Даже на самых высоких уровнях навыков дизайнеры осознают важность представления своей работы. Однако их цель не только проявить себя, а создать лучший пользовательский опыт взаимодействия. Для достижения этой цели дизайнеры используют методы юзабилити тестирования, чтобы не просто делать что-то, а делать это эффективно.
Сейчас расскажем про тестирования, их специфику, виды и расскажем про необходимость учитывать юзабилити опыт, дополнительно убережем от частых ошибок при юзабилити тестированиях.
Зачем нужны юзабилити тестирования?
Во-первых, любое тестирование включает в себя процесс получения обратной связи. Чаще всего необходимо выявить ошибки, проблемы и опробовать придуманные решения. Получается, что здесь важен именно опыт пользователей, а точнее их опыт взаимодействия. Именно юзабилити тестирования выявляет верно ли пользователи считывают концепт продукта, отвечает ли дизайн их представлениям, понимают ли они контент, что говорит им названия кнопок, действуют ли на них призывы к действиям, понятны ли им информационная система и навигация и многое другое.
Во-вторых, каждый тест включает в себя такие понятия:
- Юзабилити (usability) — термин, характеризующий продукт, обозначающий его удобство использования. Включает в себя такие аспекты, как легкость освоения, эффективность выполнения задач, удовлетворение пользовательских потребностей и удобство взаимодействия.
-
Пользовательский интерфейс (User Interface) — точка взаимодействия между пользователем и продуктом. Это может быть веб-сайт, мобильное приложение, программное обеспечение или другая система, предназначенная для взаимодействия с пользователем.
-
Функциональность (Functionality) — возможности и инструменты, предоставляемые продуктом для решения задач и удовлетворения потребностей пользователя.
-
Пользовательский опыт (User experience) – это совокупный опыт, получаемый пользователем при взаимодействии с продуктом, который включает в себя эмоции, впечатления, удовлетворение потребностей.
В-третьих, только при коммуникациях и взаимодействиях получается добиться результата. Любой интернет продукт направлен на конечного пользователя, конкретного потребителя, а чтобы до него достучаться нужно как раз знать как именно и что для этого сделать.
Как оценивать юзабилити тесты?
После того как продуманы действия и выявлены гипотезы, встает вопрос оценки, а для этого требуются метрики. Конечно команды и дизайнеры могут разработать свои, так как лучше понимают то, что хотят проверить. Но всё таки выделяют ключевые, такие как:
-
Время выполнения задач — метрика, измеряющая время, затраченное пользователем на выполнение определенных задач в продукте. Быстрое выполнение задач свидетельствует о хорошей, а порой наоборот. Чем дольше пользователь на сайте, тем лучше. Хотя чаще речь про сокращение.
- Ошибка пользователя — это показатель числа и типа ошибок, совершаемых пользователями при взаимодействии с продуктом. Меньшее количество ошибок указывает на более высокую юзабилити.
-
Процент завершения задач — это метрика, отражающая процент пользователей, успешно завершивших определенные задачи в продукте или успешно дошедших до конца, например сайта, во время взаимодействия.
Часто еще выделяют показатель удовлетворенности пользователя – оценка уровня удовлетворенности пользователей продуктом и его пользовательским интерфейсом, измеряемая с помощью опросов, интервью или других методов сбора обратной связи.
Получаются метрики бывают не только количественные, но также делают качественные. Для этого ещё специально разрабатывают опросы и тесты.
Хотим обратить внимание, что качественные метрики нужны, чтобы показать и выявить сами проблемы, а вот количественные помогают понять частоту возникновения тех самым неудобств в юзабилити.
Покажем метрики и расскажем подробнее о ключевых:
1. Количественны
-
Интервью — используется для сбора конкретной информации о восприятии и опыте пользователей относительно продукта.
Задавая структурированные вопросы и анализируя ответы получают конкретные цифровые данные и метрики – удовлетворенность пользователей, предпочтения в использовании функций, а также их позитивные и негативные впечатления от интерфейса продукта.
- Наблюдение — собирает конкретные данные о поведении пользователей в реальном времени. Анализируя действия и реакции пользователей на интерфейс продукта, можно получить цифровые метрики, такие как время на выполнение задач, количество ошибок и частота взаимодействия с элементами интерфейса, что помогает измерить эффективность и удобство использования продукта.
- Группы — наблюдение и анализ взаимодействия группы пользователей с продуктом. Этот метод собирает цифровые данные о поведении и реакциях нескольких пользователей одновременно, что помогает выявить общие тенденции и проблемы, а также оценить эффективность интерфейса на основе данных большей выборки пользователей.
2. Качественные
-
Опросы — используются для сбора детальных качественных данных от пользователей относительно их опыта использования продукта.
Путем задания открытых вопросов и анализа ответов можно получить глубокие выводы и понять мотивы и предпочтения пользователей, что помогает выявить недостатки и возможные улучшения товара.
- Аналитика использования — основана на сборе и анализе данных о поведении пользователей в реальном времени. Путем изучения метрик, таких как время нахождения на странице, клики, прокрутка и другие взаимодействия, можно получить глубокое понимание пользовательского опыта и выявить области для улучшений в интерфейсе продукта.
А вот осуществить это можно с помощью различных инструментов, которые становятся очевидными, потому что это программы для записи экранов, трекинг глаз и тепловые карты.
Лучшие программы для записи экрана:
-
OBS Studio: Бесплатная и мощная программа с открытым исходным кодом, поддерживающая множество функций и настроек для записи и стриминга.
-
Camtasia: Продвинутое программное обеспечение с широкими возможностями редактирования, аннотаций и добавления эффектов к видео.
-
ScreenFlow: Интуитивно понятная программа для записи экрана с возможностью редактирования видео и аудио, а также добавления анимаций.
-
Bandicam: Легкая в использовании программа с высокой скоростью сжатия видео и возможностью записи игр в реальном времени.
-
Snagit: Простой в использовании инструмент для быстрой записи экрана с дополнительными функциями захвата изображений и аннотаций.
Каждая из этих программ предлагает свои уникальные возможности, подходящие для различных потребностей пользователей, от мощных инструментов для редактирования до простых и интуитивно понятных интерфейсов.
Лично хотим выделить System Usability Scale (SUS), который подходит для двух направлений:
— помогает получить количественные показатели удовлетворенности пользователя и провести сравнительный анализ различных версий интерфейса;
— предлагает стандартизированный качественный опросник, с помощью которого пользователи выставляют оценку удобства использования продукта.
Какие виды тестирования юзабилити существуют?
Акцентируем внимание на том, что юзабилити может затрагивать любые сферы разработки, начиная с продукта и заканчивая непосредственным дизайном интерфейса. Сейчас акцент будет сделан именно на видах юзабилити тестирования продукта, так как демонстрирует все стадии и процессы.
Когда создается продукт, то он проходит стадии своего формирования, которые отлично коррелируют с видами тестирования: П (процесс - формативное) — Р (результат-суммативное) — О (отдаленное) —Д (локальное)—У (управляемое-моделируемое) — К (контролируемое немоделируемое) — Т (сам товар на рынке)
Когда продукт только разрабатывается и происходит процесс его создания, тогда включается стадия формативного тестирования. С его помощью выявляют проблемы и потенциальные улучшения. На этой стадии быстро вносятся правки. Если сравнить с приготовлением пищи, то эта стадия проверки самого повара при готовке.
После того как продукт готов, включается суммативное тестирование для оценки его общей эффективности и удобства использования. Возвращаясь к примеру с приготовлением пищи, это уже дегустаторы проверяют готовое блюдо.
Как только продукт живет, то включаются более сложные виды, которые закрывают именно вопросы контроля и количества.
Например, если продукт разрабатывается для узкого сегмента пользователей и требуется их специализированное мнение, то делают локальное тестирование. Обычно проводится в специально оборудованных лабораториях или офисах.
Когда участников много и они географически разбросаны, то прибегают к отдаленному тестированию. Проводят часто с применением специальных программ и инструментов для удаленного доступа.
Если возникает серьезность контроля и проверки точных моментов, а также получения развернутой обратной связи, то прибегают к моделируемому тестированию. Осуществляется с присутствием модератора, который наблюдает за действиями и реакциями участников тестирования, задает им вопросы и запрашивает точечную обратную связь.
Есть ещё немодерируемое тестирование, происходящее без непосредственного контроля модератора. Суть этого вида в том, что люди проходят специальные задания без подсказок модератора, а также здесь используют специализированные платформы и сервисы.
Что нельзя делать при проведении юзабилити тестирования?
Когда мы понимаем основы, пора переходить к практике. Выделим ключевые моменты, сразу предостерегая вас от провалов тем, что дадим вредные “верные” шаги:
- Не планируй тестирование
- При проведении не выбирай метод и инструмент
- Бери всех подряд для участия
- Ничего не фиксируй и не протоколируй
- Предвзято анализируй результаты
- Пиши только положительные отчеты
- Отмечай только максимальные результаты
- Игнорируй культурные различия
На этом мы могли бы остановится, ибо юзабилити тестирование после такого списка провалено. Ведь ты не смог найти баланс между целями и ожиданиями, что снизило качество собранных данных. Исказил выводы своей предубежденностью и предвзятыми участниками, что привело к неверным рекомендациям. И проигнорировал различия культур, что привело к упущению деталей.
Только мы написали всю эту статью для иного замысла, так что подробно распишем каждую ошибку и подсветим существенное.
-
Конечно планирование — 50% твоего успеха. Планирование юзабилити теста включает в себя определение целей и задач самого тестирования, выделения нужной гипотезы, настройку тестовой среды и рекрутинг участников, что помогает собрать максимально полезную информацию.
Для удачного выполнения этого этапа требуется следовать простым правилам:
-
четко сформировать понимание того, что именно требуется проверить и оценить;
-
сформулировать конкретные критерии оценки, думая сразу про измерение успеха планируемого тестирования.
-
продумать тестовую среду, включая необходимое оборудование и программное обеспечение.
-
осознать кого именно рекрутировать, чтобы участники соответствовали целевой аудитории, а для этого определить требования к участникам.
-
разработать сценарии тестирования и обеспечить точное и полное представление о том, что будет тестироваться;
-
предусмотреть и обеспечить качественную регистрацию всех происходящих событий во время тестирования. Использование видео- и аудиозаписи, программ для записи экрана, а также методов регистрации данных поведения и реакции пользователей поможет осуществить детальное документирование и последующий анализ полученных результатов.
Четкость и последовательность шагов, оцениваемых функций и процессов, помогут в получении информации, значимой для целей тестирования.
2. Выбор метода и инструмента максимально важен (этому мы посвятим этому отдельную статью), а пока выделим суть:
-
выделяют по факту количественные и качественные (о них мы уже говорили выше), тут же стоит выделить что они делятся на индивидуальные и массовые
-
использовать не только интервью и наблюдения, а также прибегать к опросам и сбору аналитики
-
никто не отменял такой инструментарий, как записи экранов, трекинги глаз, тепловые карты, остановки и залипания курсоров.
Применение различных подходов и инструментов в процессе юзабилити-тестирования способствует комплексному пониманию пользовательского опыта и выявлению потенциальных областей улучшения, что способствует созданию продукта, более удобного и привлекательного для пользователей.
3. Правильный отбор участников для юзабилити тестирования является ключевым этапом, поскольку качество и достоверность результатов зависят от представительности выборки. Участники должны соответствовать целевой аудитории продукта, что позволит получить релевантную обратную связь, несущую реальное значение для разработки. Неправильный отбор участников может исказить результаты и привести к неправильным выводам, что в дальнейшем может повлиять на качество продукта.
4. Объективная фиксация результатов в юзабилити тестировании действительно является аспектом, который помогает получить достоверные данные и оценить пользовательский опыт без предвзятости. Тщательная и точная регистрация действий и реакций пользователей помогает максимизировать ценность и универсальность собранных данных. Эти данные затем могут использоваться для обоснованных рекомендаций и улучшения юзабилити продукта.
5. Проведение анализа данных без предвзятости является критическим, поскольку это обеспечивает объективность и достоверность оценки юзабилити продукта.
6. Документирование как положительных, так и отрицательных аспектов в процессе юзабилити тестирования получает полное представление о пользовательском опыте. Отчеты, в которых отмечены и успешные решения, и обнаруженные проблемы, могут послужить основой для разработки итераций продукта, направленных на усовершенствование пользовательского взаимодействия.
7. Учет культурных различий во время юзабилити тестирования является значимым аспектом, поскольку различия в культурных нормах и предпочтениях могут существенно влиять на восприятие и взаимодействие с продуктом. Игнорирование культурных особенностей может привести к созданию продукта, который не будет подходить для некоторых групп пользователей.
Таким образом, юзабилити-тестирование является важным и незаменимым этапом учета в работе разработчиков и дизайнеров в современном мире цифровых технологий, так как теперь нужно учитывать не только функциональность и стиль, но и удобства использования и уровень удовлетворенности от взаимодействия с продуктом.