Было у меня собеседование. Я показывала проект из портфолио с вайрфреймом мобильного приложения - суть проекта была в построении архитектуры и сценария пользования, и мне было абсолютно не до проработки UI.
В те времена я использовала гарнитуру Inter везде, где не было необходимости её менять.
Увидев это, интервьюер спросил, хорошо или плохо, если гарнитура приложения отличается от системной. Мол, привык человек к традиционной для своей операционной системе гарнитуре, открыл приложения - а там что-то непривычное.
Вопрос был сформулирован так, чтобы навести меня на ответ "плохо", и я повелась. Вдобавок, хотела показать, что знаю гайдлайны, поэтому я ещё и гордо заявила, что в iOS используют Manrope (а на самом деле там San Francisco Sans 🤦🏼♀️).
После собеседования, конечно, настигло запоздалое разочарование в себе за неправильный ответ.
В дизайне нет однозначного "хорошо" и "плохо", зато есть "соответствует поставленной задаче" и "расходится с поставленной задачей", и не под все задачи подойдет системная гарнитура.
Можно ли пример?
Возьмём Candy Crush. У приложения витиеватый декоративный шрифт.
Декоративные шрифты редко встречаются в мобильных приложениях, поскольку их очень тяжело читать подолгу.
Но в Candy Crush практически все тексты - это надписи на кнопках в одно слово. Если бы пользователь читал таким шрифтом огромные абзацы, скорее всего он бы замучился и удалил приложение раз и навсегда. Но абзацев там нет вообще. Причем замена витиеватых букв на гротеск однозначно сломает ощущение, что ты развлекаешься в конфетном мире.
Но Candy Crush - это игра. Есть ли примеры не из игр?
Приложения, являющиеся частями экосистем, используют специально разработанные гарнитуры. Такие есть у Яндекса, Сбера, МТС и многих других больших компаний. Для них важнее погрузить пользователя в мир своей экосистемы, чем в мир экосистемы Apple или Android.
Справедливости ради стоит отметить, что в таких приложениях всё-таки используются гротески, которые очень похожи и между собой, с системными гарнитурами. Пользователь может даже и не заметить разницы между типографикой в своих социальных сетях, приложении с доставкой еды и приложением банка. Главное то, что они действительно не берут на себя внимание и позволяют сосредоточиться на делах: написать сообщение, оформить заказ, посмотреть баланс карты.
Но всё-таки я нашла пример гротеска, который не выглядит, как копия Roboto или SF Sans, — Дуолинго. Здесь в глаза сильно бросается закругленность букв в заголовках и кнопках, которую обычно не встретишь.
Кстати, однажды нашла в спотифае две спрятанные кнопки с Comic Sans. Сейчас уже пофиксили, но интернет помнит всё :)
Интервьюер меня уже не услышит, но всё равно запоздало хочу сказать, что задача типографики в приложении не обязательно в том, чтобы быть привычной для пользователя. Не страшно отходить от системных гарнитур, но страшно использовать гарнитуры как попало, не задумываясь о том, какая задача стоит у дизайна вашего приложения. Помните о том, какой эффект вы хотите воспроизвести, и используйте брендбук, если он у вас есть.