Четыре странные буквы
UX/UI — аббревиатура, которая не перестает будоражить неокрепшие умы молодых дизайнеров.
И напрасно. Все эти споры в духе «Чем UX/UI-дизайн отличается от продуктового» интересны только новичкам и практического смысла не имеют. Как хотите, так и называйтесь. Главное, работу делайте.
Но есть другой вопрос, который мне кажется более интересным: Являются ли UX-дизайн и UI-дизайн отдельными профессиональными областями.
Сразу скажу — не являются. Ни отдельными профессиональными областями, ни даже отдельными компетенциями. Разделить их никак невозможно.
Объясняю, почему.
Меня зовут Андрей Богданов, и я работаю дизайн-лидом в МТС Финтех. Другие мои посты вы можете найти в телеграм-канале @na_produkte.
UI без UX?
Ответьте мне на вопрос: Кривая кнопка — это плохой UI? А нечитаемый шрифт? А неудачная иллюстрация на промо-экране?
Кажется, это чисто UI-ные косяки.
Но разве дурные эмоции от созерцания некрасивых картинок или невозможность прочитать текст на экране — не негативный клиентский опыт? Эмоции могут повлиять на метрики удовлетворенности, а плохой текст — прервать выполнение сценария.
Получается самый что ни на есть адский UX.
Похожим образом можно описать почти любое интерфейсное решение: от неудачного расположения элементов навигации до непонятных иконок.
Теперь посмотрим на вопрос с другой стороны.
UX без UI?
Предположим, дизайнер нарисовал визуально опрятные и привлекательные экраны, но из них складывается крайне неудобный пользовательский путь: много лишних шагов, переходы между экранами нелогичны, а клиенты не понимают, где находятся.
Налицо проблема с UX.
Но разве мы не можем сказать, что дизайнер спроектировал плохой UI? Разве логика перехода между экранами — не часть пользовательского интерфейса, т.е. той оболочки, через которую юзер взаимодействует с системой?
Дизайнера, который спроектировал кривой пользовательский путь, нельзя назвать хорошим UI-щиком.
Вот и получается, что UI от UX-а отделить никак невозможно.
Две части единого
Похоже, мы с вами убедились, что UX/UI (он же продуктовый дизайн) един, и разделять эти две истории нельзя. Не может быть никаких UX-дизайнеров или UI-дизайнеров.
Даже веб-дизайнеры, пилящие лендосы по супер-четкому ТЗ от заказчика, должны продумывать UX: как удачно расположить элементы, как вызвать правильные эмоции у юзера и т.п.
А вообще, UI и UX это два взгляда на один процесс взаимодействия: UI это про то, как выглядит и ведет себя интерфейс, а UX — про то, что чувствует при этом пользователь.
Об исследователях
Единственный случай, когда уместно «откусить» от UX/UI вторую половинку — работа исследователей.
UX-исследования — это отдельная профессиональная область, смежная с продуктовым дизайном, но не входящая в него.
Опытный дизайнер может (и даже должен) частично овладеть компетенциями исследователя, если развивает смежные навыки. Как и, например, навыки бизнес-аналитика или иллюстратора.
Но при этом он, конечно, не становится никаким UX-дизайнером, а просто развивается как T-shaped специалист.
В заключение
Все эти размышления привели меня к тому, что я почти отказался от формулировки «UX/UI-дизайн» в пользу «продуктового дизайна».
С последним, правда, тоже не все ладно. То ли интерфейс проектируем, то ли этикетки для колбасы рисуем.
Короче, во всем нам повезло, кроме названий профессии.
Но все это неважно. Главное, помните: мы занимаемся важным делом, пытаясь совместить удобство пользователей с интересами бизнеса и визуальной эстетикой.
Другие посты тут: https://t.me/na_produkte
Си ю.