Учебник DSGNERS!
Учебник DSGNERS!
12 мин. читать
1884 показа
462 открытия

Как проводить UX тестирование сайтов - методы

Каждый вид тестирования помогает улучшить дизайн сайта и обеспечить лучший пользовательский опыт. Виды тестирования, используемые в дизайне сайтов:

  1. Тестирование пользовательского опыта (User Experience testing) — оценка удобства использования сайта, навигации, доступности информации, процесса покупки.
  2. Тестирование макетов (Layout testing) — проверка размещения элементов на странице, цветовой гаммы, шрифтов и других аспектов визуального дизайна.

  3. Мобильное тестирование (Mobile testing) — проверка работы и внешнего вида сайта на мобильных устройствах с разным разрешением экрана.
  4. Тестирование кросс-браузерной совместимости (Cross-browser testing) — проверка корректного отображения сайта в различных браузерах – Chrome, Safari, Firefox, Internet Explorer.

Мы сегодня акцентируем внимание на ключевом — ux тестировании. Этот вид тестирования направлен на комфорт пользователя и включает аспекты пользовательского опыта от размещения элементов на странице и дизайна интерфейса до способов представления контента. Это выявляет проблемы – неудобное меню для навигации, некорректную или устаревшую информацию и медленную реакцию кнопок.

Цели usability тестирования и методы

UX-тесты ценны тем, что проводятся быстро, при этом знание о проблемах остается в уме участников процесса продукта и дизайна, а не теряется при передаче информации от исследователей к производителям и дизайнерам.

Цели UX тестирования – повышение удовлетворенности пользователей, улучшение конверсии и повышение лояльности к бренду. Достигается это ключевыми метриками:

  • время взаимодействия пользователя с интерфейсом,

  • уровень завершения целевых действий,

  • удовлетворенность пользователя интерфейсом. 

Только это не сработает, если не сформированы приоритеты и конкретные цели бизнеса и потребностей пользователей. Например, если цель бизнеса –увеличение времени, проведенного пользователями на сайте, то приоритеты тестирования нацелены на оптимизацию навигации и контента для увеличения вовлеченности. А если на привлечение заявок, то больший акцент делают на кнопку и её расположение, возможно увеличить призывы к действию.

Вот несколько методов тестирования сценариев UX:

  1. Модерируемое тестирование сценариев: участники проходят через набор задач или сценариев, а модератор фиксирует их реакции и комментарии. Это дает глубокое понимание пользовательского опыта.

  1. Немодерируемое тестирование сценариев: участники выполняют сценарии без прямого руководства модератора, например, через онлайн-платформы для тестирования пользовательского опыта.

  1. Тестирование с использованием тепловых карт: с помощью ПО представляется визуализация данных об активности пользователей на веб-сайте, что выявляет области внимания и пренебрежения.

  1. Экспертный обзор: специалисты в области UX и дизайна анализируют сценарии, оценивают их эффективность и выявляют проблемы.

  1. A/B тестирование: сравнение двух или более вариантов сценариев для выявления наиболее эффективного.

  1. Метод деревьев навигации: оценивает структуру и навигацию веб-сайта или приложения.Используется для выявления, насколько понятно и интуитивно пользователи перемещаются между разделами продукта.

Обратим внимание именно на последний метод. Результаты тестирования помогут идентифицировать слабые места в навигационной структуре и дают рекомендации по улучшениям. Этот метод полезен для определения наиболее часто используемых путей пользователей и выяснения, где возникают проблемы с навигацией или поиском информации.

Для начала тестирования деревьев навигации участникам предлагают задания по поиску информации на сайте, а затем изучаютих путь и время, затраченное на поиск. Также предлагают участникам оценить удобство и понятность структуры сайта или приложения.

Современные технологии – карты теплового активности и аналитические инструменты, также помогают в выявлении областей, требующих улучшений.

Каждый метод имеет свои достоинства и ограничения, и выбор зависит от конкретных целей и контекста проекта.

Если имеются ограниченные временные и финансовые ресурсы, целесообразно использовать быстрые методы – экспертные обзоры или краткие пользовательские интервью. 

Экспертные обзоры – включают анализ продукта со стороны специалистов в области UX, дизайна, исследований пользователей. Они оценивают навигацию, дизайн интерфейса, доступность. Результаты экспертного обзора выявляют аспекты, требующие улучшений, и предлагают рекомендации по оптимизации пользовательского опыта.

Емкие пользовательские интервью дают прямую обратную связь от конечных пользователей. Проводить можно через короткие встречи, организовать опросы с выбором ответов, попросить написать отзывы, где выделить проблемы и недостатки.

Дополнительно для глубокого понимания потребностей пользователей используйте длительные тестирования, моделирующие сеансы, записи экранов с тепловыми картами.

Методы тестирования выбираем в соответствии с целями и возможностями, учитывая ресурсоэффективность и обеспеченность.

Тестирование удобства использования и специфика его проведения

Методы тестирования пользовательского интерфейса (UX testing) включают подходы для оценки и улучшения пользовательского опыта. Конечно вновь стоит акцентировать внимание на разновидностях, чтобы лучше понять механику действий.

  1. Модерируемое тестирование: модератор всегда находится с участниками, чтобы фиксировать их действия, комментарии и реакции фиксируются.

  1. Немодерируемое тестирование: участники проводят тестирование самостоятельно, выполняя задания и предоставляя обратную связь о своем опыте. Этот метод позволяет собрать данные от большего количества пользователей за более короткий срок.

  1. Тепловые карты и аналитические данные: с использованием специализированного программного обеспечения анализируются данные о поведении пользователя на веб-сайте, что позволяет выявить области, привлекающие внимание, а также те, где возникают проблемы.

  1. Экспертные обзоры: специалисты в области UX и дизайна проводят детальный анализ продукта на предмет удобства использования, и выявляют потенциальные проблемы и рекомендации по улучшению.

Всё начинается с планирования, особенно после того как вы узнали про столько видов ux тестирований.

а) когда вы определили цель и поняли азы тестирования, ставьте именно цели и задачи самого ux, затем выбирайте методы и инструменты. После подробно опишите процесс тестирования, включая шаги и критерии оценки, чтобы было легче на последующих этапах.

б) затем идет оценка временных рамок для успешного завершения тестирования, планирование бюджета, включающего затраты на ресурсы, испытуемых и инструменты.

Сразу акцентируем внимание на управленческих расходах и спрогнозировать дополнительные траты.

в) по нашему мнению, самый важный этап в юзабилити тестировании – выбор и подготовка участников тестирования.

Именно определение профиля пользователей играют ключевую роль, так как их поведение и обратная связь даёт создателям понять, как пользователи взаимодействуют с продуктом и как его можно улучшить. 

1. Репрезентативность: Подбор участников, которые репрезентируют целевую аудиторию продукта, обеспечивает получение релевантной информации о том, каким образом различные пользователи взаимодействуют с продуктом.

2. Разнообразие: В тестировании должны участвовать пользователи разного возраста, пола, профессионального и социокультурного статуса, что позволяет выявить различия в потребностях и предпочтениях различных групп пользователей.

3. Достоверность результатов: Когда участвуют подходящие участники, результаты тестирования более достоверны и точны, что позволяет разработчикам принимать грамотные решения на основе данных, полученных в ходе тестирования.

4. Улучшение опыта пользователя: Изучение взаимодействия участников с продуктом позволяет выявить недостатки в пользовательском опыте, что в свою очередь помогает оптимизировать продукт с учетом потребностей пользователей.

В целом, правильный подбор участников тестирования UX способствует созданию продуктов, которые максимально соответствуют потребностям и ожиданиям пользователей, что ведет к более удовлетворительному пользовательскому опыту.

Подбирать можно с помощью рекрутинга, опросника, профилирования. Многие перечисленные способы подбора понятны на интуитивном уровне, хотя всё же проясним их аспекты. Так в рекрутинге важно помнить про цель и не нанимать каждого, кто понравится. Во время опросников учитываем не только открытые вопросы. Профилирование используем только после тщательно установленных критериев,чтобы уменьшить вероятность найма неподходящих кандидатов. А потом за дело берется инструктаж участников для успешного проведения тестирования.

Какие инструменты используют в UX?

Список инструментов огромен, каждый помогает проектировщикам создавать удобные, интуитивно понятные и привлекательные продукты.

1. Исследование пользователя:

  •    Фокус-группы

  •    Опросы и интервью

  •    Пользовательские сценарии

  •    Персонажи пользователя (User personas)

2. Проектирование:

  •    Информационная архитектура (Information architecture)

  •    Макеты и прототипирование

  •    Wireframing (создание эскизов интерфейсов)

  •    Mockup Tools (инструменты для создания макетов)

3. Аналитика:

  •    Heatmaps и Click Tracking (тепловые карты и отслеживание кликов)

  •    Web Analytics Tools (инструменты веб-аналитики)

4. Взаимодействие:

  •    Personas, scenarios and journey mapping (персонажи, сценарии и картографирование пути пользователя)

  •    Customer journey maps (карты пути пользователя)

Распишем некоторые из ведущих инструментов для UX тестирования: Hotjar, Lookback и UserTesting.

* Пример 1: Hotjar

Hotjar – инструменты для анализа поведения пользователей на веб-сайтах – тепловые карты, отслеживание кликов, записи экрана и опросы пользователей. Этот инструмент дает проектировщикам интерфейсов ценные данные о том, как пользователи взаимодействуют с сайтом.

* Пример 2: Lookback

Lookback – записывает сеансы пользовательского тестирования с участием модераторов или без них, что изучает  взаимодействие пользователей с продуктом, анализировать их поведение и получать обратную связь.

* Пример 3: UserTesting

UserTesting –возможность тестирования интерфейсов в реальном времени с привлечением целевой аудитории продукта, что дает обратную связь от реальных пользователей.

Дополнительно с помощью разработки прототипов создают интерактивные модели продукта, а сценарии тестирования помогают определить набор заданий и действий для участников тестирования.

* Пример создания прототипа: инструменты для создания прототипов – Figma, Sketch, Adobe XD или InVision,где  создают разработчики и дизайнеры интерактивные модели интерфейса продукта для последующего тестирования.

* Пример создания сценариев тестирования: Например, для приложения электронной коммерции, сценарий тестирования включает шаги от поиска продукта до завершения покупки, а также выполнение других действий, которые реальные пользователи могут предпринять при использовании продукта.

Проведение самого UX

Уже стало очевидно как именно нужно проводить само тестирование, так как все ключевые этапы пройдены. 

Когда есть группа, тогда понятно что и как она делает, а наша задача станет уже заключаться в том, чтобы во время сессий аккуратно собирать и записывать данные, включая действия пользователей, их реакции, а также их комментарии и отзывы о продукте. Это видеозаписи, аудиозаписи, анкеты, тестовые журналы.

Самое сложное и ценное – обеспечить непредвзятость результатов, а в этом поможет контролируемая среда, нейтральная, чтобы участники свободно выражали свое мнение и взаимодействовали с продуктом без давления.

Полученные данные тщательно обрабатывают и анализирую для выявления общих тенденций, паттернов в поведении пользователей, а также конкретных проблем и узких мест.

На основе анализа данных выявляют проблемы и области, которые требуют улучшения. Это трудности в навигации, неудовлетворительный визуальный дизайн и проблемы с пользовательским опытом. Тут рекомендуем прочесть книгу “Спроси маму или как проводить пользовательские интервью" от Роба Фитцпатрика. 

В завершение проведения UX тестирования разработчикам и дизайнерам предоставляют конструктивные рекомендации по улучшению продукта на основе результатов.

1. Цикличность тестирования и улучшения UX

На этом этапе меняют пользовательский интерфейс и функционал, которые были выявлены в результате проведенного целого исследования. Это улучшения в дизайне, взаимодействии пользователя с продуктом и общем пользовательском опыте.

После внесения изменений в продукт перепроверяют его эффективность. Видно, насколько новые улучшения решают выявленные проблемы и удовлетворяют потребности пользователей.

Таким образом мы узнали всё, изучили ресурсы и инструменты для UX специалистов, дополнительно углубились в понимания UX тестирования, положили начало развитию навыков в области пользовательского опыта. Стало ясно, что UX тестирование – непрерывный процесс, и по мере развития продукта появляются новые потребности пользователей, как и новые проблемы. Постоянный цикл тестирования – адаптация к изменениям и улучшение интерфейса и функциональности продукта.

2. Чек-лист

Чек-лист для UX тестирования – перечень необходимых шагов и активно используемых методик для подготовки и проведения успешного тестирования пользовательского опыта. Он содержит шаблоны для планирования, выполнения тестов и анализа результатов.

А мы подготовили свой, который включает все основные инструменты и шаги.

Начнем с шагов:

  1. Создали гипотезу по формуле, которая напоминает условные утверждения в логике: "Если (произойдёт) Х, то (произойдёт) У, или если (пользователь сделает) Y, то (получится) Z.". Очень похоже на А и Б сидели на трубе, А упала, Б пропала, кто остался на трубе…

  2. Выбрали метод и подготовиться по его описанию, а именно планирование и продумка каждой задачи после выявления ключевой цели продукта, а затем цели тестирования

  3. Сформировали группу респондентов, провели инструктаж и зафиксировали все параметры: определены задания для пользователей и отражен список дополнительных вопросов на случай, если пользователь будет действовать вне стандартного сценария

  4. Беспристрастно проанализировать полученные результаты, выявить закономерности и внести правки для повторной проверки

 

Емкий список инструментов с учетом этапа продукта:

  1. Планирование

  • Сортировка карточек

  • Проверка концепции

  • Фокус-группа

  • Древовидное тестирование

  • Оценка предпочтений

  • Гипотезы и моделируемая исследование

  1. Разработка

  • А/Б тестирование

  • Лабораторное исследование

  • Айтрекинг

  • Немоделируемое панельное исследование

  • Удаленное исследование

  • Анализ записей, карт и визуализирования пользователей

  1. Выпущенный продукт

  • Тестирование

  • Сбор обратной связи

  • Опросы и интервью

  • Экспертный обзор

  • Бренчмаркетинг

  • Исследование истинного намерения

И завершаем списком полезной литературы:

  1. Универсальные принципы дизайна Уильям Лидвелл, Критина Холден

  2. 100 главных принципов дизайна. Как удержать внимание. Уэйншенк C.
  3. User Friendly. Kuang Cliff
  4. Дизайн пользовательского опыта. Как создать продукт, который ждут. Джона Уэлена
  5. Основы юзабилити-тестирования. Кэрол Барнум.
После такого объема информации главное запомните, что UX тестирование глобально отвечает на 4 вопроса:
— Удобно ли пользователю выполнять действие?
— Понятно ли ему что нужно сделать?
— Закрывает потребность самого пользователя в моменте?
— Решает задачу, которую мы ставили сами?
команда DSGNERS
Нравится 1
1884

Подпишитесь на еженедельный дайджест с лучшими материалами

Каждый понедельник редакция отбирает и отправляет по почте самые интересные и полезные материалы за неделю.

Cпасибо за подписку!

Теперь каждый понедельник вам будет приходить на почту дайджест. Никакого спама, обещаем!

Читать ещё

Лучшее

Похожее

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Ошибка загрузки файла
Рекомендуем {optim_res}px или больше. Вес файла не более 5МБ. Вы можете загрузить изображение в формате JPG, JPEG, HEIC, PNG или GIF.
Подтвердите действие