Предисловие
Я работаю в дизайне 5 лет. Мой каждый рабочий день — это Illustrator, Photoshop, Figma, After Effects, где я создаю макеты в социальные сети, наружную рекламу, сайты. Со временем всё это начинает казаться каким-то бесполезным. Зачем я тратил столько времени на это? Зачем я битый час выстраиваю эту композицию? Почему я ковыряюсь в изгибах линий в макете для рассылки? Почему я делаю макет с 5 CTA? И где здесь место дизайну?
Поэтому я всегда задавался вопросом «что такое дизайн?». Все определения, с которыми я сталкивался, казались мне либо неполными, либо слишком субъективными. Так продолжалось, наверное, пару лет, пока я однажды не решил заняться этим вопросом серьёзно и не поставил себе цель составить своё определение. Собственно, результатом моего поиска и моих размышлений о том, что же такое «дизайн», является эта статья, в конце которой я как раз даю ответ. Поэтому советую вам дочитать до конца.
Приятного чтения!
Зачем нужно знать определение «дизайна»?
Чтобы стать мастером своего дела, не достаточно потратить 10.000 часов на него. Важно понимать суть того, чем ты занимаешься.
Есть негласное правило: «плохое ТЗ, результат ХЗ». И его можно легко перенести на профессию в целом, где результат — твои карьера/вклад в профессию/достижения/признание, а ТЗ — твоё понимание задач дизайнера. И не в плане одной задачи, а целой профессии.
Сегодня такой студент, как я, приходя на цифровые курсы, учится лишь набору инструментов, которые помогают делать макеты. Преподаватели пытаются вызвать интерес к профессии, но не к осмыслению самой сути профессии.
Поэтому, когда в процессе работы начинается рутина, и энтузиазм уходит, то на его месте остаётся лишь пустота. Хотя именно на месте этой пустоты и должно находиться глубокое понимание смысла и цели профессии.
Ещё одной проблемой в этой ситуации выступает окружающий мир, который постоянно меняется. Ещё 40 лет назад дизайнеры создавали макеты буквально вручную. Что мы имеем сегодня? Неумолимый прогресс выводит на рынок генеративные нейронки.
— Как так вышло, и как к этому приспособиться?
— Знать свое дело.
Не смотря на то, что инструменты дизайнера постоянно меняются, именно знание своего дела до мельчайших подробностей позволяет совладать с бурно-меняющимся вокруг миром.
Стэфан Андерсон в статье на Medium прекрасно дополняет эту мысль:
«What designers do is changing.
But also: What designers have always done is not changing.
What doesn’t change in all of this is what has always defined us:
A mindset.»[1]
Что НЕ является дизайном?
Прежде, чем приступить к поиску определения, сначала ответим на этот вопрос, чтобы значительно уменьшить область поиска, и разграничить, что мы относим к дизайну, а что оставляем за его пределами.
- Инженерия и архитектура — это не дизайн. Инженеры опираются на научные и технические знания, такие как физика и математика, в то время как дизайнеры ориентируются на психологию, эстетику и эргономику. Например, инженеры космической техники проектируют ракету так, чтобы она вышла на нужную орбиту, а дизайнеры работают над тем, чтобы обеспечить комфорт и понимание для космонавтов, разрабатывая интерфейсы и дизайн приборов.
- Искусство — это не дизайн. Хотя эти два направления могут пересекаться, их цели разные. Искусство часто лишено практической направленности и в первую очередь служит средством самовыражения художника. В то время как дизайн призван решать конкретные задачи и обладает ориентированным на практическое применение характером.
- Обыденная жизнь — наконец, важно понять, что не всё, что мы делаем в повседневной жизни, может считаться дизайном. Украшение дома, готовка, или самостоятельное шитье одежды – это проявления креативности, но они не всегда соответствуют дизайнерскому процессу, который включает в себя исследование, планирование, решение проблем и коммуникацию.
Определение современного дизайна
Вернёмся к терминологии. Много раз на курсах, лекциях и в других источниках информации я слышал следующее определение дизайна:
Дизайн — процесс решения проблем и удовлетворения потребностей.
Это определение загоняет дизайн в рамки функциональности и практичности. Но насколько это ограничение верно? Давайте посмотрим на несколько примеров из моего опыта.
1. Брендинг MakBush
Недавно мы с командой работали над брендингом для обжарщика кофе из Сыктывкара. Мы сделали классную айдентику, привнесли туда культуру Коми, её природу; в общем, сделали всё красиво и классно. Но.
По вышеуказанному определению можно усомниться, что мы занимались дизайном. Удовлетворение потребностей пользователей в данном контексте — это возможность купить вкусный кофе. Мы, как дизайнеры, не можем сильно влиять на решение подобных проблем айдентикой. А где здесь функциональность? Возможно, она не на первом плане, ведь главная задача — создать эмоциональную связь с потребителем. Следовательно, для брендинга это определение не подходит.
2. UI
Месяц назад на одном из проектов мы с ребятами думали, сделать кнопку на сайте чёрной или зелёной. Споры об этом шли на протяжении недели.
Подобных примеров много, и такие споры могут идти и недели, и месяцы (насколько терпения хватит), однако решением проблем и удовлетворением потребностей пользователей здесь и не пахнет.
Даже на сайтах с плохим пользовательским опытом, но с отличным визуалом, функциональность может быть не на первом месте. Подобный пример — сайт компании Zara. И иногда такие дизайны работают на ура.
3. Графический дизайн
Вы наверняка видели афиши, которые больше напоминают наказание для глаз. Но ведь чаще всего именно на таких постерах хорошо видно, какое мероприятие рекламируют, и, когда оно состоится. Идейно оно выполняет все функции вышесказанного определения.
Существует полярный пример: постеры с модными и современными визуальными решениями. Подобные постеры я делал в рамках Daily Poster Challenge. Но в основном они абсолютно антифункциональны. Они созданы не для того, чтобы ясно и четко донести информацию, а чтобы донести эмоцию или/и посоревноваться с другими дизами в том, насколько сильнее можно извернуться в плане подачи информации.
Во всех трёх случаях важно помнить — рядовая аудитория может даже не заметить ваши старания. Это факт, с которым нужно смириться. Но эта тема, вероятно, заслуживает отдельной статьи.
Преобладающей проблемой в определении дизайна является поиск баланса между красотой и функциональностью. Современное определение упускает важность «красоты» дизайна. Однако, ограничиваясь только функциональным аспектом, мы упускаем что-то важное.
Что говорят другие?
Теперь давайте обратимся за помощью к великим дизайнерам, и узнаем, что они думают об этом.
Майкл Бейрут, графический дизайнер из Pentagram и автор книги «Теперь вы это видите», пишет: «Дизайн, особенно графический, — это способ взаимодействия с реальным контентом, реальным опытом.»[2]
Виктор Папанек, промышленный дизайнер и автор книг «Зелёный императив» и «Дизайн для реального мира», считает, что «все люди — дизайнеры. Всё, что мы делаем, практически всегда — дизайн...». Далее он конкретизирует свои слова: «дизайн — это сознательные и интуитивные усилия по созданию значимого порядка.»[3]
Пол Рэнд, графический дизайнер, создавший логотип и айдентику IBM, в своей книге «Дизайн: форма и хаос» пишет следующее определение дизайна: «Дизайн — это больше, чем просто упорядочивание и компоновка визуального материала. Дизайн — это привнесение ценностей и смыслов, просвещение, упрощение, разъяснение, преобразование, облагораживание, преувеличение, убеждение и, возможно, даже развлечение.»[4]
Для каждого великого дизайнера нашёлся свой ответ. При всём этом они не могут определить весь современный дизайн, в частности потому, что они достаточно эфемерны, субъективны и неконкретизируемы.
Есть другой пример — Стефан Андерсон, слова которого я приводил в начале этой статьи. Он предлагает определение профессии дизайнера, основанное на 11 принципах.[1] Рекомендую отдельно познакомиться с этой статьей, так как материал реально годный.
Однако это также не приводит нас к чёткому ответу на то, что такое дизайн. Да, мы можем описать нашу работу тем, как мы чувствуем её, или же записать её списком, но все эти системы кажутся мне недостаточно объективными и не могут полностью охватить современное понимание дизайна.
Поэтому я пришел к выводу, что мне нужно создать свое собственное определение дизайна.
Мое определение слова «дизайн»
Дизайн — это художественное проектирование, направленное на удовлетворение потребностей пользователя и/или бизнеса, и опирающееся на психологические, эргономические и эстетические принципы.
А теперь давайте я всё объясню:
- Художественное проектирование охватывает не только графический дизайн, но и моделирование, характерное для промышленного дизайна. Этот подход подчеркивает мультидисциплинарность и глубокую связь между различными аспектами дизайна.
- Упоминание «и/или бизнеса» в определении дизайна важно, так как существуют разные контексты применения дизайна. Например, создание дизайна для маркетинговой кампании первично сфокусировано на интересах бизнеса, в то время как разработка информационной карты с аварийными выходами сконцентрирована на потребностях пользователей.
- Под «психологическими принципами» подразумеваются принципы, используемые в дизайне для формирования, к примеру, цельного образа бренда, портретов пользователей, CJM и так далее. Дизайнеру не нужно углубляться в данную науку, однако понимать основы работы человеческой психики — одно из ключевых навыков.
- Эргономические принципы в данном определении разделяются на две категории. Во-первых, эргономика — это про удобство использования инструментов и предметов. Во-вторых, эргономика — это про рецептивное, то есть про восприятие отдельных объектов. Пример: острые углы и красный цвет — агрессивный, доминантный, а пастельный и округлый — про доброжелательность и уют.
- Эстетические принципы в дизайне тенденциальны и зависят от моды и времени. Например, флет-иллюстрации и баблы были особенно популярны в 2018 году, но с течением времени мода меняется, и на их место пришли новые тенденции.
Вывод
Данная статья помогла сформировать мне свое определение дизайна, которое полностью удовлетворяет меня. Да, возможно, в будущем я пересмотрю его, и, возможно, не раз.
Но пока что мне стало спокойнее.
И хотя это определение кажется мне наиболее точным и исчерпывающим, я считаю, что каждый дизайнер и каждый творческий человек должен обрести свое собственное видение дела, свою уникальную «большую идею», свое собственное определение своего «дизайна», которые будут вдохновлять и направлять в любой ситуации.
Будь то стремление к идеальному выравниванию линий, или поиск новых форм визуальной коммуникации, важно найти ту сферу, где ваш уникальный подход будет ценен и вознагражден.
Спасибо, что прочитали!
Источники
[1] — The Design Mindset. What does it mean to be a designer? Stephen P. Anderson — https://stephenanderson.medium.com/the-design-mindset-90d8d5a76e93
[2] — Теперь вы это видите. И другие эссе о дизайну / Майкл Бейрут ; пер с англ. А. Токарева. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019 г.
[3] — Дизайн для реального мира / Виктор Папанек / Пер. с англ. — М. : Дмитрий Аронов, 2022 г.
[4] — Paul Rand, Design Form and Chaos / Yale University Press, New Haven and London, 1993
Подписывайтесь на Техничку, мой блог о дизайне: