Меня зовут Илья Сидоренко. Я дизайнер, 10+ лет в отрасли. Уже больше года работаю на себя: консультирую бизнес и менторю дизайнеров. В этой статье я поделюсь навыками и стратегиями, которые помогут дизайнеру найти работу в продукте.
Навыки описаны на основе моего личного опыта работы в продукте. Стратегии – на основе работы с другими дизайнерами. Их опыт будет более релевантен, так как работу я не искал уже много лет.
Структура статьи следующая:
- Ситуация на рынке. Опишу, что сейчас происходит на рынке дизайна и что в этой ситуации делать.
- Ключевые аспекты. Опишу шаги, которые нужно совершить дизайнеру для поиска работы, и навыки, которые в этом помогут.
- Стратегии. Опишу несколько стратегий поиска работы для разного уровня и опыта.
- Материалы. Поделюсь несколькими подробными видео, которые помогут создать портфолио и развить навыки в UX/UI, чтобы устроиться в продукт.
Приступим.
Ситуация на рынке
Произошел диссонанс.
Дизайнеров на рынке очень много, в первую очередь новичков, из-за чего конкуренция невероятная. Даже на бесплатные стажировки сложно попасть.
Но и потребность в дизайнерах высокая, так как ИТ-компании активно развиваются и постоянно ищут в штат толковых специалистов. И за эту работу готовы хорошо платить.
Почему так произошло?
Сфера дизайна стала очень популярна. Раньше ее разгоняли крупные онлайн-школы, но после подключились к этому и блогеры. Правда, в погоне за доходом, качество обучения сильно упало, из-за чего дизайнеры, после долгого и дорогого обучения, сталкиваются с реальностью, где не могут найти работу, хотя на курсе их очень хвалили.
Онлайн-школы, в свою очередь, нанимают кураторов-джуниоров, которым можно мало платить. Такие же джуны учат дизайну в соцсетях. И успех определяет не качество обучения, а умение запилить хороший ролик и провести вебинар.
Итого, что мы получили.
Тысячи начинающих дизайнеров, конкурировать с которыми практически невозможно. Все видели сотни откликов на вакансии, после чего становится понятно, что твой отклик попросту останется незамеченным.
Что в этом случае делать? Метить сразу на уровень Middle. Это не просто, но, с помощью этого материала, я постараюсь вам помочь.
Ключевые аспекты
Что вам нужно знать и делать, чтобы попасть в продукт:
- Навыки. Это фундамент всей карьеры. Нужно понимать весь продуктовый дизайн-процесс и какие действия нужно совершать на каждом его шаге. Нужно уметь изучить потребности аудитории, сформировать гипотезы и метрики, проработать пользовательский путь, структуру экранов и каждый экран, после чего перейти к дизайну макетов в Figma, используя атомарный подход, реализованный с помощью компонентов. В идеале – уметь протестировать интерфейс и сделать на основе этого выводы.
- Портфолио. Это демонстрация ваших навыков. Есть множество способов оформить портфолио, ориентируясь на цели и опыт. Причем, самый популярный из них Behance – наименее эффективный, так как отнимает уйму времени и желание заниматься портфолио. Я помогал дизайнерам устроиться на доход 150-300к, используя Notion. Это быстрый и удобный для этой задачи инструмент. Достойные альтернативы: Tilda/Framer/Webflow, Dribbble (Case Studies). У Dprofile хороший потенциал, но не все его используют правильно.
- Резюме. Нужно грамотно описать имеющийся опыт, сделав фокус на задачах, которые вы решали на каждом рабочем месте. И не на всех задачах, а именно тех, которые ждёт увидеть работодатель. Нет смысла много писать о работе над лендингами, если вы хотите устроиться в продукт. Лучше напишите о работе с компонентами, пускай это и занимало меньше времени.
- Сопроводительное. В большой конкуренции оно обретает смысл, так как помогает выделиться, хотя раньше я к нему не относился всерьез. И важно даже не что в нем описано, а куда оно отправлено. Я заметил, что резюме, отправленное по рабочей почте часто просматривают быстрее, когда как на HeadHunter ответа бывает невозможно получить неделями. Одна моя студентка сделала видео-сопроводильное, чем привлекла внимание работодателя, хотя по навыкам не проходила. Через несколько этапов получила оффер. В большой конкуренции такие креативные методы хорошо работают.
- Собеседование. Вы прошли первичный отбор и теперь важно грамотно рассказать о своем опыте. Нужно подготовиться: подумать, какие сложные задачи вы решали, какой был процесс и к какому результату пришли. Об этом нужно будет рассказать, а лучше показать на макетах. Дополнительно нужно подготовиться ответить, почему вы сменили компанию, чего хотите от рабочего места, к чему стремитесь и сколько хотите зарабатывать.
- Тестовое. В рамках него нужно продемонстрировать имеющиеся навыки (пункт первый) на практике. Большинство тестовых не очень сложные и требуют больше логики, чем рутинной работы над макетом, хотя сделать все аккуратно важно (components, variants, auto layout). За слишком большие тестовые я бы не брался, они больше похожи на бесплатную работу. Важно выстроить грамотный процесс решения задачи и его презентовать, чтобы не выглядеть современным художником, который относится к дизайну макетов, как к рисованию на холсте.
Это ключевые аспекты поиска работы. Из них можно вытащить навыки и шаги, которые нужно освоить и совершить, чтобы получить работу в продукте. Я постарался дать вам как можно больше подсказок и советов.
Но на этом мы не заканчиваем. Теперь время перейти к стратегиям, то есть пошаговым действиям, которые приведут вас к цели – поиску работы в продукте.
Стратегии
Мы рассмотрим несколько самых частых ситуаций, с которыми сталкиваются дизайнеры.
- С нуля. У вас практически нет знаний и опыта. В этой ситуации нужно создать порядка пяти проектов в портфолио, чтобы отработать необходимые навыки на практике и, вместе с этим, пополнить портфолио проектами. Резюме в любом случае будет пустым, поэтому лучше писать на почту работодателям и прикладывать ссылку на портфолио, минуя резюме. Таким образом вы повышаете шансы, что вас рассмотрят без опыта.
- Минимальные навыки. Например, после прохождения курса. Может быть несколько сырых проектов, но работу они найти не помогут. В этом случае нужно также создать проекты в портфолио по грамотному процессу (о нем в конце), но времени потребуется меньше, так как опыт какой-то уже есть. По резюме и сопроводительному – идентично прошлому пункту.
- Из веб. Многие дизайнеры переходят из веб-дизайна (создания сайтов) в продуктовый/UX/UI. И правильно, так как на конструкторе сайт создать очень легко, да и нейросети не стоят на месте. Для современного дизайнера Tilda (Framer, Webflow) – это лишь база, а не отличительные навыки. В этом случае нужно найти в портфолио те проекты и задачи, которые больше похожи на продуктовые, и сделать фокус портфолио на них. Таким образом, портфолио и резюме веб-дизайнера превращается в продуктовое.
- Есть опыт. Здесь задача – грамотно упаковать имеющийся опыт, сделав фокус на задачах, которые вы выполняли в рамках созданных проектов. Порой достаточно поделиться ссылками на проекты в Figma, если там все хорошо организовано (так один мой студент получил оффер на 300к, хотя мы оформили простую Notion-страничку за неделю). Иногда требуется описать подробные кейсы: какие были задачи, каков был процес их решения и каков результат.
Материалы
Периодически записываю подробные видео для закрытия разных тем. Ниже – делюсь несколькими из них, которые помогут вам найти работу в продукте:
Заключение
Что делать дальше? Обычно любая ситуация дизайнера сводится к двум стратегиям:
- Если уже есть опыт, то его нужно упаковать в портфолио и грамотно описать в резюме. После уже переходить к откликам, проходить собеседование и тестовое. В этом поможет третье видео из списка выше.
- Если опыта нет, то его нужно создать и в процессе освоить навыки. Сделать это лучше с помощью создания нескольких проектов в портфолио. Об этом первое и второе видео в списке выше.
Надеюсь, эта статья была для вас полезна. Я постарался передать рабочие стратегии, которые уже были проверены на практике, чтобы ваш путь в продуктовый дизайн прошел более эффективно.
Если нужна с этим помощь – присмотритесь к моей менторской программе. Подписывайтесь на мой канал «Дизайнер будущего», где я делюсь опытом и делаю бесплатные разборы портфолио дизайнеров. Или пишите свой вопрос лично мне в Telegram, буду рад поделиться опытом или мнением.