Сила этой статьи — в манифестации радикальной дизайн-идеи
Заметили, как в приложениях всех банков появились сторис и игры? Это потому, что функционал приложений всё ещё измеряют в количестве, а не качестве.
Из этой статьи вы узнаете об интерфейсах ближайшего будущего. Сначала вам захочется отвергнуть эту идею из-за её радикальности, ведь новое трудно принимать, а глобальное трудно менять. Но о концепции «одного экрана» нужно говорить уже сейчас, чтобы потом вы не сосали бибу на обочине. Признаки изменения взаимодействия с интерфейсами уже видны. Я покажу, на что нужно смотреть. Поделюсь тем, что заметила, проанализировала и записала.
Я — Никита́ Нова́, арт-директор и жук-самодур. Веду телеграм-канал и «Новасти». Рассказываю про дизайн то, что не видят другие.
Интерфейсы — ещё один шаг к будущему с киборгами
Любому дизайнеру важно понимать, насколько велика роль интерфейса в жизни человека. Это — интерсубъективная реальность фиатных функций. Спокойно!!! Сейчас объясню на пальцах.
Интерсубъективный — значит правдивый только для части людей. Деньги, религия, математика — мы всем человечеством договорились в это верить. Котики, выгоревшие дизайнеры, законы физики — всё это существует, даже если кто-то в это не верит. Точнее: котикам и страдальцам не нужна вера, чтобы существовать. И так же в диджитале: мы договорились о том, что интерфейсы существуют.
Фиатность — не связанный с ценностью реального мира напрямую, так обычно говорят про деньги. Раньше, только имея настоящее золото, можно было купить лошадь, копьё и женщину на сдачу. Сейчас мы раздаём друг другу какие-то бумажки и наши бумажки каждый год значат разное. Функции внутри приложений никак не связаны с реальным миром, они могут только запускать процессы. Например — вызвать курьера.
Это делает нас ближе к киборгам, нежели предкам, потому что до создания интерфейса в истории человека не было схожих по функционалу и влиянию орудий труда. Вещи стремились к аффорданности: внешним видом диктовали функцию. Дверцу — открыть, ручку — взять, руль — повернуть. Теперь неограниченное количество функций скрывается под иконкой.
Без этой концепции малый и средний бизнес сдохнут
У меня 3 года опыта работы продуктовым дизайнером в малом и среднем бизнесе и в стартапах. Именно через коммуникацию с этими сегментами рынка я смогла увидеть стремление к одному экрану и минимизации сценариев, потому что:
- Только экосистемы и корпорации нацелены на закрытие как можно большего количества функций одним приложением. Они стремятся к супер-аппам, как к единственному продукту, который совершенствуется со временем. И таких сложных систем всегда будет немного: они рушатся, сливаются, разоряются. А кто выживает — строятся десятилетиями.
- При этом, как раз у малого и среднего бизнеса растёт потребность совмещать оффлайн и онлайн, это — новый инструмент масштабирования. Пока Яндекс.Такси всего одно, в каждом городе открывается по 100 химчисток, булочных, цветочных магазинов, ремонтов техники. И они тоже хотят быть диджитал.
Диджитализация — явный тренд в малом и среднем бизнесе. Она даёт сильное конкурентное преимущество и расширение охватываемого сегмента.
Дизайнеры привыкли к тому, что уже устарело
Польза тулбара — это иллюзия
Можно понять одержимость тулбарами — они везде. Это буквально самый классический паттерн поведения пользователя, который родился вместе с первыми телефонами.
Может показаться, что у тулбара одни плюсы:
- Не требует онбординга, пользователи уже к нему привыкли.
- Простая организация информации. Скачал бесплатную иконку — раздел готов.
- Простая структура — не нужно выдумывать колесо.
- Не требует онбординга. Да только не понятно по вашим иконкам: за какую функцию они отвечают? Вы только намекаете пользователю: «Ну хз, посмотри тут, мы насыпали пиктограмм и экранов. Наверное, разберёшься». Пользование всё равно начинается с нажатия всех кнопок.
- Просто организовать информацию. Только скорее тулбар ведёт к умножению экранов и функционала.
- Простая структура. Как раз нет: отдельные экраны сами по себе содержат 3 и более ступеней иерархии, получается сложная конструкция.
Я понимаю, что вы привыкли к лошади, но сейчас нужно пересесть на машину
Тяжело идти в новое — нужно переучиваться от старого. Но тут важно понимать, что вам не нужно защищать свои привычки, проекты. Я не нападаю на них. Всего лишь хочу помочь разобраться с тем, что я кожно-жопными ощущениями почувствовала, заметила, рассмотрела, проанализировала и описала. Для вас, для специалистов.
Для тех, кто ещё не проникся моей гениальностью, будут примеры рынка, которые доказывают то же самое.
Будущее – за интерфейсом в одном экране
Новая эпоха уже началась, а вы не в курсе
Сейчас кажется дикостью заказывать такси по телефону, идти в химчистку ногами и ехать в магазин за продуктами. Наша жизнь стремится сильно диджитализироваться в следующие 5–10 лет. Не столько увеличится время, проводимое в телефоне, сколько объём обыденных дел, которые можно решить по клику. Разве что зубки за нас никто не почистит, а всё остальное — пара нажатий и курьер через 15 минут.
Бесполезно отрицать потенциал, который бизнес может использовать, если именно его «кнопку» будет нажать проще всего. Но сеть химчисток навряд ли сможет действовать по траектории Яндекса и строить внутри себя экосистему. У химчистки понятный путь закрытия потребностей: «было грязно — сделайте чисто». В таком случае использование лишних экранов, сторис, игр и тулбара, который всё это хранит в себе — плевок в лицо пользователя. Первая химчистка, которая построит бизнес с приложением, где посередине будет одна большая кнопка «Сделайте чисто», поставит всю индустрию на колени.
Понимаете?
Рынок тоже меняется
Давайте посмотрим, что происходит на рынке последние пару лет, и у вас не останется вопросов. Здесь приложения из совершенно разных сфер и компаний разного масштаба.
Яндекс.Го — заказать. Сложный пример, с него и начнём. Объединить в одном приложении самые крупные сервисы — задача со звёздочкой. И чтобы её решить, они в один момент поменяли свой тулбар на целый экран из окон-функций. При этом, даже внутри каждого сервиса нет ничего похожего на классическое меню, скорее разделы. И ни одного тулбара.
Заметки на Айфоне — запомнить. Множество других программ iOS также поддерживают эту систему. Но здесь использован другой принцип: перенятие аффорданных функций реальных объектов и диджитализация. Мы не переворачиваем страницы и не открываем тетрадки с обложками, но понимаем, что каждая заметка — листочек в папке.
Яндекс.Карты — добраться. Интересный пример. Может показаться, что я ошибаюсь. Вот же тулбар налицо!!! Я так и знал: ты не права!! Ха-ха-ха. А вот и нет. Давайте посмотрим, за что отвечают объекты внизу экрана. На самом деле это — режимы отображения карты и выборка более релевантного функционала под каждый сценарий: хочется тебе заправить машину или вызвать такси.
Доставка «Самокат» — заказать продукты. Самая прямолинейная реализация идеи одного экрана. Здесь более интуитивный скролл всех разделов меню заменяет блуждание по нескольким возможным категориям. По факту, приложение в целом состоит из двух экранов: меню и настройки пользователя. Из всех примеров этот сильнее всех иллюстрирует идею простоты, о которой я рассказываю.
Дринкит — попить кофе. Сын маминой подруги нашего топа. Кроме нового взгляда на меню — новаторское видение процесса выбора и отсутствие многоплановости как таковой. Весь Дринкит существует на одном экране. Вот, что происходит, когда талантливые и гениальные команды с имеющимися ресурсами начинают делать стартапы.
Заметили связь?
Я уверена, что да, но давайте повторим вместе: все приложения нацелены на одну функцию. Мы откроем Самокат с одной-единственной целью и вспомним Самокат в одинаковых случаях. А значит, это помогает им более интуитивно встраиваться в нашу жизнь. Исключение — Яндекс.Го, как агрегатор базовых ежедневных задач, который закрывает сразу несколько одних и тех же функций.
Мои кейсы, после которых я преисполнилась
Концепцию оценили в Студии Лебедева
Погодус — посмотреть, что на улице. Концепт приложения платного прогноза погоды. Попало в «Горячо» и на обложку архива вакансий. Экран сразу даёт индивидуальную информацию под сценарий жизни пользователя и содержит переключатель между режимами отображения.
2 награды за Славярик — последний гвоздь в крышку гроба тулбара
Славярик — не читать, а играть. У этого спецпроекта была печальная судьба: он должен был стать бесконечным лендингом с бесконечным скроллом и таким же бесконечным текстом. Пока за него не взялась я. В этом случае концепция сыграла на дополнительную геймификацию процесса исследования. Новый способ восприятия действовал на вау-эффект и помог через сарафанное радио охватить ещё большее количество людей.
Это – не для всех
Где концепция неприменима
Моя концепция — это рука, переводящая вас через дорогу. Смысл в том, чтобы использовать контринтуитивные действия: пока все остальные компании пытаются затянуть людей в свои приложения и любыми способами удержать их там, мы минимизируем время, которое пользователь проводит в нашем.
Если ваш проект — просто загон из бесконечного количества магистральных сценариев (медиа, онлайн-площадка, агрегатор, маркетплейс), не ограничивайте своих пользователей. Пустите их, пусть развлекаются.
Примеры, где концепция бесполезна
Дипрофайл — это уже комьюнити, поле возможностей. Сокращение угла зрения и ключевой функции пойдёт только во вред, потому что цель площадки — объединять людей. А любые ограничения и стремление к одинаковости в месте самовыражения сокращают аудиторию. Мы любим Дипрофайл за широкий набор инструментов, которые каждый пользователь использует индивидуально.
Яндекс.Музыка — очередное свободное поле для самовыражения человека. «Послушать» — недостаточно охватывающая функция и вызывает больше вопросов, чем объясняет: «Что я получу?». Поэтому мы видим несколько ключевых разделов, сложную иерархию и целую систему взаимосвязей экранов. Особенно тех, которые касаются персонализации человека: «Волна», «Подборки», «Любимые песни», «Книги», «Скачанное», «Хочу послушать».
Концепция: принципы, описание, сложности
Не бесите людей экранами, менюшками и тулбарами, ок?
Концепция тремя словами: Сила в Одном Экране.
Один экран = одна функция = одна проблема = счастливый пользователь.
Почему один экран лучше тулбара?
- Усиливает любовь и привязанность. Когда мы очистили шелуху и приносим пользователю самое важное, создаётся ощущение, что о нас позаботились. Его нельзя купить или подделать.
- Улучшает опыт. Меньшее количество ступеней — меньше возможностей споткнуться, развитие сарафанного радио и закрепление за собой звания «честных, умных и любимых». Да, для этого недостаточно просто передизайнить главный экран и сложить ручки. Бизнес правда должен работать, но это и задача предпринимателей.
- Создаёт нечестное конкурентное преимущество. Многие команды могут обещать дизайн, цену, звонки, скидки, но мало кто достаточно смелый и уверенный в своей бизнес-модели, чтобы не быть навязчивым. Это болд-мув, это настолько сильное дифференцирование себя от конкурентов и большой шаг навстречу пользователям, что становится нечестным по отношению к конкурентам. Но в мире бизнеса это — лучшее решение.
- Сохранение востребованности на рынке. Дизайнеры, мы пришли в профессию, явно рассчитывая на успешную, долгую карьеру. Это во многом спонсируется актуальностью наших мыслей и умением как можно дольше отвечать на запросы пользователей и заказчиков. Мы пришли в дизайн ради обслуживания интересов общества. Для этого нужно сохранять связь с трендами и видеть, куда дует ветер.
- Мы больше любим работу, когда понимаем её ценность. Эта концепция нацелена на максимизацию пользы, которую мы даём людям. Используя только белые паттерны и отрицая чёрные, сложно объяснить себе: почему мы должны любить проект, в котором закрываем задачи сверху, хотелки заказчиков или задачи для того, чтобы оставаться в тренде? И совсем не нуждаются в оправдании задачи, в которых мы понимаем: зачем мы что-то делаем и какое влияние это может оказать.
Чем это помогает пользователю:
- Ваши мозги не подвергаются унижению. Нужно ли пояснять этот пункт?
- Сохраняется информационная чистота.
- Открывается самый короткий путь закрытия потребностей. Если вам понадобится химчистка, вы выберете заполнять анкету из 20 пунктов, чтобы потом подтвердить заказ по телефону, или нажать одну кнопку?
Чек-лист: насколько ваш проект близок к этой концепции
Это основные пункты концепции. Чем ближе вы к ним, чем сильнее движетесь в этом направлении, тем больше вы в будущем, делаете правильные вещи, сохраняете актуальность на дистанции. И самое главное: вместе со мной понимаете, куда движется рынок.
- Одна миссия — одна цель — одна потребность;
- Вы не используете чёрные паттерны и таймкиллеры;
- Можно пользоваться одной рукой;
- Основную функцию можно сделать на одном экране.
Какие риски нужно учитывать
Везде есть свои риски. Будет честно с моей стороны поделиться ими и для концепции «одного экрана»:
- Первая секунда охуенеза. Когда весь мир работает по тулбарам, бесполезно отрицать, что любая новая система на микросекунды будет восприниматься враждебно и чужеродно. Но первую волну неприятия уже приняли на себя смельчаки из фрагмента выше. С каждым месяцем мы более интуитивно относимся к галерее всего, что есть, вместо скрытых за тулбаром загадок.
- Не получится насрать пользователям сторисами. Да, если мы выбираем быть честными и заботливыми, не получится спамить. Не получится «выключить» такое отношение, но решение любить пользователя — стратегическое. Оно нацелено на то, чтобы сделать пользователя своим не быстро, а навсегда.
Что требуется от специалиста, чтобы внедрить концепцию:
- Понимание дидактики, психологии восприятия. Чтобы нейтрализировать негатив от контринтуитивности, нужно понимать: где именно пользователь может споткнуться и что ему нужно дорассказать. Мы, как адаптивные животные, быстро обучаемы.
- Повышенные качества любознательности и чувствительности. Тулбар делает часть работы за нас: как минимум, у нас есть скелет, на который мы наращиваем мясо. А моя концепция отрицает любой шаблон, любой знакомый паттерн. И процесс создания начинается с построения скелета. Это сложнее и дольше, поэтому…
- … это интеллектуальная работа. Каждый раз, когда мы отказываемся от шаблонов, мы перекладываем на себя гору ответственности за создание новых моделей использования. Чтобы изобрести Самокат или Дринкит, нужно начать с белого листа. Для этого нужен профессионализм и смелость, которая воспитывается отдельно и более того — присуща не каждому специалисту.
Что требуется от проекта, чтобы внедрить концепцию:
- Доверительные отношения между заказчиком и командой. Начать с белого листа — рискованно. Команда должна быть уверена в том, что заказчик готов спонсировать новаторское развитие проекта. Нужно быть на шаг впереди своей аудитории, стать учителем и объяснять некоторые вещи. А заказчик должен быть уверен, что команда толковая, эмпатичная и профессиональная. Что она руководствуется не статьёй, которую кто-то выложил в интернет :) и не желанием создать Высказывание и Искусство, а стремлением зарабатывать деньги для бизнеса.
- Чистое и открытое ведение проектов. Нельзя обещать пользователям заботу и честность, если люди, которые это обещают, не заботливые и не честные. Мы эмоциональные животные и хорошо чувствуем фальшь, искусственность. В первые секунды рекламы наш мозг понимает: реклама. С искусственной заботой так же, только если рекламу можно перемотать, то чувство обманутости — нет.
Хардовая часть: когда и как использовать «один экран»
3 шага, как сделать свою работу осознаннее
- Сформулируйте одну основную функцию. Помните: слово «приоритет» не имеет множественного числа. Если ваш вариант звучит как глобальная миссия, либо вы не можете сформулировать, либо вы 1% продуктов со свободным полем и вам не нужно продолжать идти по схеме.
- Проанализируйте дерево функций. Да, для этого нужно его создать.
- Отрежьте лишнее. Достаём бритву Оккама, перестаём гнаться за трендами. Метрику «время в приложении» забываем вообще. Основной вопрос должен быть: «Как быстрее и незаметнее проникнуть в жизнь человека?». Выбираем быть ниндзя-самураем, а не конём в пальто в жизни пользователя.
Это изменит ваш подход к дизайну глобально
Для дизайнеров: я топлю за осознанность, рефлексию, чувствительность, наблюдательность и обслуживание интересов людей. В этом — сила дизайна, а не в вашем превосходстве друг на другом.
Для руководителей: если вы больше руководите и меньше рисуете руками, то вы начнёте осознанно относиться к подбору персонала. Постарайтесь раскрывать суперспособности дизайнеров, воспитывать в них сильных специалистов. Прежде, чем говорить, что рынок — говно, попробуйте не нанимать говно.
Вы на пороге будущего в дизайне.
Напомню по пунктам, что мы только что обсудили
- Думаем о человеке, а не о продукте. Мы не клоуны на сцене, а профессионалы своего дела. Наша цель — не развлекать людей.
- Сейчас вы всего лишь получили ещё одну точку зрения на мир UX/UI дизайна. Я поделилась своими ощущениями и наблюдениями, которые помогут вам стать востребованными, раньше всех поняв стремления рынка.
- Не мучайте пользователей и себя.
«И ЧЁ мне теперь ДЕЛАТЬ?»
Присылайте свои примеры
А вам уже встречалось использование одного экрана? Расскажите, где вы это видели и как восприняли в роли пользователя?
Подписывайтесь на мой телеграм-канал, где…
Мы первыми видим то, что не успевают остальные. Знаем чуть больше. Понимаем то, что недоступно каждому. Там есть не только радикальные идеи, но и «абзоры копусты» и ссылка на мой онлифанс.
А если вы со мной не согласны — уделайте меня в комментах!
Эту статью отредактировала Маша Асанкина. Вы тоже можете обратиться к ней за редактурой и корректурой ваших текстов! Пишите в тг @ruedeskin.