В этой статье я даю базовые понятия. Я решил сначала подтолкнуть читателей-фрилансеров к организации своего рабочего времени. Тех, кого волнуют конкретные вопросы по данной теме, прошу после прочтения задать их в комментариях или лично в соцсетях. В будущих материалах я раскрою самые популярные и интересные из них.
О чём я здесь расскажу
Раньше отношение к фрилансу у меня было неправильное. Глядя на посты ребят с Макбуками на Бали я считал, что фриланс — это чилл и кайфы, за которые тебе платят клиенты. Ребята в соцсетях постоянно либо тусят, либо посещают мероприятия, либо ведут эфиры и так далее. Из-за того мне и казалось, что на фрилансе нужно быть на легке, сильно не париться и не задумываться. Другое дело вот работа в студии, в найме, там реальная работа, графики и всё такое.
В итоге пришёл к выводу, что фриланс, всё-таки, такая же работа, только на самого себя, без начальника. Разница в том, что в найме начальство настраивает за тебя рабочие процессы, лидогенерацию, оценку эффективности, следит за движением денежных средств и так далее. На фрилансе же нужно работать так же, как работает целое агентство, только делать всё одному, быть человеком-оркестром. Иногда можно привлекать партнёров, коллег, делегировать на них некоторые процессы.
Что стоит перенять от агентства обычному фрилансеру? Коротко поговорим о:
- Рабочем графике
- Личном сайте и соцсетях
- Ценообразовании
- Продуктовой матрице
- Коммерческом предложении
Рабочий график
Я считаю, это очень важная вещь. Большинство людей работают по графику 5/2 с утра до вечера. Какой смысл работать по ночам и ждать ответа от коллег до утра? Лучше подстроиться под это и быть со всеми на одной волне.
Также график задаёт ритм жизни, позволяет управлять личным и рабочим временем. Если у вас есть график с 8 до 17, например, клиенты будут понимать, что лучше вас не доставать после 17, когда вы уже смотрите сериал.
Личный сайт и соцсети
Фрилансер с сайтом кажется более серьёзным исполнителем, чем фрилансер без сайта. По факту сайт не делает вас лучше остальных, но в глазах коллег и клиентов это, конечно же, плюс. Сайт признак того, что вы, во-первых, задизайнили этот сайт и что-то умеете.
Во-вторых, у вас есть деньги на вёрстку и поддержку сайта (в случае, если вы только дизайнер и не занимаетесь вёрсткой и программированием). Значит, вы востребованы, оттого и зарабатываете.
В-третьих, сайт поможет вам уместить всю информацию о себе, клиентах, работах, услугах, контактах и так далее в одном месте. Вряд-ли кто-то любит искать информацию о ваших услугах в Инстаграме.
То же касается и соцсетей, где вы раскрываете свою профессиональную жизнь, достижения и опыт.
Обоснованное ценообразование
Представьте, что к вам пришли ремонтировать холодильник и взяли 100.000 ₽ за 5 минут работы, просто закрутив 2 болтика (я сильно утрировал, без негатива, на самом деле что-то чинить — это уважаемый труд, а я сам не разбираюсь в холодильниках). Согласны, что неясно, откуда такая цена?
Так же и вашим клиентам не ясно, почему у вас логотип стоит за 10 дней разработки 5000 ₽, а у конкурент делает за 5 дней и за 10 000₽. В чём разница? Кто сколько часов в день уделяет времени проекту? Он переплатит конкуренту за скорость или почему?
Составьте пошаговое описание рабочего процесса и смету с указанием его этапов, участников, затраченного времени на каждый этап работы и часовой ставки участников проекта.
Благодаря тому, что вы обоснуете цены, вы будете поступать и выглядеть более профессионально. Вдруг вы составите обоснованные сметы и поймёте, что ваша работа стоит на самом деле дороже?
Продуктовая матрица
Составьте матрицу своих услуг с обоснованными ценами, описанием работ и минимальной статистикой, насколько популярны те или иные услуги. Так вы сможете понять на какие услуги делать упор, что рекламировать больше, по какой услуге к вам чаще обращаются.
Также можно выстроить связи, какие услуги предлагать вместе, а после каких услуг можно сделать допродажи. Например, после разработки айдентики для нового онлайн-проекта предложить сделать им дизайн сайта.
Коммерческое предложение (КП)
Что может быть лучше, чем новый клиент, который пишет вам, когда вы на середине отдыха в сафари с плохой связью? Конечно, не будет времени пообщаться с ним и договориться о чём-то. В такие моменты отправляйте клиенту КП с информацией по интересующей его услуге с описанием этапов работы, примерами работ, указанием времени разработки, со сметой и так далее.
В некоторые моменты ни вам, ни клиенту невозможно, не имеет смысла или неудобно тратить время на общение и знакомство. Для таких ситуаций есть КП, которое скажет всё за вас.
И тем более, если у вас получилось хорошо пообщаться и понять суть задачи, то подчеркните всё сказанное понятным и удобным КП, адптированным под задачу клиента, которое будет подчёркивать ваш профессиональный подход к делу и выделять среди конкурентов.
Бонус для дочитавших
Хотите удвоить доход на фрилансе? Читайте гайд с выжимкой моего опыта «Как дизайнеру на фрилансе вырасти минимум ×2 в доходе».
Читайте больше дизайне и фрилансе в моём telegram
Другие статьи
Как я привлекал клиентов на фрилансе и какие источники сработали лучше всего
5 ценнейших советов, которые позволяют мне расти бешеными темпами без покупки курсов
Очень важная вещь в развитии как дизайнера, так и любой личности