Andrey Odokienko
Andrey Odokienko
6 мин. читать
1958 показов
545 открытий

Как дизайнеру успешно пройти Whiteboard

Может быть совпадение, но после моей первой статьи про WB в некоторых российских компаниях стали появляться первые версии этого челленджа (и у меня даже появился опыт его прохождения), чему я безусловно рад.Сегодня я расскажу о том, как оценивается whiteboard со стороны интервьюера и как правильно его проходить. Погнали!

На что смотрят люди, которые проводят whiteboard

Задача дизайнера на WB заключается вовсе не в том, чтобы предложить много wow-идей для решения задачи и не в том, чтобы глубоко проработать прототип. В первую очередь оценивается то, как вы подступаетесь к проблеме и работаете в команде.

То, как вы работаете во время челленджa, определяет то, как вы будете работать с командой, и именно это оценивает интервьюер.

В процессе проведения WB интервьюер ищет следующие признаки, показывающие, что вы понимаете основную базу в дизайне и опираетесь на принципы «дизайн-мышления»:

  • Пытаетесь ли вы узнать цели пользователя/бизнеса
  • Фокусируетесь ли вы на пользователе и на контексте, в котором он сталкивается с проблемой
  • Делаете ли вы обоснованные гипотезы
  • Задаете ли «правильные» вопросы
  • Выходите ли вы за рамки интерфейса и думаете о сценарии целиком

Можно пойти чуть дальше и показать, что вы понимаете процесс разработки продукта, например, учесть технические ограничения в своем решении и предложить возможные исследования или верхнеуровневый roadmap по реализации своей идеи.

Ошибки, которые часто встречаются

Все ошибаются, и это нормально. Но мы ведь с вами преследуем цель минимизировать количество ошибок при прохождении WB, не так ли? Для этого нужно знать, чего избегать, и развивать те места, в которых вы чувствуете наличие проблемы.

  1. Заторможенность. На WB от дизайнера ждут динамики, генерации и быстрых решений. Если у вас не получается соответствовать ожиданиям — нужно больше тренироваться.
  2. Молчание. Наверное, самое худшее, что можно делать на WB — это молчать. Одной из целей WB является проверка того, как вы думаете и приходите к каким-то заключениям. И если вы будете думать у себя в голове — вы донесете не очень много ценности тому, кто проводит челлендж. Короче, Think aloud.
  3. Бесконечный диалог. Это обратная сторона молчания, когда дизайнер забывает про конечную цель и демонстрирует исключительно свои софты. Софты это хорошо, но на них далеко не уедешь. Так что не забывайте записывать ответы на вопросы и успевать реализовывать идеи в виде набросков или заметок.
  4. Уход в защиту. Вопросы по ходу вашей работы не стоит воспринимать как придирки. Они задаются для понимания того, как вы мыслите и какую логическую цепочку хотите выстроить. Не всегда нужно уходить в защиту до презентации решения (да и там не всегда нужно). А еще вопросы иногда могут быть наводящими: если процесс идет тяжеловато, то интервьюер немного помогает.

Совет: на этапе, когда вы только узнали о том, что предстоит пройти WB, стоит поинтересоваться, что это такое и в чем его суть, а также поискать примеры задач.

Рекомендации для прохождения WB

За все проведенные челленджи дизайн-лиды из Cloud.ru не встретили ни одного одинакового паттерна у тех, кто успешно прошел WB. Это говорит о том, что каждый дизайнер и его подход к работе уникален. Однако есть одна черта, которая объединила всех тех, кто завалил тестирование — предложение решений до погружения в контекст.

Прежде всего, стоит отнестись к WB как к реальной рабочей задаче и идти по понятному и привычному вам фреймворку. У меня нет универсальной формулы, поэтому я буду говорить о тех шагах, которые предпринимаю сам (и они работают).

Уточнение задачи, проблемы и цели

Еще до предложения решения или проектирования нужно понять, в чем именно состоит задача, и куда мы хотим прийти в итоге. Для этого нужно задать себе «рамки»:

  • Есть ли метрики успеха? Какие?
  • Какая цель у бизнеса?
  • Существуют ли какие-то ограничения?
  • Будем ли мы решать задачу целиком, или есть набор проблем для выбора?

Можно еще уточнить про цели пользователя и плавно перейти к следующему шагу.

Работа с контекстом и пользователями

На этом этапе можно сделать какие-то обоснованные предположения и попытаться ответить на вопрос «Кто является конечным пользователем?».

  • Какими могут быть пользователи?
  • Какие пользовательские особенности стоит учесть?
  • Есть ли важные вещи в их поведении и проблемах?
  • В каком контексте пользователь сталкивается с проблемой?
  • Есть ли важные детали в контексте?

Хорошим артефактом после этого блока может стать Userflow / CJM в супер-сжатом формате, чтобы в дальнейшем можно было предлагать идеи и гипотезы с оглядкой на существующее решение (или его отсутствие).

Генерация и скоринг идей

Теперь нужно подумать о решениях, которые вы могли бы спроектировать (или вообще о решениях, которые могут закрыть проблему). Именно на этом этапе вы показываете, как полученные данные синтезируются во что-то, что может работать. Вы не берете идеи с потолка, а основываетесь на потребностях и контексте пользователя, которые узнали раньше. Можно сгенерировать N решений, но хотя бы одно из них должно соответствовать критериям для дальнейшей проработки:

  • Решение можно реализовать
  • Проблема решается в полной мере или в бОльшей степени
  • Новое решение лучше существующего

В результате, для проработки можно выбрать идею, которая лучше всего балансирует между простотой реализации и эффективностью.

Реализация

Если идея подразумевает интерфейсное решение — набросайте ключевые экраны, а затем инвестируйте время в их проработку и описание. Если же решение лежит за рамками интерфейса, то можно объяснить логику реализации любым удобным способом (я предпочитаю схемы).

Альтернативы и улучшения

Если у вас осталось время — можно посвятить время генерации альтернатив и улучшений. Задавайте вопросы сами себе:

  • Что еще нужно учесть?
  • А если контекст немного изменить?
  • Можно ли упростить решение?
  • Нет ли логических ошибок?

Такой подход указывает на ваш навык работы с итерациями и с постоянным улучшением продукта.

Запрос обратной связи

Вне зависимости от успешности прохождения WB обязательно запросите обратную связь. Интервьюеру это показывает ваше неравнодушие к тому, что вы делаете.

Обратная связь — супер-ценный ресурс, который человек может вынести со встречи. Если у вас не получилось пройти WB — именно фидбек поможет вам понять, что было не так, и где нужно подрастить скиллы.

Саммари по тому, как проходить Whiteboard

  • Расслабьтесь, будьте открыты и дружелюбны
  • Тренируйтесь: здесь тяжело сделать хорошо с первого раза
  • Используйте привычный для себя фреймворк
  • Выстраивайте диалог с интервьюером
  • Проявляйте гибкость: мыслите за рамками задачи, предлагайте нестандартные решения
  • Следите за временем и грамотно им управляйте

P. S. Когда мы ввели Whiteboard в Cloud.ru, мы намеренно сделали его проще: я подготовил публичный файл-шаблон и описал в нём фреймворк. Спустя время, мы решили немного изменить подход, приведя его к стандарту — теперь не будет описанного фреймворка, а в файле будет лежать только задача.

Рефлексия над серией проведенных WB показала:

  • Если дизайнер не идет по нашему фреймворку — обычно получается живее, скиллы раскрываются лучше
  • Если дизайнер идет по нашему фреймворку — задача сильно упрощается, и наша конечная оценка не всегда объективна в некоторых параметрах

Но файл-шаблон все так же остается публичным (на память).


В своем телеграм-канале пишу всякое про дизайн, продукты, мышление и процессы на основе своего опыта.https://t.me/designtwist

 

1958

Подпишитесь на еженедельный дайджест с лучшими материалами

Каждый понедельник редакция отбирает и отправляет по почте самые интересные и полезные материалы за неделю.

Cпасибо за подписку!

Теперь каждый понедельник вам будет приходить на почту дайджест. Никакого спама, обещаем!

Читать ещё

Лучшее

Похожее

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Ошибка загрузки файла
Рекомендуем {optim_res}px или больше. Вес файла не более 5МБ. Вы можете загрузить изображение в формате JPG, JPEG, HEIC, PNG или GIF.
Подтвердите действие