Примечание
Данная статья содержит переведённые материалы, ссылки на источники будут в конце, а также при упоминании. Я попытаюсь довольно подробно и, надеюсь, интересно рассказать о данной теме, добавляя примеры, подробности, а так же мысли. Наслаждайтесь.
О чём вообще речь
Если говорить кратко, тёмные паттерны (или обманчивые шаблоны) — это инструменты манипуляции «злодея» ux дизайнера, который путём различного рода психологических манипуляций подталкивает пользователя к совершению определенных действий.
Теперь подробнее. Сам термин был придуман в 2010 году доктором когнитивных наук Гарри Бригнуллом (Dr. Harry Brignull), дизайнером, специалистом в UX и создателем сайта Deceptive Patterns. Паттерны — это шаблоны, применяемые в различных сферах деятельности. Паттерны в дизайне представляют собой наборы проверенных решений для создания визуала, выбора цвета, а так же создания композиции. У нас есть цветовые схемы, дизайн системы и гайдлайны.
У UX тоже существуют определенные шаблоны, которые используются для создания интерфейса, например F и Z паттерны для оформления текста. Все эти шаблоны призваны улучшить опыт взаимодействия пользователя с системой, увеличить его эмоциональный отклик и создать среду, где пользователь удобно может получить нужную ему информацию. Тёмные же паттерны направлены на интересы бизнеса, увеличение прибыли и создание атмосферы того, что пользователь делает всё, что он хочет, хотя это не всегда так.
Плохо ли это? Как раз об этом и будет статья. Что это такое, почему это существует и какой вред они несут обычным пользователям.
Вы знаете, каково это
Часто ли у вас бывало, что отклонение куки вызывало дискомфорт? Вроде есть уведомление на половину экрана. Есть кнопка «настроить свои параметры», при нажатии которой открывается меню, где нужно выбрать конкретные параметры. Но зато в любой момент, конечно, вы можете «принять всё» и не думать о дополнительных шагах.
Или, может, вам была нужна та самая пробная подписка на 7 дней, но когда вы решили её отменить, то это резко из одного действия превратилось в лабиринт до надписи «Отменить подписку». Все эти техники объединены в группу, называемую «Тёмные паттерны», шаблоны для создания манипулятивных схем взаимодействия системы и пользователя.
Мы встречаемся с этим в рекламе, интерфейсах, играх (оттуда пришло много подобных манипулятивных паттернов), это было всегда с момента создания рекламы.
Небольшой исторический блок
Тёмные паттерны используются для манипуляции пользователями, чтобы получить информацию о них, увеличить продажи товаров или оформление подписок; кричащие описания и названия для товаров придумывались задолго до создания цифровых интерфейсов. В первую очередь это маркетинговый инструмент для повышения конверсии.
В первой трети XIX века в текстах частных (негосударственных) объявлений появляются субъективные характеристики товара, которые могут сделать его более интересным для покупателя. Для описания привлекательных качеств товара используется в основном лексика с положительным значением.
Кроме того, товар характеризуется с разных сторон, и при описании положительных качеств продукта акцент может делаться на следующие пункты. Черты товара, могущие быть привлекательными для покупателей:
«2 типографских станка, новые, искусной работы и нынешнего фасона; семена, опробованные и к росту способные; продаётся коляска, дерево ещё старого привоза, заморское» — здесь иностранное производство и проверка временем выступают как подтверждение высокого качества.
Выгодная цена: продаётся пекинет шёлковый, бумажный и нитяной, за самую умеренную цену. Высокое качество товара: продаются вновь привезённые самые лучшие куропатки. (Отрывок из статьи «Генезис жанра рекламного объявления в ХІХ веке. Тарасова К. П.»)
Известным представителем из мира маркетинга и PR является Эдвард Бернейс, который мастерски использует слова как инструмент привлечения внимания. Использование сильных прилагательных «Несравненный» и «Бесподобная», визуальные формы и эксклюзивность события — это то, что использовал Бернейс для продвижения русского балета в США в начале XX века. С развитием технологий все эти маркетинговые инструменты эволюционировали и перешли в цифровые продукты, а некоторые уловки переросли в тёмные паттерны. Рассмотрим развитие на примере первых сайтов компаний.
В конце 90-х и начале 2000-х годов практики веб‑дизайна и взаимодействия с пользователями были сильно отличными от современных стандартов. Некоторые сайты использовали так называемые «тёмные паттерны», но термин и их систематизация стали широко известными сравнительно недавно. В то время многие проблемные аспекты могли быть восприняты как обычные практики.
Примеры того времени могут включать в себя:
- Баннеры и всплывающие окна: Многие сайты использовали раздражающие баннеры, всплывающие окна и анимации для привлечения внимания пользователя. (Например: практически все личные и коммерческие сайты на тот момент).
- Сложный отказ от подписки: Отписка от рассылок могла быть затруднительной, и пользователь мог столкнуться с неудобствами при попытке отказаться от получения уведомлений. (Например: The Wall Street Journal).
- Неясные цели кнопок: Некоторые сайты могли использовать невнятные надписи на кнопках, чтобы пользователи случайно нажимали на них, выполняя нежелательные действия. (Например: политические сайты).
- Обманчивые заголовки и контент: Некоторые заголовки или контент на страницах могли быть обманчивыми, приводя пользователя в заблуждение. (Например: новостные издания).
Отмечу, что термин «тёмные паттерны» не был широко изучен, определён или использован в тот период, и рефлексия о том времени может зависеть от точки зрения и контекста.
Далее наступает новая эра интернета, 2010 год и систематизация доктором Бригнуллом подобных обманчивых шаблонов. Давайте более подробно изучим какими бывают Тёмные паттерны.
Виды тёмных паттернов
Предотвращение сравнения (Comparison prevention).
Пользователю сложно сравнивать продукты, потому что характеристики или цены объединены сложным образом или потому, что трудно найти важную информацию.
Когда пользователь принимает решение о покупке, об оформлении подписки или любом другом выборе, он часто пытается сопоставить цену с функциями и своими личными потребностями, сравнивая преимущества каждого из вариантов, прежде чем принять решение. Если сильно усложнить сравнение, пользователи могут сдаться и принять навязанное решение.
Когда у пользователя возникают трудности, он более восприимчив к когнитивным предубеждениям, таким как социальное доказательство (выбор самого популярного плана или товара, ведь есть пометка «Хит продаж»), предвзятость авторитета (личный выбор на основе совета или выбора авторитетного лица) или эффект по умолчанию (выбор стандартного плана подписки из‑за отсутствия желания разбираться в аспектах). Это позволяет ux дизайнеру подтолкнуть их к решению, которое принесет больший доход бизнесу, но может не отвечать интересам пользователя.
Осуждение выбора (Confirmshaming)
Пользователем эмоционально манипулируют, давя на жалость или стыдя, заставляя его делать что-то, чего в противном случае он бы не сделал.
Осуждение выбора вызывает неприятные эмоции, такие как вина или стыд, которые влияют на принятие решений пользователями. Веб-сайты или приложения, использующие этот обманчивый шаблон, часто предоставляют пользователям надписи на кнопках отказа, которые сформулированы в уничижительной или грубой форме, заставляя пользователей чувствовать себя плохо из-за того, что они решили не использовать предлагаемую услугу или функцию. Нацеливаясь на эмоции и самооценку пользователей, метод Осуждение выбора стремится повысить вероятность того, что пользователи согласятся на желаемое действие, что в конечном итоге принесет пользу поставщику услуг.
Замаскированная реклама (Disguised ads)
Пользователь ошибочно полагает, что он нажимает на элемент интерфейса или собственный контент, но на самом деле это замаскированная реклама.
Обманчивая схема замаскированной рекламы намеренно стирает грань между реальным контентом и рекламой, создавая путаницу для пользователей. Эти объявления часто создаются так, чтобы выглядеть как элементы интерфейса, похожие статьи или другой контент, который может заинтересовать пользователей, что повышает вероятность того, что пользователи нажмут на них. Поступая таким образом, владельцы веб-сайтов могут получать больший доход от показов рекламы, а рекламодатели могут получить выгоду от повышения рейтинга кликов, что может привести к увеличению продаж.
Фальшивый дефицит (Fake scarcity)
Пользователя вынуждают совершить действие, потому что ему предъявляют ложное указание на ограниченное предложение или популярность.
Ложный дефицит работает, создавая искусственное ощущение ограниченной доступности продукта или услуги, побуждая пользователей действовать быстро из страха упустить выгоду. Это достигается за счет отображения вводящих в заблуждение сообщений о низком уровне запасов, высоком спросе или скором окончании акции. Используя когнитивную предвзятость дефицита, эта обманчивая модель охотится на естественную склонность пользователей придавать большую ценность предметам, которые кажутся редкими, выгодными или эксклюзивными, подталкивая их к принятию поспешных решений о покупке без полной оценки своих возможностей.
Тем не менее, данный паттерн пользователям может даже помочь, при условии, что статус "Последний" действителен. Тогда, при условии, что какой-то товар нам понравился и мы думали его взять, но откладывали, этот тег поможет успеть с покупкой. Тем не менее, обратная сторона всё же такая, что при небольшой симпатии к товару этот паттерн может натолкнуть нас на поспешные выводы и мы закажем именно этот товар, хотя могли бы выбрать что-то другое или вовсе ничего.
Фальшивое социальное доказательство (Fake social proof)
Пользователя вводят в заблуждение, заставляя его поверить в то, что продукт более популярен или заслуживает доверия, чем есть на самом деле, потому что ему были показаны поддельные обзоры, отзывы или сообщения.
Паттерн ложного социального доказательства создает иллюзию популярности и доверия, предоставляя пользователям фальсифицированные или преувеличенные подтверждения, такие как обзоры, отзывы или сообщения. Эта манипуляция основана на когнитивной предвзятости социального доказательства, при которой люди склонны подчиняться поведению других. Это короткий путь, который позволяет людям избежать тяжелой работы по проведению собственной критической оценки. Используя ложный шаблон социального доказательства, продавцы товаров или услуг могут обманом заставить пользователей совершить покупку или воспользоваться их предложениями.
Приведу совсем новый пример с популярным маркетплейсом, который хочет, чтобы продавцы не требовали возмещения после пожара на складе.
Получателю письма пытаются доказать, что так уже сделали многие и это не решение компании, а решение добавленное только по просьбе таких же продавцов.
Ложная срочность (Fake urgency)
Пользователя вынуждают выполнить действие, потому что ему предъявляют ложное ограничение по времени.
Когда пользователь находится в условиях нехватки времени, он менее способен критически оценивать отображаемую ему информацию, поскольку у него меньше времени и он может испытывать беспокойство или стресс. Продавцы курсов, цифровых продуктов, ну и конечно инфоцыгане могут использовать это в своих интересах, чтобы подтолкнуть потенциального покупателя к выполнению действия, которое может не полностью соответствовать интересам пользователя, например, он может решить приобрести курс, хотя до этого сомневался или, что более внушительно, оформить ипотеку, ведь акция длится до завтра. Данная техника часто является иллюзией и обманом, ведь каждый таймер может начаться заново.
Принудительное действие (Forced action)
Пользователь хочет что-то сделать, но взамен от него требуют сделать что-то ещё, нежелательное.
Принудительное действие предполагает, что система или продавец предлагает пользователям то, что они хотят, но требует от них что-то сделать взамен. Его можно сочетать с другими вводящими в заблуждение моделями, такими как Сокрытие (чтобы пользователи не замечали этого) или Формулировки с подвохом (чтобы действие казалось более желанным, чем оно есть на самом деле). Иногда принудительное действие представляется как вынужденное за счет использования визуальных помех или уловок. В интерфейсах согласия на использование файлов куки принудительные действия иногда выполняются посредством «пакетного согласия». Это предполагает объединение нескольких соглашений в одно действие и затрудняет или делает невозможным выборочное предоставление согласия пользователю.
Клоповник (Roach Motel) / Трудность отмены (Hard to cancel)
Пользователю легко зарегистрироваться или подписаться, но когда он хочет отменить подписку, ему вставляют палки в колёса.
«Клоповник» (также известный как «Трудность отмены») — это тёмный паттерн, при котором легко подписаться на услугу или подписку, но очень сложно ее отменить. Обычно это предполагает сокрытие возможности отмены, требование от пользователей звонить в службу поддержки клиентов для отмены, а также делает процесс отмены слишком сложным и трудоемким. Это может привести к тому, что пользователи откажутся от попыток отмены и продолжат платить за услугу в течение более длительного периода.
Скрытые расходы (Hidden costs)
Пользователя соблазняет низкая цена. Потратив время и усилия, они обнаруживают неожиданные комиссии и сборы, когда достигают кассы.
Скрытые расходы включают в себя сокрытие или дополнительные комиссии, сборов или затрат до тех пор, пока пользователь не войдет в процесс покупки или регистрации. К этому моменту пользователь уже вложил время и усилия в транзакцию и с большей вероятностью продолжит её, несмотря на непредвиденные затраты.
Скрытая подписка (Hidden subscription)
Пользователь по незнанию зарегистрирован в повторяющейся подписке или плане оплаты без явного раскрытия информации или явного согласия.
Паттерн скрытой подписки обычно работает путём использования той или иной формы скрытности или неверного направления. Пользователи думают, что покупают что-то одно, хотя на самом деле существует скрытое юридическое положение, согласно которому они на самом деле подписываются на что-то другое или комплекс подписок. После регистрации услуга обычно является скрытой или замаскированной и пользователю не отправляются электронные письма или уведомления с напоминанием о том, что он платит на регулярной основе, чтобы платежи продолжались как можно дольше. Часто данный тёмный паттерн работает с использованием других паттернов, например с "предвыборном" или "визуальными помехами".
Настойчивость (Nagging)
Пользователь пытается что-то сделать, но его настойчиво, умоляя или грубо прерывают просьбы сделать что-то еще, что может быть не в его интересах.
Настойчивость — это форма враждебного истощения ресурсов. Каждый раз, когда приложение или веб-сайт прерывает пользователя с просьбой что-то сделать, это отнимает его время и внимание. Это похоже на налог, которым система облагает пользователей, не желающих выполнять пожелания системы. Хотя затраты нефинансовые, они суммируются и в конечном итоге становятся нетривиальными. На этом этапе пользователь может решить, что более рентабельно просто сдаться и согласиться на все, о чем просит система, даже если это противоречит его интересам.
Препятствование (Obstruction)
Пользователь сталкивается с барьерами или препятствиями, из-за которых ему трудно выполнить свою задачу или получить доступ к информации.
Препятствие — это тип обманного шаблона, который намеренно создает препятствия или «блокпосты» на пути пользователя, затрудняя выполнение желаемой задачи или выполнение определенного действия. Он используется, чтобы утомить пользователей и заставить их сдаться, когда их цели противоречат целям доходов или роста бизнеса. Иногда его также используют, чтобы смягчить пользователей и подготовиться к более серьезному обману. Когда пользователи разочарованы или утомлены, они становятся более восприимчивыми к манипуляциям.
Предварительный выбор
Пользователю предоставляется опция по умолчанию, которая уже была выбрана для него, чтобы повлиять на принятие им решений.
Предварительный выбор использует когнитивную предвзятость с эффектом по умолчанию — психологический приём, при котором люди склонны выбирать вариант, который уже выбран для них, даже если есть другие доступные варианты. UX дизайнеры и менеджеры знают об этом и часто используют это, чтобы манипулировать потребителями. Распространенным подходом является отображение предварительно отмеченного флажка, хотя существуют и другие способы сделать это, включая помещение товаров в корзину пользователя или предварительный выбор товаров в несколько этапов. Есть много причин, почему это мощный Тёмный паттерн. Это просто вопрос осведомлённости: пользователи должны это заметить, прочитать и понять, что все это значит. Если пользователь этого не сделает, он прокрутит страницу, совершенно не осознавая последствий. Существуют и другие когнитивные искажения, которые могут использоваться в его обманчивой схеме. Например, контент может быть написан так, чтобы дать пользователю почувствовать, что другие люди, подобные им, примут значение по умолчанию, поэтому им тоже следует это сделать (предвзятость социального доказательства). Или контент может использовать авторитетную фигуру, чтобы заставить пользователей принять значение по умолчанию (нацеленность на предвзятость авторитета).
Сокрытие (Sneaking)
Пользователь вовлекается в транзакцию под ложным предлогом, поскольку соответствующая информация скрыта или не предоставляется ему с задержкой.
Скрытность предполагает намеренное сокрытие или навязывание информации, имеющей отношение к пользователю (например, дополнительные расходы или нежелательные последствия), часто с целью манипулировать им и заставить его совершить действие, которое в противном случае он бы не совершил.
Формулировки с подвохом (Trick wording)
Пользователь вводится в заблуждение, заставляя его предпринять действие из‑за использования запутанных или вводящих в заблуждение формулировок.
Паттерн формулировок с подвохом использует ожидания пользователей и двусмысленные формулировки, чтобы ввести их в заблуждение. Пользователи обычно быстро проходятся по длинному тексту, когда они читают что-то на экране, чтобы справиться с большим объемом информации, с которой они сталкиваются. Это означает, что они не читают и не зацикливаются на каждом слове на странице. В подобных хитрых формулировках обычно используется стратегия сканированного чтения: часть контента выглядит так, будто она говорит одно, хотя на самом деле она говорит что‑то другое, что не в интересах пользователя.
Визуальные помехи (Visual interference)
Пользователь ожидает увидеть на странице информацию, представленную в ясной и предсказуемой форме, но она скрыта, затемнена или замаскирована.
Существует множество способов вмешаться в визуальный дизайн страницы, чтобы скрыть, затемнить или замаскировать информацию. Визуальным восприятием можно манипулировать, используя небольшой, малоконтрастный текст. Пониманием можно манипулировать, создавая хаотичный или подавляющий интерфейс. Ожидания пользователей могут быть нарушены путем размещения важной информации в стилях или в неожиданном для них месте.
Преимущества для бизнеса
Очевидно, что бизнес, путём данных манипуляций зарабатывает на пользователях, будь то продажа рекламы, подписок или товаров. В небольших конторах, где имя и репутация — это лишь нечто второстепенное, активно применяются подобные решения, дабы заработать дополнительные или даже основные деньги. Другой вопрос, долго ли просуществует такая компания.
Если же говорить о крупных фирмах, то репутация в них куда важнее, чем быстрая прибыль с возможностью потерять основную аудиторию. Но некоторые тёмные паттерны, более мягкого типа, всё же имеют свою реализацию даже в больших и уважаемых компаниях, это вы могли понять посмотрев примеры. Всё же увеличение прибыли — это основная цель бизнеса. Так, например, можно вспомнить историю ресторана Артемия Лебедева, который внедрил программу лояльности, что вылилось в убытки. Тогда пришла отличная идея, сделать красивую карту с кучей значков процента на ней, предлагая обменять старую карту на новую, умалчивая факт того, что клиенты будут платить в итоге больше.
Интересным фактом может быть и то, что компании иногда случайно могут использовать тёмные паттерны. Игорь Кузнецов, человек, обозревающий тему тёмных паттернов в России в недавнем подкасте «Запуск завтра» рассказывал, что был случай, когда компания рекламодатель пришла к фирме обсудить странные переходы на сайт. Оказалось, что обычный дизайн был немного неправильно реализован на этапе разработки и при попытке закрыть рекламу, пользователь на самом деле перенапрвлялся на сайт рекламодателя. Случайности бывают, но всё же редко.
Доктор Гарри Бригнулл работал во многих местах, но я бы хотел рассказать про Спотифай. Спотифай, как и многие подписочные сервисы немного усложняют путь до кнопки «отменить подписку». Этим путём доктор Бригнулл и занимался, он уменьшил количество шагов до кнопки отписаться и указал это в резюме на LinkedIn. С другой стороны, статистика и цифры нам недоступны, приходиться гадать как сказалось это на общей прибыли с площадки.
Некоторые паттерны уже давно стали нам привычны. Тот же предвыбор есть почти везде и это создаёт проблему дозволенности применения таких методов, хоть они и кажутся безобидными, а некоторые правильными, всё же надо иметь четкое разграничение дозволенного использования этих шаблонов.
Минусы для пользователя
Если с бизнесом мы видим очевидные плюсы, то со стороны пользователя можно увидеть очевидные минусы. Манипуляция приводит лишь к тому, что пользователь получает куда менее качественное взаимодействие с системой, ему вставляют палки в колёса, играют на эмоциях и ожиданиях.
Тем не менее, эти шаблоны можно определить в различные группы, например, по уровню ущерба пользователю.Чёрная группа — самые коварные паттерны. Красная группа — паттерны полегче. Жёлтая группа — «мягкие» из паттернов.
К условной Чёрной группе можно отнести: «Скрытые подписки», «Формулировки с подвохом», «Визуальные помехи», «Фальшивое социальное доказательство», «Трудность отмены». Так как это самые наглые приёмы по обману пользователя.
К Красной группе можно отнести: «Сокрытие», «Скрытые расходы», «Предотвращение сравнения», «Препятствование», «Принудительное действие», «Осуждение выбора», «Замаскированная реклама». В этих шаблонах пользователем манипулируют, но у него есть возможность повлиять на выбор, например убрав лишние товары из корзины, посмотреть дополнительные траты, а так же сравнить товары подробнее, ведь всё перед его глазами.
К Жёлтой группе можно отнести: «Предварительный выбор», «Настойчивость», «Ложная срочность», «Ложный дефицит». Это Паттерны, которые мы чаще всего встречаем в нашей жизни, некоторые паттерны, такие как «Ложная срочность» и«Ложный дефицит», могут показывать реальную информацию, тем не менее, даже так они могут повлиять на поспешное решение пользователя, но это не значит, что это всегда плохо. Предварительный выбор чаще всего можно заметить и убрать, но некоторые платформы используют его для распространения интересных пользователю материалов, например, Хабр.
Не все из тёмных паттернов можно назвать сильно «злодейскими», тем не менее, решить проблему использования таких приёмов манипуляции должны законы, правовые акты, регулирующие использование обманчивых шаблонов. И такие уже есть. Правда не у нас.
Правовое регулирование
Хорошей новостью является то, что с недавних пор такие приёмы начали осуждаться не только юзерами, но и властями. Европейский союз принял законопроект GDPR (General Data Protection Regulation), Великобритания дополнила его, ввела у себя и назвала PECR (The Privacy and Electronic Communications Regulations), а в США создали DETOUR(Deceptive Experiences To Online Users Reduction Act), который так и не был принят, но на основе данного правового акта были разработаны другие, регулирующие использование Тёмных паттернов в дизайне интерфейсов. Вот несколько актов: ROSCA (Restore Online Shoppers' Confidence Act), FPR (Financial Privacy Rule) и множество других решений, принимаемых штатами. Работа ведётся и со временем будут выходить новые акты, а старые дополнятся.
Посмотрим несколько примеров регулирования.
«Согласие должно быть конкретным, информированным, недвусмысленным, охватывать все действия по обработке и не вытекать из молчания или заранее поставленных галочек, должно быть ясным, кратким и не мешающим работе.» - Общее положение 32, запрещающая ставить галочки в полях для заполнения, а также запрещает любой предвыбор за пользователя. Текст должен быть чёткий и без формулировок с подвохом. Убили несколько зайцев одним выстрелом
«В соответствии с законом пользователи должны дать осознанное и недвусмысленное согласие и получить четкую информацию о файлах cookie, включая цели обработки и личность контролера данных.» - Закон Франции о защите данных (статья 82).
В России данная тема мало регулируется, скорее не регулируется вовсе. Возможно, некоторые махинации подпадают под законы, не относящиеся напрямую к интерфейсам, но этого мало. Надеюсь, со временем данная тема всплывет, и будут разработаны акты на основе уже готовых и хорошо зарекомендовавших себя западных технологий по борьбе с Тёмными паттернами.
Этическая сторона
Манипуляция пользователями — это всё равно обман, даже если есть какие‑то благие цели. Интерфейс должен помогать пользователю, а не обманывать. Удобный, красивый, информативный, но ненагруженный интерфейс — это то, к чему должны стремиться дизайнеры. Но пока нет регулирующих законов, бизнес имеет право зарабатывать на том, что не запрещено. Мы можем много обсуждать, что это плохая практика, дизайнеры не должны создавать подобные обманчивые интерфейсы, не должны применять разного рода психологические ухищрения для манипуляции.
Но, к сожалению, пока это не запрещено, дизайнер будет делать то, что ему сказали сделать и то, что нужно сделать. На дизайнеров могут повесить лишь частичку ответственности за все эти приёмы, но на самом деле, если смотреть на картину шире, виноватых не будет. Есть те, кому нужно выполнить свою работу. Все зарабатывают как могут, будь то компании, дизайнеры или разработчики. И пока это не регулируется законом, мы, как обычные пользователи или как дизайнеры, будем вынуждены сталкиваться с этим и дальше, хотим мы того или нет.
Судьба тёмных паттернов
Обманчивые шаблоны существовали ещё до 2010 года, но не имели такого названия. Тёмные паттерны были и есть в рекламе, на ТВ и в играх, но у нас есть шанс сократить эти свидания со скрытыми подписками и ложными дефицитами, введя регулирование данных приёмов в интерфейсах на законодательном уровне. Тем не менее, это позволит сократить лишь некоторую часть. Люди, зарабатывающие на невнимательности или обмане, к сожалению, будут всегда, но это не значит, что это нужно просто принять. База законов должна быть разработана таким образом, чтобы в будущем оперативнее реагировать на новые методы манипуляции пользователем.
Заключение
Главным выводом является ответ на вопрос, насколько тёмные паттерны представляют собой проблему, и что делает эту тему столь неоднозначной. Мы рассмотрели их сущность, разновидности и отметили, что эти шаблоны представляют собой эволюцию уловок прошлого. Несмотря на их существование, регулирование в этой области недостаточно.
Однозначно можно сказать, что использование тёмных паттернов несет в себе риски и является негативным явлением. По сути, играть в долгую с использованием таких трюков является не лучшей идеей. Рано или поздно доверие пользователей иссякнет, появятся регулирующие законы, или появится честный конкурент, который победит качеством.
Что скажете вы на этот счёт? Приходилось ли сталкиваться или применять по работе подобные уловки?
Источники
The Dark (Patterns) Side of UX Design
Shining a Light on Dark Patterns
GDPR (General Data Protection Regulation)
PECR (The Privacy and Electronic Communications Regulations)
ROSCA (Restore Online Shoppers' Confidence Act)
Detour (Deceptive Experiences To Online Users Reduction Act)
ГЕНЕЗИС ЖАНРА РЕКЛАМНОГО ОБЪЯВЛЕНИЯ В ХІХ ВЕКЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РОССИЙСКИХ ГАЗЕТ). Тарасова К. П.