Абсолютно каждый раз, когда дизайнер создает новый проект, он подбирает референсы. Это могут быть "супер", компании или просто крутой кейс на behance. НО всегда нужно чувствовать грань между вдохновением, использованием отдельных решений и полноценным копированием.
В частых случаях клиент ограничен в бюджете и может прилететь такая задача дизайнеру - "Да скопируйте сайт конкурентов, просто текст с лого поменяйте..." - !!!внимание опасность!!!
Зачем референсы
Если мы не подбираем референсы, то у нас может появиться проблема чистого листа или будет "русский беханс". Все мы знаем, что рабочий процесс разработки сайт состоит из составления ТЗ на проект, исследование ЦА, прототипирования и самого дизайна. У всех по-разному, но я подбираю референсы и составляю мудборд сразу после всех исследований, т.е перед прототипированием.
Можно найти гениальную идею для определенного функционала или найти дизайн фичу, которую нужно учесть при подготовке прототипов.
"... мне кажется, что это скопированный сайт"
Есть отрасли, в которых есть рабочие и проверенные решения, которые дают результат независимо на всех сайтах. Это может быть банковская сфера (но я не говорю, что здесь новички копируют точь в точь успешные банки, тут скорее про повторение функционала и общего формата)
Риск копирования
Во-первых, каждый бизнес уникален и если мы не проводя исследования внедряем фичу, ее может не принять наша целевая аудитория. Хотя кто то может подумать - "Чем мой бизнес отличается от бизнеса-гиганта, если я предлагаю почти те же услуги?" Отличается
Во-вторых, необдуманное копирование простого процесса, которого вы не понимаете. Т.е есть различные показатели успешности пользовательского пути и если просто взять и скопировать, можно подумать, что наилучший - с наименьшим количеством кликов.
В третьих, ваши клиенты потенциально могли быть клиентами вашего конкурента. Если они зайдут на ваш сайт с полностью идентичным дизайном, то можете на этого клиента не рассчитывать.
Вывод
Кстати в подобного плана статьях часто упоминают apple и да многие пытаются копировать, но как мы видим особо успешных примеров нет. Поэтому, чтобы создать хороший продукт нужно не скопировать у конкурентов, а провести исследования (а следовательно нужно иметь нормальный бюджет), проверять гипотезы, проводить тестирования и создавать лучшие чем у конкурентов.
Наш телеграм канал на котором мы рассказываем про все этапы проектирования интерфейсов и рассказываем о своих кейсах.