DSGNERS!
DSGNERS!
14 мин. читать
1636 показов
455 открытий

Как управлять креативной командой: говорит индустрия

В пятом выпуске рубрики «Что говорит индустрия» участники поделились выработанными за многолетнюю практику техниками, которые помогают эффективно управлять креативными командами. Героями выпуска стали Митя Осадчук, Максим Пономарёв, Вениамин Векк, Анастасия Бутрым и Артём Кожевников.


Митя Осадчук

Дизайн-директор Иви, экс-креативный директор VK

Управление креативной командой как функция — это ежедневный поиск баланса творческой реализации и запросов бизнеса. Сложное лавирование между между свободой творчества и самовыражением талантов и функциями бизнеса, в котором как правило тоталитаризм сроков, метрик, kpi.

Каждый спринт, квартал, год я воспринимаю через призму формулы: Команда + Процессы = Результат. Качественный результат появляется благодаря налаженным процессам в руках талантливых людей. Верно и обратное, если результаты оставляют желать лучшего, то либо надо чинить процессы (например отсутсвие планирования или ревью, не правильная приоритизация, система принятия решений итп) либо понять что мешает команде (количество ресурсов, недостающая экспертиза, личные качества, медианная планка качества, не достаточно заботы итд).

Поделюсь субъективными, но часто-воспроизводимыми инсайтами в управлении креативными командами:

  • Когда нет объединяющего пространства (офиса), общей задачи, совместного живого времяпрепровождения и пережитого опыта важно объединяться как команда на уровне единых целей и ценностей.
  • Все люди разные и не обязаны разделять ценности лида, но как правило команда либо подбирается, либо со временем адаптируется под цели и ценности, которые транслируются.
  • Самоидентификация команды сближает. Можно работать вместе на компанию, а можно иметь свое собственное неформальное название, логотип и мерч. С масштабом кампании увеличивается важность этого пункта.
  • Если заказчик (менеджер) знает что и когда получит, а дизайнер понимает что и зачем делает — то проект превращается в коллаборацию, которая доставляет удовольствие обоим участникам.
  • Если вам кажется что что-то не так, то скорее всего не кажется.
  • Групповая динамика не означает, что всем в команде одинаково хорошо или одинаково плохо. Один человек громче всех кайфует, а другой может тихо страдать. Поэтому встречи 1:1 обязательны.
  • Сопротивление изменениям — естественный человеческий защитный механизм. Для изменений (в процессах, команде или результатах) надо готовить почву заранее.
  • Часть забот и проблем не должны доходить до команды, если вы можете решить их своими усилиями.
  • Лучшее, что можно сделать для роста людей в команде — вовремя отойти и не вмешиваясь дать возможность победить дракона или ошибиться.

Максим Пономарев

Сооснователь и креативный директор Friends Moscow, сооснователь mads

На мой взгляд, ключевой момент в управлении креативной командой — это поиск баланса между хаосом и порядком. Хаос необходим, так как слишком жесткие рамки работы для креатива приводят к зажатости команды, к ощущению конвейера. Но и порядок нужен, иначе вы отдаете все на откуп вдохновению и настроению, а мы работаем в бизнесе с жесткими временными и бюджетными рамками и задачами.

Я стараюсь задавать общие правила, общие направления, но оставлять пространство для команды, чтобы они раскрывали свои сильные стороны и экспериментировали. Например, я противник микро-менеджмента, потому что это превращает людей в мои "руки", которыми я просто создаю проект. Мне кажется, роль креативного директора в том, чтобы помочь команде найти направление, взломать бриф, увидеть главную суть, но не становиться самому копирайтером, арт-директором или дизайнером или диктаторски выбирать идеи для презентаций. 

Вообще я воспринимаю роль креативного директора скорее как консультанта. За счет опыта, более глубокого понимания задач или типа клиента, умения быстро вычленить главное — дать команде консультацию в нужное время, но не лезть дальше.

Второй момент — это стараться почувствовать зону ближайшего развития креативщика. Тут можно уйти в крайности и дать человеку проект, который ему не по зубам или наоборот ставить его на проекты, которые он уже перерос. Другими словами, нужно давать человеку проекты, которые будут для него сложны, но выполнимы, при поддержке креативного директора. Только такие проекты дают возможность расти и постепенно обретать самостоятельность и уверенность.

И третий момент, назовем его "командные обвесы". Что нужно, чтобы сделать проект? В целом, нужна более менее нормальная команда и нормальные сроки. Проект будет сдан, но весь вопрос, как он будет сделан и как это повлияет на работу этих людей в будущем? Проблема проектов в том, что в команде работают очень разные люди и их много. И это не только креативщики, поэтому тут нужно думать не только о "своих", но и о ребятах из других отделов или даже компаний. 

Мы используем три ключевых встречи, чтобы настроить командную динамику и синхронизировать всех. Первая — это установочная встреча, которая делается в самом начале проекта и на которой команда обсуждает как она будет работать, по каким правилам, какие у проекта цели и какие могут быть сложности. Вторая встреча — это установочная перед продакшн-этапом, потому что на нем к проекту присоединяется еще больше людей и появляются дополнительные нюансы (отсмотр огромного количества опций, внесение бесконечных правок, много мелких вопросов и деталей) и третья — фидбек-встреча, на которой команда может обсудить что было классно и что было плохо на проекте, чтобы этот опыт забрать с собой в следующие проекты.

Мне в целом близка позиция Анны Быковой, которую она описывает в своей книге "Как стать ленивой мамой". Мне кажется это одна из лучших книг по управлению креативом, хотя она и написана не для креативных директоров, но принципы, которые там изложены, как мне кажется, очень применимы в нашей работе. Основной принцип, о котором она пишет, это создание условий и среды, в которых ребенок (креативщик) мог бы как можно быстрее стать самостоятельным и научился решать трудности, сначала с поддержкой родителей (креативный директор), а потом уже сам. Советую почитать, если вы креативный директор или планируете им стать.

Вениамин Векк

Старший продуктовый дизайнер Яндекс Плюс

Когда я управлял дизайнерами в своей студии или в других студиях и продуктах я придерживался одного принципа — не лезть в работу человека. Дать дизайнеру максимальную свободу — в выборе решения, в демонстрации результата клиенту, в ошибках и попытках их устранить. Мне нравилось думать, что я помогаю дизайнеру на пути, а не прокладываю дорогу за него и мешаюсь под ногами. Попутно во время работы хорошо подкидывать дизайнеру кусочки знаний в виде статей, нужных книжек или видосиков, чтобы точечно закрывать пробелы в знаниях или скиллах.

Анастасия Бутрым

Brand psychologist, партнер бренд-бюро Shuka

В разработке стратегии Щука использует свой подход, который называется Фрактальный Брендинг. Он позволяет классифицировать бренды по 3м категориям: "Что?", "Как?" и "Почему?". Этот метод мы применяем не только в работе над клиентскими проектами, но и по отношению к бренду самой Щуки. В ходе внутреннего аудита и воркшопа с командой, мы определили, что Щука является брендом типа "Как?". Это открытие стало полезным как для нашего стратегического планирования, так и для управлении креативной командой.

"Что?", "Как?" или "Почему?"?

Каждый из этих 3х типов креативных cтудий/дизайн-бюро/брендинговых агентств имеет свои особенности и преимущества, и выбор своего наиболее подходящего типа зависит от личностей фаундеров, целей компании, клиентской базы и, конечно, креативной команды.

  • Студия типа "Что?" — Акцент на решении проблем клиентов и преимуществе услуг, которые предлагает студия. Основан на чётком определении и представлении образа результата клиенту.
    Преимущества: Легкость в измерении успеха через конкретные метрики, фиксация на показателях и достижении намеченных целей в определённый срок, настрой на конкуренцию с другими студиями.
    Управление командой: Организация работы посредством четкой постановки планов и отслеживания их достижений, каждый член команды имеет понятный перечень обязанностей, задач и очевидную роль в общем процессе, что упрощает достижение целей. "Мы — команда!" 
  • Студия типа "Как?" — Фиксация на подходах и процессах, которые применяются в студии. Включает в себя различные методики, фреймворки и креативные инструменты, используемые для реализации проектов.
    Преимущества: Быстрая адаптация и модификации процессов в ответ на меняющиеся требования рынка и развитие дизайн-технологий, что позволяет оптимизировать ресурсы, сохраняя высокие стандарты качества.
    Управление командой: Атмосфера "придумай свой способ решения задачи", свобода предложить свою идею и реализовать её, открытость новому без страха совершить ошибку, поощрение самоходности, развития новых навыков и экспериментов. Персональный подход к каждому члену команды. "Ты крут!”
  • Студия типа "Почему?" — Фокус на миссии и основных ценностях студии, объясняя, почему студия действует определённым образом и какие идеалы лежат в основе её работы.
    Преимущества: Создание эмоциональной связи с клиентами и сотрудниками через трансляцию и наглядную демонстрацию общих ценностей и целей. Единое видение и общие ценности команды укрепляют корпоративную культуру, основанную на сильных идейных принципах.
    Управление командой: Мотивация и вдохновение команды через реальную, а не просто на сайте написанную миссию и желание изменить мир. Лидеры в таких командах часто служат вдохновляющими примерами, влияющими на развитие каждого сотрудника. "Мир можно сделать лучше!”

Каждый из этих 3-х подходов имеет свои преимущества и может быть эффективен в зависимости от специфики задач, проектов и стратегии студии. В Щуке тип "Как?" мы нашли наиболее релевантным в условиях нашей географически, языково и культурно разнообразной распределенной команды. Мы для себя решили, что Щука — это метод.

Надеюсь, вам тоже будет полезен наш способ самоопределения😊

Артём Кожевников

Дизайн-директор беты

Управление креативной командой похоже на уход за садом. Чтобы сад цвел, нужно создать правильную среду: обеспечить плодородную почву, убрать сорняки, добавить необходимые минералы и защитить растения от непогоды и жары. Также важно помнить, что каждое "растение" в саду требует индивидуального ухода и поддержки.

Креативная команда существует в двух измерениях: профессиональная деятельность и внутренние отношения. Успех команды зависит от баланса этих аспектов. Вот ключевые принципы, которые помогают создать правильную командную среду наиболее естественным образом.

Обеспечивайте прозрачность

Начните с прозрачности. Команда работает лучше, если понимает свою роль в компании, знает ответственных за разные процессы и понимает, как принимаются решения. Прозрачность облегчает взаимодействие, делает явным место приложения собственной экспертизы, и выявляет пробелы.

Прозрачная среда помогает создавать более целостные и ценные продукты. Информация в команде должна течь свободно, как вода в экосистеме. Без циркуляции информации команда превращается в "болото", где процветают проблемы.

Организуйте синхрон

Прозрачность достигается через регулярные встречи:

  • Раз в квартал — обсуждайте стратегию, цели компании и команды, текущие проекты.
  • Ежемесячно — проверяйте, как дела у команды, синхронизируйте планы и обсуждайте предстоящие большие задачи и изменения.
  • Раз в неделю или спринт — отслеживайте прогресс по текущим задачам, корректируйте сроки и решайте возникшие проблемы. Эти встречи можно совмещать с классическими ретро или планированием.

Личные встречи

Встречи 1 на 1 лучше всего проводить каждый месяц или по необходимости. Они помогают понять состояние и настроение каждого члена команды, их цели, задачи и сложности, с которыми они сталкиваются в работе. Эти встречи можно использовать для обсуждения карьерного роста, личных тем или рефлексии. Личные встречи — самый важные во всем цикле встреч, они обеспечивают прозрачность и понимание в команде, эффективнее всего раскрывая “туман войны”.

Временные рамки

По опыту работы я вывел формулу — встречи не должны занимать более 30% рабочего времени команды. Для руководителя этот показатель может достигать 70%, так как основная часть его работы — это общение и синхроны.

Отбивайте ритм

Все встречи должны стать частью командного ритма. Хаотично возникающие встречи создают стресс и мешают продуктивной работе. Регулярные, запланированные встречи создают предсказуемость, снижают стресс и дают уверенность в рабочем процессе.

Здоровая среда с выверенным ритмом похожа на регулярные спортивные тренировки. Если тренировки проходят по расписанию, спортсмен может выкладываться на полную, зная, что будет время для отдыха. Если же тренировки непредсказуемы, организм начинает экономить силы, что снижает общую эффективность и блокирует проявление истинного потенциал особенно тогда, когда это необходимо.

Выращивайте оранжерею

Эффективную команду объединяют общие ценности. Тяжело ухаживать за оранжереей, где одним нужна повышенная влажность и защита от солнца, а другим палящий зной и сухая почва. Такая команда не сможет работать слаженно. Хорошая команда — это группа единомышленников, которые смотрят в одном направлении и поддерживают общие принципы.

Используйте “резинку от трусов”

Распределение задач должно учитывать навыки и способности каждого члена команды. Используйте правило Людвига Быстроновского: сложность задачи измеряются резинкой от трусов — резинка должна быть не слишком тугой, чтобы не останавливать кровоток, и не слишком слабой, чтобы, все таки, удерживать трусы на месте. Такой подход обеспечивает для всех допустимый челлендж, развитие навыков, радость победы, огонь в глазах, и убирает страх, от которого подкашиваются ноги.

Продавайте задачи

Было бы классно, если бы все задачи были интересными и развивающими. Но реальность такова, что часто задачи бывают скучными и рутинными. Чтобы работа не превращалась в рутину, старайтесь "продавать" задачи команде. Найдите в каждой задаче важность, нужность и потенциал для роста, и зажгите этим всех вокруг.

Не решайте решения, решайте задачи

Креативные команды любят самостоятельность. Не превращайте их в исполнителей чужих решений. Задача должна быть именно задачей, а не готовым решением. Например, "Выйти на новую аудиторию" — это задача. "Сделать лендинг как у Эпол" — это уже готовое решение, которое обесценивает креативность команды.

Давайте исполнителям самим понимать задачу

Каждый член команды должен самостоятельно понимать задачу, задавать необходимые вопросы и проводить нужные переговоры. Это круто развивает коммуникационные и аналитические навыки, учит мыслить системно. Руководитель должен внедрить и поддерживать этот процесс, постепенно переводя этот принцип в часть командной культуры.

Сделайте так, чтобы на работе было лучше, чем дома

Удаленная работа имеет свои плюсы, но по-настоящему крутые идеи рождаются исключительно в тесном взаимодействии. Для этого команде нужно место. И в этом месте, как говорит Тёма Лебедев, должно быть лучше, чем дома. Работа в классном офисе позволяет использовать весь интеллектуальный и чувственный потенциал команды. Но здесь важно соблюдать баланс: общее место нужно обеспечить личными пространствами, где каждый может сосредоточиться и выгрузить бессознательное, защищаясь от шума и суеты. Если офис — это один большой опенспейс, то можно встречаться в нём, например, только дважды в неделю. Если в офисе полно переговорок, то можно просто позволить каждому запереться в одной из них, как в личном кабинете. Главное, чтобы эти опции у команды были.

Празднуйте победы

Команде важно праздновать свои успехи. Запустили продукт? Расскажите всем, проведите демо, выложите видео на YouTube, как это делает Макс. Защитили концепцию? Поделитесь опытом. Внедрили новый принцип? Расскажите об этом другим командам. У кого-то день рождения? Накидайте мемасов в общий чат и отметьте вместе. И на какое-то время забудьте уже, что вас объединяет работа. Празднуйте то, что вы вместе и вам кайфово.

Играйте

Время от времени играйте в то, что вы делаете. Организуйте недели самых абсурдных идей, проводите 30-секундные интервью на тему "что самое важное в вашем деле" и сделайте из этого спецвыпуск в вашем комьюнити. Делайте это регулярно, но без жесткого формата. Пусть каждый раз это будет сюрпризом. Любая ваша смелая инициатива придаст смелости каждому в команде и в скором времени команда сама обрастет собственной внутренней культурой и ритуалами, вам останется только поддерживать это.

Работайте без стресса

Хорошие идеи рождаются в безопасной среде. Творческие задачи часто переполнены опасностями, рисками и стрессом: то нет времени, то нет ресурсов, а то и вовсе требуется сделать неповторимый шедевр, не имея ни первого, ни второго. В таких ситуациях очень важно помочь команде решать креативные задачи эффективно, но без лишнего стресса. Здесь я снова процитирую Людвига: позвольте себе и команде сначала сделать плохо. Плохо — не значит безалаберно, плохо значит, что начать надо на бумаге или доске. Это избавляет от страха чистого листа и стремления сразу выдать идеальный результат.

Направляйте команду к решению системно и спокойно: набросайте структуру, сформулируйте принципы, сделайте первые наброски из серых блоков — идея сама начнет себя находить. Красивые пиксели будут, но потом. Сперва самое важное: структура, конструкция, архитектура, принципы, визуальные приёмы и ходы. Глядишь, а уже полдела сделано и никакого стресса.

Не душите, оставляйте людей живыми

Сохраните креативную команду креативной. Не душите принципами и правилами, внедряйте новое по чуть-чуть, но регулярно. Поощряйте смелость, ведь смелые и новые идеи — вот зачем собираются креативные команды. Желайте странного, нового, необычного. Арт-директор Антон Печерица считает, что опустить смелые идеи на землю гораздо проще, чем поднять в воздух монолит безопасных решений, тут я с ним согласен. Цельтесь выше звезд, сознательно убирайте из головы ограничения, пусть они не прибивают ваши решения к земле раньше времени. Начинайте решение с конца, с представления Идеального Конечного Результата, как предлагал Альтшуллер.

Начинайте с себя

Ни одно правило не приживется, если вы сами в него не верите и не следуете ему. Поэтому, прежде чем внедрить какой-то принцип управления в команду, сделайте его принципом управления собой. Те, что останутся с вами, естественным образом осядут в других.

 


Другие выпуски рубрики:

Как находить идеи не в дизайне: говорит индустрия 
Мораль про выгорание: говорит индустрия
Какой он — хороший брендинг: говорит индустрия
Смелость в дизайне: говорит индустрия

1636

Подпишитесь на еженедельный дайджест с лучшими материалами

Каждый понедельник редакция отбирает и отправляет по почте самые интересные и полезные материалы за неделю.

Cпасибо за подписку!

Теперь каждый понедельник вам будет приходить на почту дайджест. Никакого спама, обещаем!

Читать ещё

Лучшее

Похожее

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Ошибка загрузки файла
Рекомендуем {optim_res}px или больше. Вес файла не более 5МБ. Вы можете загрузить изображение в формате JPG, JPEG, HEIC, PNG или GIF.
Подтвердите действие