Абстракционизм оказал большое влияние на развитие искусства и дизайна в XX–XXI веках. В этой статье рассмотрим, что такое абстракция, принципы абстракционизма и его роль в живописи и дизайне.
Что такое абстракция?
Абстракция — упрощение деталей реальных объектов, чтобы подчеркнуть их главные черты. Абстракция не стремится точно изображать предметы, а передает идеи или эмоции через цвета, линии, формы, текстуру и композицию. Благодаря этому каждый зритель понимает изображение по-своему.
Абстракционизм как направление искусства появился в начале XX века. Это период социальных и культурных изменений, и художники заинтересовались внутренними переживаниями, символами и интуитивными проявлениями человеческого сознания. Они стремились выйти за рамки традиционных канонов реалистического искусства, чтобы отразить глубину психики человека. В результате появились произведения, которые не имели сходства с реальными объектами, но обладали эмоциональной выразительностью.
Основные принципы абстракции
- Упрощение форм. В абстракции художники стремятся к максимальному упрощению объектов, сводя их к базовым геометрическим формам: кругу, квадрату и линии. Это сосредотачивает внимание на главной идее или настроении произведения, не отвлекая внимание на детали. Пример: "Спортсмены" Казимира Малевича.
- Фокус на цвете, линии и текстуре. Художники-абстракционисты используют яркие цвета, контрастные линии и различные текстуры, чтобы вызвать определенные чувства у зрителя. Пример: "Композиция VII" Василия Кандинского.
- Исключение реалистичных изображений. Абстракция отказывается от точного воспроизведения реальных объектов, заменяя их символами и формами, которые передают идею для субъективной интерпретации. Пример: "Импровизация 28" Василия Кандинского.
- Создание гармонии через композицию. В абстракции баланс и расположение элементов на полотне создают ощущение целостности и гармонии. Художники тщательно продумывают, как формы, цвета и линии взаимодействуют друг с другом, чтобы создать эмоционально насыщенный образ. Пример: "Бродвей Буги-Вуги" Пита Мондриана.
- Выражение идеи или чувства через абстракцию. Абстрактные художники передают сложные идеи или эмоции, которые трудно выразить словами. Пример: "Супрематическая композиция" Казимира Малевича.
Абстракционизм в живописи
Абстракционизм возник в начале XX века как реакция на традиционные формы искусства — реализм и натурализм. Всё началось с кубизма: художники разбирали и перестраивали реальные объекты в виде геометрических форм. Этот подход вдохновил их на дальнейшее исследование абстрактных форм. Футуризм, с акцентом на скорость и динамику, добавил в абстракцию экспрессию.
Основоположники абстракционизма — Василий Кандинский, Пит Мондриан и Казимир Малевич. Они стремились передать эмоции через цвета и сложные концепции через абстрактные формы. Важный аспект абстракционизма — поиск универсального визуального языка, который выражает философские и духовные идеи.
Известные художники-абстракционисты
Василий Кандинский
Василий Кандинский стремился выразить духовные и музыкальные элементы, используя цвет, форму и линию. Кандинский верил, что абстрактное искусство способно передавать внутренние состояния души и эмоции, которые не выразить через реалистичные изображения.
Пит Мондриан
Пит Мондриан известен строгими геометрическими композициями, в которых он использовал только прямые линии и три цвета: красный, синий и жёлтый. Его работы стали символом геометрической абстракции и оказали влияние на следующие поколения художников и дизайнеров.
Казимир Малевич
Казимир Малевич, основатель супрематизма, создал произведения с формами из простейших геометрических элементов. Его картина «Чёрный квадрат» — один из самых узнаваемых символов абстрактного искусства, олицетворяет отказ от традиционных форм и сюжетов.
Техники и стили абстракционизма
- Геометрическая абстракция. Этот стиль использует строгие геометрические формы: квадраты, круги, прямоугольники и линии. Геометрическая абстракция стремится к упорядоченности и симметрии. Примеры: "Композиция с красным, синим и жёлтым" Пита Мондриана, "Супрематическая композиция" Казимира Малевича.
- Лирическая абстракция. Лирическая абстракция противопоставляет себя геометрической строгости, фокусируется на эмоциональной выразительности, мягких формах и плавных линиях. Этот стиль часто использует насыщенные цвета и текучие формы, чтобы передать внутренние переживания художника. Примеры: "Композиция VIII" Василия Кандинского, "Сад в Сочи" Аршила Горки.
- Экспрессионизм. Направлен на выражение сильных эмоций через искажённые формы, яркие цвета и динамичные мазки. Этот стиль активно использует контраст и интенсивные цвета, чтобы передать напряжение, страсть, тревогу и другие чувства. Примеры: "No. 5, 1948" Джексона Поллока, "Жёлтый, красный, синий" Василия Кандинского.
- Тахизм (ташизм). Стиль, близкий к экспрессионизму, но отличающийся использованием спонтанных, случайных мазков и пятен краски. Этот стиль возник в послевоенной Европе и стремится передать эмоциональное состояние художника через импульсивные, неструктурированные формы. Примеры: работы Ханса Хартунга и Жана Фотрие.
- Сюрреалистическая абстракция. Объединяет элементы абстракции и сюрреализма. Работы не имеют явного реального прототипа, но часто содержат символы и образы, вызывающие нужные ассоциации. Сюрреалистическая абстракция может быть как мягкой и текучей, так и острой и тревожной. Примеры: "Женщина и птица в ночи" Жоана Миро, "Автоматизм" Андре Массон.
Применение абстракции в графическом дизайне
Первые примеры использования абстракции в графическом дизайне появились на плакатах и рекламных материалах 1920-х годов. геометрические формы и смелые цветовые решения в них заменили традиционные изображения. Знаковый пример — оформление афиш для Баухауса в абстрактном стиле. Школа Баухаус, основанная в Германии, продвигала идеи функционализма и минимализма, что нашло отражение в дизайне плакатов, афиш и учебных материалов.
В 1930-1940-х годах абстракция распространилась в советском конструктивизме для агитационных плакатов. Геометрические фигуры и яркие цветовые контрасты подчёркивали динамику и энергию эпохи. Пример – работа "Клином красным бей белых" Эля Лисицкого.
В послевоенные годы абстракционизм закрепился в коммерческом дизайне. В 1950-1960-х годах абстрактные формы и яркие цвета использовались в рекламных кампаниях, логотипах и упаковке. Пример — логотип компании IBM, разработанный Полом Рэндом. Этот логотип состоит из простых горизонтальных полос – символом инноваций и технологического прогресса.
В 1970-1980-х годах абстракция вошла в массовую культуру благодаря постмодернизму. Дизайнеры экспериментировали с формами и цветами, создавая эклектичные композиции. Пример — обложка альбома группы Joy Division "Unknown Pleasures" дизайнера Питера Сэвилла, где абстрактные графические волны стали культовым символом альтернативной культуры.
В 1990-2000-х годах абстракция продолжала развиваться в графическом дизайне, приобретая новые формы благодаря развитию цифровых технологий. Дизайнеры стали использовать компьютерную графику для создания сложных абстрактных композиций, как, например, в работах студии Tomato, создающей визуальное оформление для брендов и музыкальных групп.
Использование абстрактных форм и цветов в логотипах и брендинге
Абстракция — неотъемлемая часть современного брендинга, где простые формы и яркие цвета используются для создания узнаваемых и запоминающихся логотипов. Например, логотип компании Nike в виде стилизованной галочки или логотип Олимпийских игр, где пять переплетенных разноцветных колец представляют континенты, объединенные дружбой народов.
Влияние абстракционизма на современную типографику
Абстракция также оказала влияние на развитие типографики. Дизайнеры начали экспериментировать с формами букв для создания уникальных шрифтов, которые привлекают внимание и создают настроение. Например, шрифт Futura в стиле геометрической абстракции стал символом модернизма и до сих пор используется в дизайне. Другие примеры — Bauhaus в духе немецкой школы дизайна; Avant Garde, созданный в 1960-х годах для одноимённого журнала.
Абстракция в веб-дизайне
Абстракционизм в веб-дизайне начал развиваться с конца 1990-х, когда дизайнеры искали новые способы представления информации и улучшения пользовательского опыта. Веб-дизайнеры начали отходить от традиционного реалистичного представления и использовать абстрактные формы, геометрические фигуры и минималистичный подход для создания чистых функциональных интерфейсов. Принципы абстракции в веб-дизайне легли в основу флэт-дизайна.
Минимализм и упрощение интерфейсов в веб-дизайне
Минимализм в веб-дизайне стремится к упрощению интерфейсов, что помогает пользователям сосредоточиться на функционале. Например, сайт Т-Банка использует простые формы и чистые линии, чтобы создать интуитивно понятный интерфейс с акцентом на удобство навигации. Сбербанк применяет минималистичный дизайн на сайте и в приложении, где основные функции выделены цветовыми блоками, что делает интерфейс удобнее.
Визуальные метафоры и абстрактные элементы в пользовательских интерфейсах
Визуальные метафоры и абстрактные элементы помогают создать увлекательный и интуитивно понятный интерфейс. Например, в фирменном стиле и интерфейсах сайта и приложения МТС абстрактные графические элементы и яркие акценты используют для выделения услуг и акций.