Об инфантильности
Сегодня я хочу поговорить с вами об инфантильном поведении: нежелании брать на себя ответственность, искусственном ограничении своих компетенций и незрелости суждений.
Такое поведение, к сожалению, не редкость среди дизайнеров.
Иногда оно проявляется из-за особенностей личности человека, но причина не всегда в этом. Гораздо чаще незрелое поведение — это результат неправильных установок, неверного понимания собственной профессии и своей роли в рабочем процессе.
Давайте рассмотрим разные проявления инфантильности и подумаем, что со всем этим делать.
Меня зовут Андрей Богданов, и я работаю дизайн-лидом в МТС Финтех. Другие мои посты вы можете найти в телеграм-канале @na_produkte.
«У меня лапки»
Смотря на то, как работают некоторые дизайнеры, поражаешься их беспомощности. Отправить email для них подвиг, закрыть задачу в Jira — непостижимое искусство, а организовать какую-нибудь встречу с заказчиками — это вообще что-то из области фантастики.
Понять истоки такого поведения несложно: всегда проще прикинуться беспомощным существом «с лапками», чтобы избавиться от лишних телодвижений и напряжных активностей.
Однако не все дизайнеры, ведущие себя так безответственно, понимают, что их инфантильность не может восприниматься точечно. Если ты не можешь сам отправить письмо, вряд ли кто-то поверит, что ты способен спроектировать качественное дизайн-решение, основанное на осознанном опыте, аналитике и данных.
Ребенок остается ребенком, даже если иногда и делает что-то не по годам серьезное: за ним все равно нужен глаз да глаз. Ни о какой самостоятельности тут говорить не приходится.
Поэтому, дорогие дизайнеры, если вы хотите, чтобы к вам относились как к серьезным специалистам, ведите себя серьезно. И не только в том, что касается ваших дизайн-макетов.
При этом, конечно, серьезность не предполагает отсутствия эмоций или изменения манеры общения. Можно оставаться веселым и внешне беззаботным, но при этом вести себя как взрослый человек и не просить «взрослых дядь и теть» делать простейшие вещи за вас.
Ответственность
Отличие взрослого человека от ребенка в том, что взрослый готов брать на себя ответственность. С этим, к сожалению, у дизайнеров тоже бывают проблемы.
Часто они добровольно отдают на откуп принятие всех решений, даже дизайнерских, своему дизайн-лиду или владельцу продукта. Мол, что с меня взять: как сказали, так и сделал.
Такая позиция, опять же, удобна для тех, кто не хочет брать на себя слишком много. И, опять же, она дико вредит репутации дизайнера. Если вы выбрали, вольно и невольно, такую модель поведения, можете забыть о заметном карьерном росте или уважении коллег-профессионалов.
Впрочем, иногда у дизайнеров просто нет возможности бороться с властным руководителем, которого нужно слушаться в силу служебной субординации. В такой ситуации инфантильность становится выученной, и это большая беда. Если с этим не получается ничего сделать — задумайтесь о смене проекта, иначе никогда не повзрослеете профессионально.
Кто виноват?
Один из классических примеров детского мышления: ребенок, ударившись об стул, обвиняет в случившемся ни в чем не повинный предмет мебели. «Какой плохой стул» — вторит ему заботливая мама, жалея свое чадо. И это нормально: маленький ребенок беззащитен и недостаточно зрел, чтобы признать за собой вину.
Дизайнеры не дети, но порой тоже склонны обвинять во всем только окружающих: начальство, владельцев продукта, ревьюеров, несправедливых критиков.
Я, конечно, не хочу сравнивать продакт оунера с мебелью (хотя, признаться, встречается всякое), но, тем не менее, позиция «неправы все, кроме меня» — довольно распространенная у дизайнеров.
Однако такая модель поведения (которая является следствием модели мышления) — порочна.
Взрослый человек и серьезный специалист понимает, что результат командной деятельности — это общая ответственность всех участников команды.
Если кто-то в команде (в широком смысле) сформировал ошибочное мнение — нужно переубедить его. Если кто-то использует неудачные аргументы — нужно предъявить весомые контраргументы.
Умение отстаивать свое мнение — это навык зрелого специалиста, который не ищет виноватых, а пытается работать на общий результат. Он понимает: если ты не смог продвинуть и воплотить в жизнь удачные идеи — виноват в том числе и ты сам, а не только «плохое» начальство и коллеги.
Исключение составляет ситуация, о который я уже сказал ранее: когда руководство подавляет волю сотрудников и не готово слушать никакие аргументы. И тут совет остается прежним — постарайтесь как можно быстрее попрощаться с этими людьми.
В заключение
Дизайнеру в некотором роде полезно оставаться ребенком: непосредственность восприятия, свежесть мышления и незатуманненый взгляд на вещи полезны для работы. Иногда хорошо отбросить все стереотипы и накопленные знания, чтобы спроектировать оригинальное решение.
Но одно дело творческая непосредственность, а другое — незрелая мировоззренческая позиция и инфантильное поведение в коммуникациях. Первое иногда полезно (но далеко не всегда), второе — несовместимо с успешной работой.
Дорогие дизайнеры, пожалуйста, отличайте одно от другого и искусственно не создавайте себе сложностей.
Другие посты тут: https://t.me/na_produkte
Си ю.