Я был в стартапе и мне понравилось
На самом деле, говорить «был в стартапе» не совсем верно. Я и по сей день — дизайнер стартапа Maniki, просто он сейчас находится в неактивной стадии. Такое бывает.
Но могу смело сказать: опыт в Maniki был классным, и он сильно отличался от привычной мне работы в больших корпорациях. Такой опыт я рекомендую получить любому дизайнеру, если, конечно, представится возможность.
Почему я так считаю — расскажу в сегодняшнем посте.
Меня зовут Андрей Богданов, и я работаю дизайн-лидом в МТС Финтех. Другие мои посты вы можете найти в телеграм-канале @na_produkte.
Экономика проекта
Оговорюсь сразу: когда я рассуждаю об участии в стартапе, я имею в виду не просто роль наемных «рабочих рук», рисующих макеты по заданному ТЗ. Я подразумеваю активное участие в судьбе проекта и генерацию идей для его развития.
Так вот, активное участие в маленьком стартапе — отличный способ понять, как в компании зарабатываются и расходуются деньги, а также ознакомиться с продуктовыми метриками.
Работая в большой корпорации, разобраться в экономике проекта бывает сложно. Вопросы бюджетирования, расходов-доходов и эффективности внедряемых изменений скрыты за пеленой сложных процедур и кучей начальников.
В стартапе все прозрачнее: есть столько-то денег, тратим на то и на это.
Результат изменений тоже оценивается быстро — запилили фичу, измерили результат — не прокатило — делаем по-другому.
Одним словом, стартап — это проект, в котором все как на ладони. Для развития продуктового мышления, ориентации на бизнес-результат и работы с метриками — самое оно.
В короткий срок работы на маленьком проекте можно получить знания, которые в корпорации будешь «выковыривать» годами. Для меня такой опыт был очень полезен.
Ответственность
В стартапе, особенно будучи единственным дизайнером, легко ощутить масштаб своего влияния на продукт и огромную ответственность.
В больших корпорациях неудачные интерфейсные (как, впрочем, и бизнесовые) решения могут жить годами. В стартапе такой вариант исключен: все ошибки вылавливаются почти мгновенно. По крайней мере, в моем было так.
Если клиентский путь спроектирован неудачно, это непременно скажется на метриках продукта. Для стартапа, которому каждый клиент и каждая копейка — на вес золота, критически важно быстро считывать реакцию пользователей.
В такой ситуации дизайнер имеет возможность в полной мере оценить, насколько важны его решения. А еще — научиться быстро реагировать на изменения и проявлять гибкость мышления.
Эмоции
Поскольку в стартапах проверка гипотез занимает мало времени, есть возможность пережить множество разнообразных эмоций в краткие сроки.
Так формируется эмоциональная связь с продуктом — очень крутая история, прямо противоположная тому отчуждению от результата своей работы, которое возникает в больших продуктах.
Пережить с маленькой командой взлеты и падения (или даже только падения) — это дико полезный опыт. Позитивные эмоции важны для развития командного духа, а совместное преодоление кризиса, определенно, добавит вам профессиональной и житейской мудрости.
Гибкость
Стартап — отличный повод сбросить с себя оковы корпоративного фреймворка и ограничения, накладываемые большой компанией.
Если для корпорации важно устойчивое развитие или умеренный рост, то стартапу нужно рвануть «с места в карьер».
Разница в задачах определяет и разницу в процессах. Бюрократия против гибкости, продуманные процессы против импровизации, планирование против авралов и т.п.
Сам я, признаться, сторонник выстраивания прочных фреймворков с длительным сроком применения, но и стартапная динамичность мне пришлась по душе.
Может потому, что там я был дизайнером, а не дизайн-лидом.
Другие посты тут: https://t.me/na_produkte
Си ю.