Привет, это бета. Наш ведущий дизайнер Маша Типяева выдала базу по работе с клиентом. Скорее читайте и держите у себя под рукой на случай важных переговоров.
Типология клиентов
Универсальной схемы работы с клиентом нет, так как каждый из них уникален, но важно заметить, что этот процесс схож с работой над дизайном — нужно выстраивать его в зависимости от задачи. В том числе есть разные особенности, с которыми сталкиваешься в процессе коммуникации с заказчиком: например, специфика рынка, запроса, сроков и так далее. Бывает так, что клиент приходит с одним запросом — например, отрисовать сайт — а в итоге мы начинаем с переосмысления позиционирования.
Мы не делим заказчиков по категориям, но за время работы выявили некоторые тенденции в типологии.
-
Знает, что хочет. С таким клиентом нам легко поймать коннект. Зачастую к этому типу относятся крупные заказчики с высокой внутренней дизайн-экспертностью, и они нам доверяют сразу.
-
Думает, что знает, что хочет. Клиент, который меняет свой запрос в процессе работы над продуктом. Готов довериться, но его нужно убедить в правильности решения.
- Не знает, что хочет. Клиент приходит с размытым запросом и просит нас помочь с его формулированием. Обычно он доверяет нам сразу.
Главная ошибка в работе с клиентом —
восприятие его слов как абсолютной истины. Заказчик обращается к конкретному специалисту за новым виженом и экспертным мнением, поэтому не стоит опираться на его субъективный взгляд. Чтобы коммуникация шла легко, дизайнер должен быть уверенным в своих решениях — для этого нужно разобраться в продукте, понять проблему и осознать запрос.
Диалог
Понимание со стороны заказчика появляется только в процессе диалога. Поэтому важно погружать клиента в рабочий процесс, рассказывая о решениях на каждом этапе. При классном коннекте вы будете смотреть в одну сторону, вместе создавать продукт, который будет гармонично смотреться в цифровой среде.
Делать новое
Мы в бете при работе над каждым продуктом ставим перед собой цель — привнести на рынок нечто новое. Поэтому обычной перерисовкой с осовремениванием сайтов или приложений мы не занимаемся. Полноценный продукт должен быть рабочим на разных уровнях, иметь возможность масштабироваться.
Изначально перед командой беты стояла задача разработать отдельное приложение для акции «Сумасшедшие дни». В процессе мы поняли, что необходимо сделать приложение универсальным и двух форматов — как для онлайн-магазина, так и для акции, — а также улучшить его функционал.
Делаем выводы
Важно слушать клиента и анализировать сказанное им, пропуская информацию через свою область знаний. Большинство сложностей с определением целей в создании или переосмыслении продукта можно закрыть простыми, правильно заданными вопросами. В том числе помогают в понимании направления работы исследования, не обязательно даже масштабные.
Больше полезного — в нашем тг-канале.