Привет! Меня зовут Елизавета Белова и я графический дизайнер рекламного и брендингового агентства Jekyll & Hyde.
В этом материале я хочу обсудить возможность взаимного обмена опытом между работой на фрилансе и работой в дизайн-студии.
Если вам лень читать - ниже ссылка на ролик.
Есть замечательный мем, где один человек сидит за компьютером, и называет себя “award-winning studio”. В целом я так себе и представляю фрилансера: ты в одном лице и менеджер, и бухгалтер, и дизайнер, и креативный директор, и пиарщик, и чтец, и жнец, и на дуде игрец. В этой роли (фрилансера) мне пришлось прожить недолго, я быстро осознала, что не умею делать- пиар и менеджмент. Самое главное разочарование фриланса - ты сидишь такой весь из себя талантливый с огромным потенциалом, а люди к тебе почему-то не выстраиваются в очередь за заказами. От этого не раскрываются крылья и не появляется понимание, что надо осваивать навыки менеджмента и маркетинга - тебе двадцать лет, у тебя не ограненные навыки и прокрастинация от стресса.
Кажется, что решение на поверхности: значит нужно устраиваться в студию. Но джунов, не окончивших высшую школу экономики, не особо ратуют, да и в целом джун, а точнее его рост — это большая ответственность для компании и не каждая готова ее на себя брать. И получается замкнутый круг: каждый хочет хорошего специалиста, но никто не хочет его взращивать. А самому себя взрастить не хватает опыта.
Понятно, что если бы я была “award-winning studio”, то скорее взяла бы все места в пессимизме года. Однако, имея опыт и там и там (да, и позитивный тоже) хочу рассказать о том, что хорошего есть в каждой из моделей работы и что они могут перенять друг у друга.
Свобода и система
На фрилансе ты сам себе начальник: нет настроения - не работай. Прекрасная утопия будущего. Если бы еще весь мир существовал по этому принципу, а не законам, где тебе нужны деньги, чтобы вести такой образ жизни.
Если вы человек ответственный и у вас все четко и по расписанию, вы можете распределять свой график, задачи и время самостоятельно — то вы уже победитель..
Но абсолютная свобода бывает опьяняющей и человек, вышедший из нескольких систем (школа, университет) может в ней потеряться, потому что рассчитывать не на кого и никто за тебя решения принимать не будет.
Словами мудрых: с большой свободой — приходит большая ответственность. Дизайн-студия может предоставить систему и режим, а также четко ограничить ряд задач, переложив, например, пиар или менеджмент на соответствующих специалистов.
Но бывают системы управления, где царит чистая тирания: бесконечные отчеты о проделанной работы, вместо самой работы; жесткая система штрафов и наказаний; недружелюбная атмосфера и взгляды свысока. В такой среде тяжело развиваться и расти, но хуже: такая работа становится тяжелым бременем и каторгой, где о творческая мысль медленно умирает. Если смотреть на эти две ситуации, как на крайности, то становится понятно, что две эти концепции должны встретится по середине. Фрилансер может перенять у студии систему и играть по ней свои роли: каждую пятницу я менеджер и отправляю отчет, каждый понедельник я пиар-агент и занимаюсь своим продвижением и тд. Студия же может попробовать доверять специалисту, которого сама наняла, и создавать условия для раскрытия потенциала — да, креатив часто хаотичен и непонятен, но в грамотной системе он будет цвести, а не чахнуть.
Грамотная система - это порядок в менеджменте и в клиентском сервисе студии.
Денежный вопрос
Не так давно, я искала материал для другого текста, и обнаружила по второй ссылке очень интересное мнение: “Если вас устроит дешевый, “и так сойдет” вариант, то можете обратиться к фрилансеру. Цена вопроса от 1000 руб.” И даже я, уже давно не находясь в роли фрилансера, оскорбилась и тоном, которым это сообщение написано, и стоимостью работ.
Это правда: обычно услуги фрилансера дешевле, чем услуги целой студии.
И, мне кажется, что это происходит по следующим причинам.Во-первых, многих молодых специалистов не учат формировать цену на свою работу и она просто “такая ну потому что”.
Во-вторых, из-за сообщений “1000 рублей за фриланс” складывается мнение, что эта цена адекватная, ее ожидает заказчик, а фрилансер боится, что клиент сорвется с крючка и играет по его правилам, называя ожидаемую стоимость.
В-третьих, обилие низкокачественных работ по системе “быстро-дешево”. Если вы когда-нибудь заходили на fiverr (платформа, где фрилансеры предлагают свои услуги), то обнаруживали там следующее: в топе любой категории предложения по типу “баннер.$20.за час” — такое исключительно рыночное отношение по нашу сторону баррикад к интеллектуальному труду опять приводят фрилансера в замкнутый круг из второго пункта.
В студиях, в которых есть система, у дизайнера есть оклад и рассчитана почасовая ставка (в случае, если некоторые проекты для клиента будут выполняться по такому типу). И в агентствах с хорошей репутацией рабочий час дизайнера стоит куда больше тысячи рублей.
Поэтому молодым специалистам могу посоветовать не боятся ставить стоимость на свои услуги выше (вот прям значительно выше, чтобы вам самим страшно стало от этой цифры) — работа должна оплачивать каждую ступень пирамиды потребностей. Да, цена в студии выше, потому что деньги за проект делятся на всех, но если вы одна актриса и тысяча ролей, то включайте это в стоимость тоже — помните, вы выполняете большой список задач из разных профессий.
Рассчитайте свою ставку за час работы так, чтобы вы не уходили в минус, одним вдохновением сыт не будешь. Пусть она будет ниже стоимости работы агентства, но не сильно, клиенты которые интеллектуальный труд не уважают и будут отрабатывать свою тысячу рублей и в хвост и в гриву отрежутся сами собой, а вы будете уверены в завтрашнем дне.
Шаблонность и преодоление
Когда ты работаешь на фрилансе, можно зашиться в объеме работ и попытках все это систематизировать и начать делать шаблонные решения для каждого заказчика. И лишить себя лучшего, что есть на фрилансе - творческой свободы.
Тут можно возразить - ведь шаблонность решений это и есть инструмент оптимизации и повышения эффективности.
Но дизайн должен решать проблему (не важно красивый он или нет, в вашем личном стиле или нет), а проблемы у каждого клиента разные. И если вы с самим собой можете договорится, что как-нибудь прокатит, в следующий раз сделаю лучше, то в агентстве такого нет.
Ваша работа тесно связана с другими участниками, где все нацелены на высокий результат, а значит схалтурить не получится. Поэтому здесь могу посоветовать грамотно оценивать свои силы и объем работ, с которым вы можете справится, чтобы не превратится в станок. И не забывайте отдыхать — это очень важная часть работы.
Если подводить итог
Не важно свободная вы птица или предпочитаете летать в стае - основа успешного полета - дисциплина и креативные решения
Отсутствие дисциплины может привести к срыву сроков и снижению качества проектов, а это, к сожалению, также приводит к снижению чека за работу. При том дисциплина должна быть не только в рамках труда, но если вы фрилансер, то и в рамках простого режима дня - не забывайте есть, гулять и отдыхать. Дисциплинированный специалист организовывает свой мир так, что ему не приходится (за редким исключением) сидеть за столом 24/7 и чахнуть над проектом. Этот фундамент обеспечит будущий успех. С другой стороны, студии, где система управления и дисциплина подменяется бюрократией и давлением, ограничивают себя, в первую очередь, в творческом ресурсе. Не давая раскрыться сотрудникам и не проводя грамотную линию коммуникации с клиентом, они вынуждены, например, разделять портфолио на “для себя” и “для клиента”. Хотя агентства застрахованы от рисков больше, чем фрилансер.
Итак, агентства и фрилансеры могут обменяться навыками:
- дисциплина и система работы
- креативность
Это все, что я хотела обсудить по данной теме. Буду рада ответить на вопросы в комментариях и желаю всем хорошего дня.
Подписывайтесь на наш телеграм канал https://t.me/Jekyll_Hyde_agency в нем мы делимся опытом о работе в креативном бизнесе