Веб-студия ONE PAGE
Веб-студия ONE PAGE
13 мин. читать
39992 показа
8557 открытий

Как стать веб-дизайнером без курсов

Делимся только своим опытом из практики студии ONE PAGE.

Ещё 10 лет назад курсов вообще не было, впрочем как и любой обучающей информации в целом. И ничего, учились и сейчас неплохо себя чувствуют. Вот мы, например) Поэтому у тебя точно получится. Сейчас столько возможностей, даже без курсов, вот просто иди и учись. Можно любую профессию освоить совершенно бесплатно. Потребуется только организованность и усидчивость, ну и, конечно, план действий. Мы в свою очередь поможем, чем сможем, раздадим советы и даже пошаговый гайд: с чего начать, что изучать и что делать в первую очередь. И главное, как можно начать, не откладывая на завтра, послезавтра, год и так лет 100. 

А в конце статьи, в качестве бонуса, тебя ждёт ссылка на все материалы, о которых мы здесь рассказываем.

С чего начать уже сегодня

Анализ предмета

Если ты совсем нулевой и хочешь освоить профессию, то начинать ты можешь прямо здесь и сейчас. Есть одно полезное упражнение, мы назвали его “Анализ предмета”. Смотри, всё, что нас окружает, придумано дизайнерами: стол, микрофон, окно, диван, кружка, баннер в метро…Ты смотришь на предмет и представляешь, как он создавался. Возьми любой предмет рядом с тобой и начни анализировать. Почему это именно так сделано, почему не по-другому, а, может, это как-то улучшить можно. Важно проговаривать всё вслух: какого цвета, какой формы, размера, большой, круглый, тяжёлый, из какого материала сделан. Дальше функции: для чего он нужен, удобно ли им пользоваться и т.п. 

На первый взгляд, тут совсем не про дизайн. Но дизайнер должен уметь анализировать вещи, описывать их свойства и функции. Именно поэтому это упражнение очень полезно. Оно учит вникать в суть и логику вещей, не делать дизайн ради дизайна, чтоб красивенько, а решать определённые задачи заказчика.

В общем, бери кружку со стола и вперёд!

Какие программы изучать?

Для начала хочется отметить, что это не самый важный вопрос, который должен волновать будущего дизайнера. Нужно понимать, что программа - это всего лишь инструмент, с помощью которого ты реализуешь свой навык. И если он есть, то неважно в какой программе ты будешь его применять.

Но в изучении программ всё-таки есть своя логика и последовательность:

  1. Фигма - абсолютно бесплатная и самая беспроблемная программа. У неё маленькие технические требования, в отличие от фотошопа, имеется онлайн и десктопная версия. Новичкам мы рекомендуем начинать именно с неё. Во-первых, в Фигме простой функционал и, во-вторых, она заточена именно на создание сайтов и приложений. К тому же, в интернете множество бесплатных обучающих видео по инструментарию и работе в Фигме.
  2. Фотошоп. На начальном этапе он не нужен, но по сравнению с Фигмой обладает более широким функционалом. Поэтому веб-дизайнер, который умеет работать в Фотошопе, конечно, ценится. Фотошоп больше ориентирован на работу с растровой графикой и изображениями. Для того, чтобы ты научился создавать какие-то эффекты, обрабатывать фотографии, людей, портреты. Не стоит сразу бросаться его изучать, это довольно сложная программа. На первом этапе тебе нужно хорошо освоить и потренировать более простые навыки, не требующие знание фотошопа. Начни с Фигмы, и после этого тебе будет намного легче разобраться в любой другой программе. 
  3. Иллюстратор. Ещё одна программа, которую желательно освоить. Но это уж точно не первостепенно. После Фигмы можешь изучать параллельно с Фотошопом. Эта программа необходима дизайнеру для работы с векторной графикой. Чтобы, например, ты смог открыть логотипы или баннеры в формате eps, умел с ними работать и правильно экспортировать.

Не стоит изучать сразу все программы и, наоборот, не нужно осваивать какую-то одну до корки. Ты потратишь на это много времени, но весь функционал использовать не будешь. Поэтому бери необходимую базу, например, Фигму и начинай в ней работать. Дальше постепенно углубляйся и осваивай весь функционал Фигмы. И только потом постепенно переходи к изучению следующей программы.

Инструментарии всех программ схожи между собой. Поэтому, если ты ОТ и ДО освоишь одну, то следующая у тебя не займёт много времени.

Резюме:

Начинай прямо сейчас с упражнения “Анализ предмета”. Ты можешь делать его в любое время и в любом месте: на улице, в метро, в машине, в кафе, на работе. Из программ начинай осваивать Фигму. Если у тебя возникают вопросы, просто гугли. Поверь, все ответы ты без труда найдёшь в открытом доступе, и не нужно ждать ниоткуда помощи. Остальные программы пока не трогай и читай дальше, что ещё нужно изучать в самом начале.

Что конкретно изучать

Модульная сетка

Веб-дизайн начинается с модульной сетки. Простыми словами, модульная сетка - это каркас макета, благодаря которому выстраивается порядок и логика, то есть сетка не позволяет макету развалиться. Сразу скажем, что по этой теме лучше смотреть видео, где всё сразу расскажут, покажут, и ты сразу сможешь это применить. Не нужно искать никакие статьи, тем более книги, просто идёшь на YouTube, забиваешь запрос “модульная сетка” и смотришь. Сеток существует великое множество, но по факту тебе для работы нужна только одна. Поэтому всё просто: разберись в теме для общего развития, посмотри, какие сетки вообще бывают и для чего, выбери самую популярную сетку для работы и переходи к изучению не менее важных, но более объемных тем.

Основа основ - 3 важных раздела, из которых состоит любой дизайн. Изучи эти темы, научись применять эти знания на практике, и ты уже сможешь делать вполне достойные работы. В общем, можешь смело назвать себя веб-дизайнером.

3 темы - 3 кита веб-дизайна:

  1. Правила композиции

  2. Правила типографики

  3. Теория и психология цвета

Остановимся на каждой подробнее.

1. Композиция. Это правила расположения и компоновки объектов на макете, исходя из соображений эстетики и логики. В этом разделе ты научишься управлять глубиной объектов. Например, как убрать предмет на задний фон и, наоборот, как сделать объект крупнее и переместить его на передний фон. Как сделать тени у объектов, чтобы дизайн казался объёмным. Научишься работать с якорными точками, то есть расставлять акценты, чтобы зацепить взгляд человека и управлять его вниманием. Что он должен увидеть сначала, что потом и т.д. Это довольно большая тема, советуем в неё углубиться и отнестись со всей серьёзностью.

2. Типографика. Это работа со шрифтами: размеры, правильные отступы, чтобы всё смотрелось ровно и органично. На наш взгляд, это наиболее важная тема из трёх. Потому что ошибки в типографике всегда очень заметны. Можно немножко подзабить на композицию и цвета, но если всё криво и косо со шрифтами, это катастрофа.

Существует множество правил типографики, но очень важно освоить и соблюдать всего 2. И тогда у тебя всё будет хорошо:

  1. Правило иерархии. Какой шрифт должен быть крупнее, какой меньше - заголовок и подзаголовок, какой обычный наборный текст. То есть мы выстраиваем иерархию, что человек должен прочитать сначала, а что следующее.
  2. Правило отступов/близости. Простыми словами, это деление текста на смысловые блоки. Например, у нас есть какой то заголовок и ниже текст. В соответствии с правилом близости нужно расположить этот заголовок так, чтобы было понятно, что он относится к тексту ниже, а не просто висит в воздухе или относится к предыдущему абзацу (выше).
Небольшое наблюдение из опыта: если заказчик говорит тебе, что ему “что-то” не нравится в дизайне, но он сам не понимает что именно — скорее всего ты накосячил с типографикой. Хотя, если ты новичок, то точно так же можешь этого сразу не понять. Поэтому, если что, знай, где искать ошибку)

У всех новичков проблема с типографикой, мы очень часто сталкиваемся с этим. Вот приходит дизайнер на собеседование. Он всё изучал, у него там всё пестрит и дизайн просто вау. Но какое-то всё кривое, косое… Это типографика. А если дизайнер "на отлично" освоит типографику, выучит все правила, сможет их правильно применять и работать с ними, то у него даже чёрно-белый сайт будет смотреться намного приятнее, чем цветной и яркий.

3. Цвет. В теме цвета нас больше интересуют не столько цветовые схемы, а психология цвета. Не стоит прям сильно в это углубляться, но важно, например, знать какой цвет больше подходит для той или иной тематики. Веб-дизайнеру эти знания просто необходимы. Также нужно чувствовать и понимать количество цвета, которое допустимо использовать в конкретном макете. Будет ли этот цвет основным или акцентным.

Небольшой лайфхак по цвету. Заходишь на беханс, забиваешь тему и получаешь море готовых цветовых решений. Выбирай понравившееся и применяй, там очень часто указаны номера цветов по палитре. Пока ты не научился сам подбирать цвета по схеме, очень удобное решение.

Итак, резюмируем, что же тебе следует изучать 

Первое - это модульная сетка. Далее правила композиции, типографики и психологию цвета. Всю информацию ты можешь найти по запросам в гугле и на ютубе в открытом доступе.

Практические упражнения

1. Мудборд

Начинаем работу с мудборда. В переводе с английского это “доска настроения”. Придумай тему, а лучше представь, что заказчик заказал тебе сайт, например, по услуге “Строительство загородных домов”. Сначала ты находишь ассоциации, которые вызывает эта тема, и записываешь их. Например, это может быть лето, трава, деревья, дети во дворе, шашлыки, озеро…Также отмечаешь эмоции: радость, отдых, кайф, релакс, тепло. Предметы: природные материалы, дерево, камень, бетон, кирпич, окна, забор. Цвета: это либо зеленый, либо голубой, то есть цвета травы, неба, возможно, жёлтый, цвет солнца. В общем, всё это вспоминаешь и детально прописываешь. Это делается для того, чтобы сформировать поисковые запросы, с которыми ты пойдешь на стоки и будешь искать контент по своей теме.

На стоках ты уже ищешь изображения и делаешь подборки по цветам и стилистике. Мы не будем здесь останавливаться на этом. Подробнее про мудборд можешь посмотреть в этом видео.

Кстати, рекомендуем собирать мудборд в Фигме. Сразу прокачаешь и работу с текстами, и с другим функционалом потренируешься. При поиске референсов пригодятся знания по теории цвета. Смотри, как всё это здорово работает вместе. И работа в программе, и теория, и упражнения должны идти в параллель, а не так, чтобы ты месяц изучал композицию, потом ещё месяц Фигму, потом Фотошоп. И так, может, лет через 100 начнёшь дизайнить)

2. Повторяй чужое

Второе упражнение уже касается практики дизайна и заключается в копировании чужих сайтов. Когда ты уже достаточно освоил Фигму, вник немного в теорию и усвоил основные правила, можешь приступать к практике.

Новичкам не нужно ничего придумывать, ты ещё успеешь это сделать. А пока тренируй навык, повторяя чужие работы. Находишь какой-то классный сайт, лучше какой-то известной компании, чтобы он точно был классным) И разрабатываешь такой же сайт с нуля. То есть видишь фон, ищешь точно такой же фон, фоновые изображения, либо что-то похожее; видишь там градиентом что-то затемнено, делаешь так же. Самое главное в этом упражнении — не включить яждизайнера и не начать делать что-то по-другому. Фишка этого упражнения — сделать один в один, это прям важно. Так ты просто быстрее разберешься в инструментах Фигмы. Например, тебе нужно будет сделать кнопку такую же, как на сайте. Ты её нигде не найдёшь и начнёшь делать сам. 

Только не выбирай для копирования интернет-магазины или супер креативные промо-сайты. Бери что-то попроще. Крупную известную компанию, чтобы сайт был точно по фэншую разработан, но обычный, без особых наворотов.

3. Продолжай чужой макет

В следующем упражнении усложняем задачу. Веб-дизайнер должен уметь работать с чужим материалом и продолжать чужой дизайн. Ты должен уметь подхватывать стилистику, которую другой дизайнер задал. Для чего это нужно? Например, приходит к тебе заказчик - компания, у нее есть корпоративный сайт, и он просит разработать лендинг в стилистике этого сайта. И твоя задача - не сделать один в один, а сделать другой дизайн в этой стилистике.

4. Редизайн сайта

Переходим на уровень посложнее, и в этом упражнении твоя задача - найти хороший дизайн и переделать его. Естественно, в лучшую сторону. Но здесь подчеркнём слово “хороший”, не нужно искать говно и делать конфетку. Найди нормальный сайт и попытайся сделать его еще лучше.

Представь, что к тебе пришёл заказчик с запросом переделать устаревший сайт. Обрати внимание, что устаревший не значит страшный, плохой и ужасный. Когда заказчик просит улучшить, скорее всего, он ждёт от тебя более продуманного дизайна с точки зрения логики и здравого смысла, чтобы всё стояло на своих местах и было удобно пользователю. Поэтому у тебя нет задачи найти страшный макет и сделать из него красоту.

Пошагово: находишь нормальный сайт, берешь оттуда весь текст, все объекты и пытаешься по-новому все это дело расположить и реализовать. Может быть, цвета другие подобрать, картинки, иконки, текст где-то поправить. Ну и в конце не забудь проверить себя, ответив на 2 вопроса:

  • Получилось действительно лучше? Почему?
  • Дизайн действительно отличается или просто две кнопки переехали?

Какие сайты не нужно выбирать:

- Нерусскоязычные (если живёшь в русскоговорящей стране).
- Оторванные от жизни, на Behance лучше не брать.

Лучше ищите коммерческие проекты, которые точно разрабатывались на заказ.

Резюме:

У тебя есть 4 практических упражнения. Начинай их выполнять от простого к сложному, параллельно с изучением теории и работы в Фигме. Сначала собирай мудборды по различным тематикам. Затем повторяй, копируй чужое. Потом пробуй  продолжать чужие макеты, ну и, наконец, переходи к редизайну и улучшению других сайтов.

Развитие насмотренности

Что такое насмотренность и зачем её развивать? Сначала ответим на этот вопрос, а потом дадим тебе супер эффективное упражнение, которое придумали сами и даём всем нашим ученикам.

Простыми словами, насмотренность - это способность отличить хороший сайт от плохого по набору критериев. То есть не субъективное ощущение красиво/некрасиво, а объективная оценка по критериям. Это то, что отличает опытного дизайнера от новичка, профессионала от обывателя. Обывателем в данном контексте очень часто выступает заказчик. Ему сайт либо нравится, либо не нравится, а почему, он зачастую сказать не может. А опытный веб-дизайнер при беглом взгляде сразу скажет, норма или не норма и почему, что именно не так.

Когда-то мы придумали суперэффективное упражнение по развитию насмотренности и так его и назвали “Дневник нормы-не нормы”. Открой Excel и создай 2 колонки: норма и не норма. Добавь туда критерии, по которым будешь оценивать. Например, композиция, иерархия, шрифты, отступы, цвета, изображения, общее впечатление, ну и т.д. Выбери 5 сайтов, которые ты считаешь хорошими, и 5 плохих. Ориентируйся просто на свои впечатления, на глаз. Ну и описывай эти сайты по каждому критерию. В результате ты получаешь аргументированное подтверждение, почему этот сайт плохой или хороший. Таким образом ты учишься не полагаться на ощущения и интуицию, а видеть ошибки или, наоборот, безупречное соблюдение правил.

Выполняй это упражнение каждый день в течение трёх месяцев. Но не пугайся сразу, это не так сложно, как ты думаешь. Да, в первые дни будет тяжеловато и долго. Но по мере тренировок через месяц ты уже будешь щёлкать эти сайты, как орехи.

Давай подведём итог и ещё раз пропишем план твоего самостоятельного обучения:

  1. Начни здесь и сейчас. Бери любой предмет рядом с тобой и начинай его анализировать.
  2. Установи Фигму, зарегистрируйся в ней, найди бесплатные уроки и начинай осваивать функционал программы. Не забудь про модульную сетку - эта тема, как правило, разбирается в уроках по Фигме.
  3. В перерывах между инструментами Фигмы изучай теорию: правила композиции, типографику, теорию и психологию цвета.
  4. Когда немного наберёшься знаний и почувствуешь уверенность, приступай к практике. Собирай мудборды, копируй чужие макеты, продолжай чужие дизайны и затем приступай к редизайну других сайтов и созданию своих.

В конце хотим пожелать тебе удачи и ещё раз сказать, что у тебя всё получится, если будешь стараться и просто следовать плану, который мы тебе дали в этой статье. Нажимай сюда, чтобы получить набор полезных материалов, о которых мы говорили выше.

Конечно, твои возможности не ограничены, ты можешь выучить ещё 50 программ, освоить какие-то смежные темы и вообще уйти в другое направление дизайна. Это нормально, в любой профессии человек непрерывно развивается. Но поверь, в этом гайде содержится вся необходимая база, освоив которую, ты уже станешь самостоятельным веб-дизайнером, сможешь работать с заказчиками и зарабатывать. И тебе не нужно годами копить деньги на курсы, откладывать своё обучение только из-за того, что у тебя сейчас нет возможности его оплатить.


Подписывайся на наш телеграм-канал, где мы рассказываем о жизни веб-студии, по четвергам проводим стримы для дизайнеров и делимся опытом работы с заказчиками.

39992

Подпишитесь на еженедельный дайджест с лучшими материалами

Каждый понедельник редакция отбирает и отправляет по почте самые интересные и полезные материалы за неделю.

Cпасибо за подписку!

Теперь каждый понедельник вам будет приходить на почту дайджест. Никакого спама, обещаем!

Читать ещё

Лучшее

Похожее

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Ошибка загрузки файла
Рекомендуем {optim_res}px или больше. Вес файла не более 5МБ. Вы можете загрузить изображение в формате JPG, JPEG, HEIC, PNG или GIF.
Подтвердите действие