Атвинта digital agency
Атвинта digital agency
10 мин. читать
6825 показов
1694 открытия

Как использовать персонажей в интерфейсах, и почему сова из Duolingo пугает пользователей

Это Атвинта. Для рекламы и пиара мировые бренды придумывают маскотов — они могут быть дружелюбными, забавными или даже токсичными. Мы перенесли персонажей в контекст интерфейсов и рассказали, как создать своего маскота и как он поможет в общении с клиентом на сайте или в сервисе.

Что такое маскот и зачем он нужен брендам

Маскот — это выдуманный персонаж, который помогает наладить контакт с аудиторией бренда. Для правильных ассоциаций компании наделяют их определенным характером и внешностью.

Например, крутой леопард Честер в очках и кроссовках явно подружится с подростками, а ответственный и трудолюбивый Мистер Пропер в белоснежной футболке вселит уверенность в чистоте вашего дома.

Имя Мистера Пропера в зарубежных странах — Mr. Clean

Через персонажей бренд закрывает множество задач:

  • транслирует маркетинговые смыслы («Ешь чипсы и будешь такой же крутой, как Честер»);
  • формирует визуальную ассоциацию с брендом («Да это же полковник Сандерс из KFC!»);
  • помогает отстроиться от конкурентов («У Арсенала динозавр, а у Челси — лев»);
  • обеспечивает эмоциональную связь с аудиторией за счет имитации человеческого поведения — маскот может говорить и попадать в разные ситуации, что вызывает у людей эмпатию («Вот блин, эти Эмэндемсы Санту напугали, он аж в обморок упал, ну дают»);
  • увеличение продаж за счет привязанности к персонажу («Мам, купи этот молочный коктейль со Смешариками»);
  • возможность продвигать мерч («Ура, новые стикеры со Сберкотом»).
Стикер со Сберкотом

Удобно, что маскота можно использовать в любом пространстве, где находится целевая аудитория:

  • в сети (картинка на баннере в группе ВК или конкурс от лица маскота);
  • на ТВ (реклама на популярном канале);
  • в жизни (промоушн с ростовой куклой в ТЦ).

Все это — про способы взаимодействия с клиентом: через текст, через визуал, вербально в реальной жизни и т.д. Маскот может интегрироваться в любой из них. В этой статье мы расскажем, как использовать преимущества персонажей в контексте интерфейсов.

Улучшаем пользовательский опыт

Наша цель — не просто сделать очередное визуальное упоминание бренда, а помочь пользователю во взаимодействии с веб-продуктами компании. Рассмотрим, какие задачи маскот может решать внутри интерфейсов.

 

Сквозная визуальная коммуникация

Обычно у компании есть несколько площадок в интернете, например, сайт, приложение и аккаунты в соцсетях. 

Главная страница сайта Cheetos

Знакомый персонаж, использованный в визуалах на всех площадках, поможет быстро привыкнуть к интерфейсу, так как он наполнен уже знакомой атрибутикой.

Интерфейс приложения Cheetos (приложение превращает вас в чипсы)

Этим приемом активно пользуются компании, персонаж которых уже является неотъемлемой частью имиджа бренда.

Посты Cheetos ВК

Дополнительные эмоции

Маскот добавляет баллы общему впечатлению от веб-продукта. Как мы уже писали выше — персонаж вызывает эмоции и эмпатию, что обеспечивает коммуникацию на более глубинном уровне. Таким образом прием помогает сделать интерфейс более живым и интересным. 

Например, на главной странице сайта клиники «Энергетик» мы разместили анимированного 3D-врача. Персонаж олицетворяет заботливого и профессионального доктора, который поможет справиться с недугом и поддержит в процессе лечения. Плюс здесь скрыта небольшая пасхалка — образ вдохновлен генеральным директором клиники, что добавляет ещё больше «души» и кастомизации персонажу.

 

Подсказки

Если внутри интерфейса подразумевается сложный или длинный пользовательский путь, то маскот может выступить в роли проводника, который будет делиться подсказками на страницах сайта или приложения.

Это актуально для сервисных продуктов, которые помогают закрыть определенную задачу пользователя: найти авиабилет, оформить страховку, подсчитать калории. В зависимости от сложности процессов маскот может провести только вводное обучение по интерфейсу после регистрации или присутствовать на экране постоянно.

Игрофикация

В продуктах, где есть атрибут прогресса, маскот будет органичен в роли наставника или приятеля, который поддерживает пользователя на пути развития. От лица персонажа можно выдавать ачивки, выводить мотивационные сообщения или отправлять push-уведомления с напоминаниями: например, чтобы пользователь прошел урок или выпил стакан воды для водного баланса.

Так как маскот воссоздает процесс живого общения, приятель в виде отдельного персонажа, а не абстрактной большой компании без конкретного лица, будет сильнее влиять на мотивацию пользователя.

Мем про Duolingo

Только аккуратнее с количеством и стилем коммуникации. Например, пользователей сервиса изучения языков Duolingo пугают навязчивые и пассивно-агрессивные сообщения от совы, которая сопровождает весь процесс обучения.

В сети даже гуляют мемы о токсичности этого персонажа

Однако эта ситуация сыграла на руку бренду — шутки про маскота завирусились, за счет чего компания получает дополнительный охват и упоминания. Это еще одно преимущество — через персонажа можно запустить цепочку вирального контента, который повысит узнаваемость и популярность сервиса.

 

Игры

Многие компании выпускают брендированные игры. Это может быть спецпроект к празднику с розыгрышем подарков, или инструмент, дополняющий основной продукт компании. Если у компании есть маскот, то он может стать главным героем таких игр.

Например, мы в Атвинте разработали инвестиционную игру для портала финансовой грамотности. Задача портала — предоставить населению бесплатные материалы от экспертов, чтобы люди могли получить знания о личных финансах и научились приумножать капитал.

Интерфейс портала финансовой грамотности (by Atwinta)

В дополнение к основному продукту, которым выступает портал со статьями, подкастами и уроками по финансовой грамотности, мы сделали игру, в которой пользователи могут освоить азы инвестирования. Игра представляет собой симулятор инвестиционного рынка, в котором геймеры могут продавать акции, открывать вклады, оформлять страхование и проводить другие операции.

Интерфейс инвестиционной игры (by Atwinta)

Изначально для платформы мы создали маскота — динозавра по имени Финграмчик, который олицетворяет богатство и успех в финансовых делах. В игре мы сделали его главным героем — по сценарию динозавр ходит на обычную работу, дружит с птеродактилем и мечтает накопить на собственную пещеру.

Подсказки и сообщения от Финграмчика

Прием с переносом человеческих качеств на животных и неодушевленные предметы называется антропоморфизмом. С помощью этого подхода мы:

  • упростили обучающий процесс — через фантазийный мир Финграмчика мы можем приводить более простые примеры, что особенно актуально для начинающих инвесторов;
  • сделали геймплей развлекательным — забавно, когда с динозавром происходят обычные житейские ситуации, например, ремонт машины или наследство от дяди. Все это развлекает игрока и улучшает игровой опыт;
  • перенесли негативные кейсы с игрока на персонажа — в некоторых кейсах с Финграмчиком случаются не самые приятные события вроде сломанной лапы. Так мы не связываем негативные ситуации напрямую с игроком, но при этом оставляем такие события в сценарии для реалистичности.
События из жизни Финграмчика

Все эти преимущества будут актуальны и для любого другого маскота, поэтому в формат игр персонажи ложатся идеально.

Как разработать маскота: 3 способа

Разберем несколько основных способов разработки персонажей.

 

Превратить продукт в персонажа

Самый простой вариант — оживить продукт и сделать его маскотом. Примером служат все те же конфеты M&Ms, коробочки McDonald’s и мистер Мишлен, который собран из покрышек. 

Коробочки Хэппи Мил — немного безумные, но им это к лицу

Основное преимущество в очевидности — аудитория видит оживленный продукт и сразу понимает, к какому бренду он относится. Более сложный нюанс здесь — в создании характера персонажа. Каким будет лицо вашей продукции: энергичным, меланхоличным, рассудительным или безбашенным? Эти вопросы должны решаться в связке между аналитиками, маркетологами и дизайнерами.

Красный и Желтый на промосайте

Метод подходит компаниям с физическим товаром, для остальных более актуален следующий.

 

Выстроить персонажа на смыслах и отсылках

Если у компании нет физического продукта, можно заложить в персонаже соответствующие продукту образы, ассоциации или историю. 

Например, динозавр Финграмчик из нашего проекта по финансовой грамотности содержит в себе множество отсылок.

На Востоке считается, что динозавр и дракон тесно связаны друг с другом, а дракон — это символ мудрости и благополучия. В продолжение идеи Востока Финграмчик сделан в виде оригами, а финансовый успех, как и фигурки, складываются шаг за шагом по продуманной стратегии. Дизайнеры собрали Финграмчика в 3D и придали ему фактуру зеленой бумаги — а это еще одна отсылка к деньгам в виде кэша.

Еще один пример — коровка Милка, маскот одноименного шоколадного бренда. 

Французский сайт Milka

Персонаж ассоциируется с молоком, и именно молочный шоколад является флагманским продуктом производителя. К тому же Милка пасется на самых зеленых и самых красивых Альпийских лугах, что создает позитивную ассоциацию с природой и экологичностью продукта.

 

Ассоциировать персонажа с целевой аудиторией

Другой способ влюбить клиентов в маскота — наделить его характеристиками целевой аудитории. Подумайте:

  • чем занимаются ваши клиенты? 
  • как они одеваются?
  • какой сленг используют?
  • какие качества им присущи? 

Выявленные элементы внедрите в образ персонажа. Например, так сделала компания Nestle, создав маскота для какао Nesquik — энергичного кролика Квики.

Квики на сайте Nesquik

Характер и образ жизни кролика напоминают ребенка, который ходит в начальную или среднюю школу. Он энергичный, всем интересуется, любит повеселиться с друзьями, ходит на уроки, и, как все дети, испытывает яркие эмоции — от удивления и радости у кролика даже закручиваются уши. Это тоже важная деталь, которая невербально считывается людьми.

Одежда соответствующая: кроссовки, кепка, в руке скейтборд а за спиной школьный рюкзак — в таком персонаже дети узнают себя и с удовольствием пьют какао с его изображением на пачке.

Каким нишам стоит обратить внимание на маскота

Маскота может придумать и внедрить в интерфейс любая компания, но мы выделим 2 ниши, в которых персонажи будут смотреться наиболее органично и сработают лучше всего.

 

Продукт для молодой аудитории

Наиболее отзывчивы к персонажам люди младше 21 года. Дело в том, что активное использование маскота добавляет во взаимодействие с аудиторией элемент сказки, фантазии, игры — все, что так нравится детям и подросткам.

Они активно вовлекаются в коммуникацию с персонажем и могут даже отдавать предпочтение продукту только за счет крутого маскота, а не качества. Молодые люди подпишутся на персонажа в соцсетях, купят мерч и будут пользоваться сайтом или приложением с привлекательным для них героем. 

Funko POP даже выпустили фигурку с Честером

Если вы делаете сайт или сервис для молодежи и детей — смело создавайте маскота и делайте упор на коммуникацию с персонажем.

 

Образование

Выше мы указали преимущества маскота в EdTech нише:

  1. Персонажи переносят пользователя в выдуманный мир, где сложные темы можно подавать легким языком и на упрощенных примерах (вспоминаем про Финграмчика).
  2. В любом образовательном сервисе будет актуальна геймификация, где можно представить персонажа в роли наставника, мотиватора или друга (вспоминаем про сову Duolingo).

Сейчас мы в Атвинте работаем над игрофикацией учебного процесса в SMITUP — это образовательная платформа, которую мы разработали для онлайн-школы по подготовке к ЕГЭ, олимпиадам и сессиям.

Дашборд ученика на онлайн-платформе SMITUP (by Атвинта)

Чтобы сделать прохождение курсов увлекательным и повысить мотивацию ребят, мы создали систему левелов и добавили ачивки. Также на дашборд геймификации мы добавили персонажей, которые подбадривают учеников внутри платформы.

Интерфейс дашборда игрофикации (by Атвинта)

В будущем персонажей можно будет кастомизировать, что сделает коммуникацию с ними еще более интересной. Сразу после внедрения в продукт мы получили позитивную обратную связь от учеников онлайн-школы — они просят добавить больше взаимодействия с ними.

Так, персонажи в интерфейсе вызывают дополнительный интерес и мотивацию для касания с продуктом.

Итоги

  • Маскот — это персонаж бренда, который решает обширные задачи: от позиционирования до роста продаж.
  • В интерфейсах персонажей можно использовать для улучшения пользовательского опыта.
  • Иногда маскот может выйти из-под контроля и завируситься в сети как мем.
  • Наиболее органично персонажи впишутся в образовательные сервисы и веб-продукты для людей младше 21 года.
  • В отдельных случаях маскот может привести к раздражению пользователей.

Отметим, что несмотря на описанные в статье преимущества, маскот — далеко не универсальный инструмент, который в отдельных случаях может даже привести к раздражению пользователей. Например, на Госуслугах или на сайте премиальных автомобилей необходимости в персонаже нет.

Если маскот удачно ложится в концепцию бренда, в одном случае его будет достаточно упомянуть в визуале сайта, а в другом — разгуляться и сделать целую игру с ним в главной роли. Подключайте аналитиков и маркетологов, которые помогут проанализировать аудиторию и понять, готова ли она принять персонажа и как его появление скажется на интерфейсе.


Больше кейсов Атвинты — на нашем сайте Atwinta.ru
Подписывайтесь на нашу тг-шечку: Atwinta Agency


6825

Подпишитесь на еженедельный дайджест с лучшими материалами

Каждый понедельник редакция отбирает и отправляет по почте самые интересные и полезные материалы за неделю.

Cпасибо за подписку!

Теперь каждый понедельник вам будет приходить на почту дайджест. Никакого спама, обещаем!

Читать ещё

Лучшее

Похожее

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Ошибка загрузки файла
Рекомендуем {optim_res}px или больше. Вес файла не более 5МБ. Вы можете загрузить изображение в формате JPG, JPEG, HEIC, PNG или GIF.
Подтвердите действие