Marina Skr
Marina Skr
3 мин. читать
3083 показа
772 открытия

Авторский перевод “The Ethical Design Handbook”

Просмотрела книгу про манипуляционный дизайн и темные паттерны. Сейчас я вам расскажу, какими они были 5 лет назад.

Предисловие от меня

Возможно, в 2018–20 это было на пике, не помню своего поведения на всякие манипуляционные “купи сейчас!” и “10 чел просматривают”. Но сейчас такие пуши и уведомления настолько фоново идут для моих глаз, что не вызывают страха упущенной возможности (цены или места).

Однако стоит отметить значительную прогрессию этих механик за последние несколько лет, и эта статья отличное место, чтобы это сравнить :)


Манипуляционный дизайн

На нас постоянно обрушивается волны уведомлений, которые пытаются убедить нас в чем-то, заставить купить или сделать что-то. Большинство этих сообщений были созданы с определенным намерением. Задизайнено это так, чтобы механизмы манипулировали людьми и мотивацией нажать на бронирование, покупку, регистрацию или совершить какое-то другое выгодное “действие” для сайта, на который вы зашли.

Манипуляция раз: Доверие

Первое, с чего начинается сайт (будем говорить на примере сайта для простоты, а так подставляйте любой цифровой продукт), когда мы на него зашли — завоевать наше доверие. Потому что, как только мы ему доверимся, мы с большей вероятностью поделимся кукис и личными данными, закажем или купим.

Доверие можно установить через свою популярность и узнаваемость бренда, рекомендации.

> Популярность

Свою популярность некоторые сайты отрабатывают фразами типа “1 триллион клиентов доверили дела нам”, “лучший в мире и на дне океана”, у которых часто не хватает приписки “потому что мы сами так решили”, или “100 человек только что просмотрели это объявление”.

> Экспертность

Доказывая, что сайт шарит в своей теме, через блог или другой контент, он подымает себя в поиске вверх. А это уже большой шаг — теперь это сайт-эксперт в своей области, который не лежит на пыльных полках SEO, а значит, мы быстрее доверимся.

Манипуляция два: Срочность

Как только доверие установлено, некоторые сайты давят на срочность и активно призывают к действию. Чувство срочности, а это почти равно стресс, уменьшает нашу способность адекватно размышлять в моменте и подталкивает нас к импульсивным действиям.

“Купи сейчас!”, “Поторопись!”, “Последний в наличии!” и что угодно еще, часто используемое в призывах к действию, все вызывают чувство срочности. Можно выделить три основные тактики, которые создают чувство срочности.

> Дефицит

Дефицит может быть реальным или вымышленным. Но такие уведомления добавляют, чтобы подсветить ограниченное количество искомого, от номера в отеле до футболки. Чувство дефицита приводит к чувству страха упустить эту возможность или выгоду, что и побуждает нас действовать импульсивно.

Чаще всего подталкивающие сообщения в стиле “осталось всего 2 шт” и “80% отелей на ваши даты уже раскуплены” используются на больших сайтах бронирования или магазина. Хотя бы потому что на мелких (с небольшим оборотом) компаний такие вкидыши выглядели бы сомнительно и градус доверия уходил бы в минус.

> Страх потери

Это чувство часто затрагивается в ценообразовании при продажах. Когда на нас давят таймером с обратным отсчётом или фразами что-то в духе “скидка только в течение 2 часов”.

Чтобы показать какой высокий спрос на сайте, нам дают ~5–20 минут после того как мы закинули предметы в корзину, чтобы завершить покупку, потому что после предметы могут разобрать.


Спасибо, что прочитали отрывок из книги “The Ethical Design Handbook”.

Как бонус, нашла 3 этических флоу от автора книги, которые можете забрать из моего Телеграм канала.

Нравится 1
3083
0

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие