Этим летом в Universal University состоялась локальная коллаборация Британки и Московской школы музыки. Студенты программы «Основы коммуникационного дизайна» разработали обложки для синглов и альбомов выпускников МШМ. Рассказываем, зачем нужны летние факультативы и как ребята работали в формате общего творческого процесса.
Больше, чем практика
«Изначально мы задумывали летний факультатив как практику для выпускников, готовых взять дополнительную нагрузку и поработать над креативными проектами. Периодически ко мне приходят заказчики с необычными запросами, интересными с точки зрения творческой перспективы. Со студентами мы берем именно такие кейсы, где нужно придумать много смелых нестандартных вариантов, при этом заказчик готов принять неожиданный результат.
В этом году к нам пришли ребята из МШМ и попросили разработать дизайн обложек альбомов, чтобы выпускники музыкальной школы могли размещать их на агрегаторах или выпустить компакт-диски с уникальным изображением», — Дмитрий Краснов, куратор программы «Основы коммуникационного дизайна»/
«Дипломный проект наших выпускников — это целый музыкальный альбом. Он записан, сведен и готов к релизу на стримингах. Однако, чтобы зарелизить трек или альбом, нужно также загрузить для него обложку. Обычно выпускники выходят из ситуации по-разному: кто-то использует Midjourney, кто-то заказывает дизайн за деньги или рисует сам», — Артём Селиванов, дизайнер образовательных программ Московской школы музыки.
Музыкант описал свою работу как сингл «о потере вдохновения». Мне знаком такой опыт: для меня это про мрачную ностальгию, когда все кажется игрушечным, пластиковым, ненастоящим. Игра-симулятор The Sims 2 оказалась идеальным решением для оформления, потому что она имитирует реальность, которая на экране выглядит иначе. Лагающие текстуры, странная анатомия — как раз то, что мне было нужно
От брифа до готового проекта
«Мы составили бриф для музыкантов, чтобы авторы порассуждали, с чем ассоциируется их музыка, какое у нее физическое воплощение. Перед этим прочитали студентам из МШМ лекцию об исторической связи графического дизайна и музыкальной индустрии.
После заполнения брифов каждый дизайнер получил своего исполнителя и перешел к исследованию музыкального жанра. У выпускников была возможность экспериментировать с различными способами создания изображений и даже заходить на предметное моделирование: скульптуру, фотографию и тд. Сам выбор техники порой может определить подходящую визуальную коммуникацию. В случае с музыкальными обложками нам важно передать личные ощущения от композиции, слов, музыки. Здесь дизайн переходит из категории функции в категорию символьной, абстрактной визуализации.
Вместе с менторами — выпускниками Британки предыдущих лет — мы курировали процесс, комментировали эскизы и помогали выбрать лучшие варианты из множества», — Дмитрий Краснов.
«Нашей задачей было не передать полностью отношения „заказчик“ — „подрядчик“, а дать ощущение совместного творчества, поэтому мы изначально договорились, что у дизайнера будет полная творческая свобода, но, разумеется, основанная на мыслях и идеях музыканта», — Артём Селиванов.
Визуально мне хотелось чего-то легкого, непринужденного, но не инфантильного. Вместе с менторами мы пришли к выводу, что нужно делать оформление своими руками. Были и рисунки акварелью на бумажном скотче, и пупырчатая пленка наполненная разноцветной жидкостью, но ничего не подходило. В очередной раз прослушивая музыкальный альбом, я представила, что прогуливаюсь вдоль морского берега и ощущаю, как стопы проваливаются в мягкий, пластичный песок. Так и появилась ассоциация с пластилином
Ситуация win-win
«Такая практика — это имитация реального коммерческого заказа. В результате получается пополнить портфолио реализованными проектами. Возможно, очень скоро мы придумаем название своему коллективу, сделаем эмблему и будем функционировать в качестве экспериментальной лаборатории, где можно будет учиться решать смелые задачи для смелых заказчиков», — Дмитрий Краснов.
«С одной стороны, музыкант обязан думать о том, как его видит мир. Это огромная творческая и рефлексивная работа — фактически, еще один поиск себя в мире и попытка построить диалог со слушателями. Авторы это понимают, но существуют в своем мире — мире звуков, и оттуда иногда не хочется выныривать. Хотя индустрия требует другого. С другой стороны, дизайнерам также может быть интересно поработать с музыкальными обложками, потому что это приближает их к работе в шоу-бизнесе», — Артём Селиванов.
В основе дизайна — ассоциации, которые я фиксировала в скетчбуке при прослушивании песни. Передо мной стояла задача немного облегчить произведение, уйти от готики. Я решила, что рисунки от руки добавят той самой легкости и будут перекликаться с текстом песни