник утром. Синхронизируемся по планам с командой, настраиваемся на рабочую неделю, обсуждаем важные (и не очень) темы, которые касаются всех. 

Штырилка — встреча, на которую все участники дизайн-команды собираются раз в спринт, чтобы посмотреть на сырые макеты и обсудить идеи. Сюда мы приходим за советом и свежим взглядом. 

Эта встреча — классная возможность показать свою работу коллегам и получить полезные вопросы и комментарии по логике и визуалу. На них царит дружелюбная обстановка, все открыты к критике, свободно высказывают своё мнение. Обычно я ухожу со штырилки с кучей интересных идей для своих фичей.

Пырилка — большое демо отдела дизайна Авито Работы, повторяется тоже раз в спринт. Сюда приходят продакты, аналитики, коллеги из отдела маркетинга и все, кому интересно послушать, что происходит в команде дизайна. 

Мы показываем большие проекты и макеты на финальном этапе проработки, презентуем идеи и собираем кучу обратной связи. Всё, что собрали на пырилке, мы обсуждаем внутри диско-команд — решаем, какие комментарии готовы взять в работу, а какие можем отложить. 

После встреч остаётся много заметок в макетах, и появляются новые идеи

На пырилке мы рассказываем не только о дизайне, но и о глобальных исследованиях, выводах и находках, которые сделали во время работы. 

Например, однажды мы проводили офлайн-встречу с несколькими работодателями, которые ищут сотрудников на Авито. А потом пришли на пырилку и рассказывали неочевидных проблемах, с которыми сталкиваются пользователи.

🤝 Выступления на пырилках помогают нам заинтересовать коллег из продукта и бизнеса и показать, какие инициативы мы продвигаем в департаменте. А ещё дают неожиданные инсайты.

Обзор спринта. Встреча, на которой разработка и продукт показывают всё, что сделали за спринт. Помимо технических деталей, на обзоре есть блок дискавери. 

На нём продакты, дизайнеры и исследователи рассказывают о результатах, например, про исследования, которые провели за спринт. А ещё мы показываем макеты и концепции, над которыми работаем.

🤝 На обзорах спринта повышаем видимость нашего департамента: подводим итоги и показываем, что делаем много всего. 

СанСад — общая встреча всего департамента, где каждый дизайнер, исследователь и редактор может поделиться своими успехами. 

На СанСад приходит около двухсот человек: мы вместе радуемся успехам друг друга, перенимаем опыт команд и наслаждаемся красивыми презентациями, которые готовят ребята. На таких встречах всегда очень поддерживающая атмосфера.

Двигаемся в сторону взаимозаменяемости: про развитие специалистов внутри Авито

T-shape специалисты — люди, у которых есть глубокая экспертиза в одной области и менее глубокие компетенции в смежных областях. На картинке это выглядит так:

Кросс-функциональные навыки UX/UI-дизайнера

У нас в департаменте есть разные возможности, благодаря которым дизайнеры, исследователи или редакторы могут попробовать себя в другой роли и научиться чему-то новому. Так мы в компании двигаемся в сторону непрерывности процессов и взаимозаменяемости. 

Например, сейчас мы развиваем стрим демократизации. Это программа, в рамках которой исследователи делятся своими компетенциями с другими участниками диско-команд. Это помогает быстрее идти по процессу дискавери и проверять больше гипотез. Исследователь перестаёт быть бутылочным горлышком, и каждый может взять на себя его роль.

Подробнее про этот процесс со стороны исследователей рассказывали мои коллеги Никита и Екатерина:

👉 Статья: «Как научить продуктовую команду проводить UX-исследования и сократить time to market на 20%»

User days. У нас в команде есть выделенный день, когда любой участник может встретиться с пользователями. Обычно это происходит во второй четверг спринта. На такие встречи обычно много желающих. 

Приглашение на user day от нашего исследователя

Мы готовимся к этому дню заранее: собираем заявки от участников, рекрутируем респондентов, назначаем встречи. Всё это нужно, чтобы продакт или дизайнер могли задать вопросы и показать прототипы реальным соискателям. Это классная возможность вживую увидеть, как люди воспринимают дизайн, который вы рисовали. 

🤝 Практически в каждой задаче мы стараемся узнавать мнение пользователей.

Немодерируемые исследования. Side by side, тесты на понимание, first click — всё это примеры быстрых количественных тестов, которые проводятся без присутствия наблюдателя на большой выборке пользователей.

У нас в Авито Работе есть инструменты и ресурсы, чтобы такие тесты могли проводить разные люди практически без участия исследователя. 

🤝 По итогам прошлого квартала ≈ 30% таких тестов в нашей команде делали разные участники дискавери-команды — это отличный результат.

Эвристики. Чтобы проверить интерфейс, команде не всегда нужно проводить полноценное исследование. Вместо этого можно использовать эвристики.

Например, вы могли слышать про 10 эвристик Якоба Нильсена, которые представляют собой набор базовых правил работы интерфейса. Или можете знать про гигиенические вопросы Владислава Головача про интерфейс. В Авито мы придумали, как использовать их в работе и экономить время. 


👉 Собираем часовую встречу, куда приходят представители разных функций: исследователь, аналитик, разработчик. 

👉 Вместе смотрим на макет, а потом каждый участник решает — соответствует ли этот экран или флоу определённой эвристике. 

В итоге получаем набор проблем и барьеров, с которыми может столкнуться пользователь, и дорабатываем решение. 

Бесплатная электронная книга на сайте Головача: «Дизайн пользовательского интерфейса 2. Искусство мыть слона»


Матрица компетенций и внутренние проекты: про рост дизайнеров в Авито 

Развиваться можно не только в проведении исследований — каждый сотрудник выбирает, что интересно ему. Мы постоянно учимся друг у друга фасилитации воркшопов, редактированию прототипов в Фигме и другим классным вещам. 

Например, недавно вместе с исследователем мы организовывали дизайн-спринт, чтобы собрать идеи для дизайн-вижена. Так мы смотрим в будущее и пытаемся представить, как будет выглядеть интерфейс через 3 года.

Делать в вакууме такие большие задачи, как дизайн-вижен — невозможно. Поэтому мы решили провести серию воркшопов, которые должны были помочь разным участникам синхронизироваться и нагенерить амбициозные идеи. 

Я была одним из организаторов этих воркшопов и тогда поняла, что проводить их непросто. Сначала нужно было подготовиться, а потом фасилитировать и управлять вниманием 15 человек так, чтобы достигнуть нужных целей.

Матрица и развитие. Помимо командных обучений, проведения исследований и воркшопов, у нас есть индивидуальные планы развития.

Каждый дизайнер Авито определяет, куда он хочет расти и что интересно именно ему. На основе этой информации вместе с руководителем мы прописываем план, который помогает достичь новых целей. Обычно в план обучения включены командные активности и внешнее обучение. 

Например, если дизайнер хочет попробовать себя в анимации или 3D — он идёт на курс, а потом может использовать эти знания в работе.

А чтобы дизайнеры понимали, как и куда им расти, у нас есть матрица компетенций. Она лежит в открытом доступе на гитхабе: 

👉 Матрица компетенций дизайнеров Авито

Внутренние проекты. Чтобы расширить свою зону ответственности, мы можем участвовать в развитии внутренних проектов. Это инициативы, которые развивают дизайн-департамент и наш продукт. 

Проектом может быть дизайн-вижен на несколько лет вперёд, программа eat your dog food или, например, проработка UX-бэклога. Это даёт прямое влияние на развитие команды и продукта, что очень ценно. 

Расскажу, как я развивала один из внутренних проектов.


🦴 Программа eat your dog food (EYDF) в Авито Работе

Догфудинг — программа, которая популяризирует использование своего продукта сотрудниками. Эта практика повышает эмпатию и осведомлённость о проблемах пользователей на всех этапах CJM. 

В Авито есть общая программа EYDF на все вертикали, но мы хотели привлекать больше сотрудников именно в Авито Работу, поэтому устроили свою.

👉 Узнали, как работают такие программы у нас в Авито и в других компаниях.

👉 Проработали концепцию для Авито Работы. Придумали варианты, которые были бы интересны участникам EYDF и полезны нам как команде.

👉 Организовали и провели сессии догфудинга.

👉 Придумали, как развивать и социализировать эту активность в команде.


Work hard, play hard: про неформальные активности в Авито

Мы работаем в распределённых командах, и, чаще всего, удалённо, поэтому очень важно поддерживать командный дух и время от времени встречаться всем вместе. 

Тимбилдинги — одна из важных частей нашей культуры, одно из таких мероприятий — team get together.

Team get together (TGT). Мероприятие в Авито, которое проводится примерно раз в два квартала. Мы приезжаем в какое-то место на пару дней, чтобы поработать и обсудить важные вещи. 

На мероприятии есть официальная часть, где мы проводим брейншторм и собираем идеи развития команды, решаем текущие проблемы, проводим ретро. И неофициальная — на ней узнаём друг друга лучше и веселимся. 

Например, на последнем TGT мы организовали завтрак на веранде нашего московского офиса, куда пригласили продакт-менеджеров и юнит-лидов. Получилась классная встреча, где все смогли пообщаться не только о работе.

Это только часть фотографий с наших командных встреч

Больше интересных историй из жизни исследователей, редакторов и дизайнеров можно прочитать в нашем телеграм-канале. В нём коллеги делятся опытом, полезными ресурсами и всем, что их волнует:

✍️ Телеграм-канал «Любовь, дизайн и метрики» 

Приходите работать (и ловить фан) в Авито Работу

Если вам откликается наш вайб и нравятся амбициозные задачи, приходите работать в команды Авито! Вам предстоит:

⭐ Улучшать текущий интерфейс продуктов: дорабатывать старые сценарии и создавать новые.

⭐ Проводить исследования и напрямую общаться с пользователями. 

⭐ Влиять на развитие команды — рассказывать на встречах о продуктах и продвигать департамент.

⭐ Разрабатывать уникальные продуктовые гипотезы и проверять их на практике.

⭐ Работать в плотной связке с продуктовым менеджером и диско-командой.

Вакансии в разные команды на карьерном сайте Авито

6567
1

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

  • Новые
  • Старые
  • Популярные

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие