Андрей Богданов
Андрей Богданов
5 мин. читать
1626 показов
270 открытий

Понятный дизайн

Привет, друзья!

Сейчас я скажу вам кое-что очень банальное.

Дизайн должен быть понятным

Вот это я удивил вас, да?

Несмотря на всю очевидность этого утверждения, кажется, что тут есть о чем поразмышлять.

Все мы — люди, занимающиеся проектированием пользовательского опыта — прекрасно понимаем, как важно, чтобы юзер при выполнении тех или иных сценариев не испытывал сложностей.

Тем не менее, периодически за нашим авторством релизятся интерфейсы, в которых есть моменты, ставящие пользователей в тупик, или, как минимум, требующие значительных когнитивных усилий. 

Давайте поговорим, почему так получается.

Меня зовут Андрей Богданов, и я работаю дизайн-лидом в МТС Финтех. Другие мои посты вы можете найти в телеграм-канале @na_produkte.

Эмпатия

Среди важных дизайнерских скиллов часто упоминают эмпатию, то есть умение проникнуться чужими мыслями и эмоциями. В нашем случае — мыслями и эмоциями пользователя.

На самом деле, конечно, эмпатичность — это свойство человеческой личности, а не дизайнерский скилл. Да и тот, кто по жизни эмпат, вовсе не обязательно сможет проектировать хорошие интерфейсы. 

Но, как бы там ни было, дизайнеру важно уметь выходить за рамки своего жизненного опыта и личностных особенностей и представлять, как будут взаимодействовать с интерфейсом другие люди.

Именно умение «побыть в чужой шкуре» и позволяет проектировать понятные и удобные сценарии. Но как это сделать?

Опыт

Чей образ мысли должен представить себе дизайнер, чтобы спроектировать хороший UI?

Ответов на этот вопрос несколько, и один из них: неопытного пользователя.

Мы — дизайнеры — народ искушенный и хорошо понимаем, как устроены цифровые продукты. А уж свой продукт знаем вдоль и поперек. И это может стать проблемой для объективного восприятия дизайна.

Большинство людей, которые пользуются нашими интерфейсами, имеют совсем другой опыт, и то, что нам понятно, для них может стать непреодолимой преградой.

Поэтому при работе над макетами я предлагаю всем дизайнерам периодически «обнуляться» и представить себя человеком с девственно чистым разумом, свободным от айтишного опыта.

Каждый раз, когда возникает сомнение, понятно ли это решение или нет, отвечайте себе: «Непонятно». Сам факт, что закралось сомнение— уже достаточный повод для переработки сценария. Всегда лучше подстраховаться и сделать UI максимально однозначным.

Крайние ситуации

Все мы знаем, как важно при разработке дизайна учитывать корнер-кейсы, то есть экстремальные ситуации: нестандартные запросы, ошибки в интерфейсах и тому подобное.

Тот же принцип помогает проникнуться эмпатией к пользователю.

Недавно я писал о фильме «Овеществление», в котором был хороший пример про то, как проектировали кухонный нож, удобный для людей с артритом. Мысль была следующая: если мы сделаем достаточно легкий ножик, чтобы у таких людей не болела рука, то он будет удобен и всем остальным.

С интерфейсами — так же. Сделайте интерфейс, понятный самому непонятливому пользователю, и он будет понятен всем. 

Метафора с ножом кажется мне очень удачной: теперь я частенько вспоминаю этот пример, проектируя или обсуждая интерфейсы.Нашими продуктами пользуются люди разного возраста, с разным образованием и разными ментальными особенностями. Добившись удобства для тех, кто с цифровыми продуктами на «вы», мы гарантировано получим продукт, которым удобно пользоваться и более продвинутым юзерам.

Впрочем, до абсурда доходить не стоит: при всей понятности UI должен оставаться минималистичным, а формулировки не быть слишком громоздкими.

Тексты

Кстати, о формулировках. Тексты — один из важнейших инструментов, который делает интерфейс доступнее.

Плейсхолдеры, подсказки, описания условий и другой текстовый контент во многом определяет то, насколько пользователю будет понятен сценарий. 

Что это означает для дизайнера?

Во-первых, текстам нужно уделять много внимания.
Многие дизайнеры тратят кучу времени на оттачивание юайной «красоты», а над текстами не любят запариваться. Это неправильно: проектирование коммуникации с пользователем (в том числе и в виде текстов) — это непременная часть работы над дизайном.

А во-вторых, активно сотрудничайте 
с UX-редактором. 
Но не отдавайте тексты полностью ему на откуп. Подробнее о взаимодействии с редакторами я писал в одном из недавних постов. 

Контекст

Никакой пользовательский сценарий не существует в вакууме: он живет в рамках того или иного цифрового продукта, и должен вписываться в него органично. В том числе и для того, чтобы быть понятным. 

Когда проектируете что-то новое, всегда думайте о том, как это новое будет воспринято юзером в контексте его опыта взаимодействия с вашим приложением или сайтом.

Рассматривая дизайн через такую оптику, вы вполне можете обнаружить, что вроде бы понятный сценарий перестает быть таковым, если посмотреть на него в связке с другими, предваряющими, продолжающими текущий или параллельными ему.

Например, какой бы ни был понятный текст на кнопке, если она ведет не туда, куда написано, пользователь будет удивлен. (Так бывает в универсальных сервисах, которые не имеют постоянных точек входа и выхода). 

Исследования

Конечно, говоря о понятности дизайн-решений, нельзя не сказать о UX-исследованиях.

Скажу честно, я не сторонник радикальных точек зрения: как «Нужно исследовать каждый пиксель», так и «Обойдемся без исследований, мы и так все знаем».

Я уверен, что любые UX-исследования и юзабилити тестирования — это очень полезный инструмент, который нужно использовать точечно и с умом.

Один из примеров такого разумного использования — проверка прототипов, которые насыщены информацией, потенциально сложной для восприятия пользователем. И как отдельное направление — целенаправленное исследование интерфейсных текстов. 

Если вы никогда не проводили качественные исследования, то наверняка удивитесь тому, каким разнообразным может быть восприятие разными пользователями одних и тех же интерфейсных элементов.

Поучаствовать в исследованиях полезно еще и для того, чтобы развить в себе ту самую эмпатию, о которой мы говорили в начале поста.

Другие посты тут: https://t.me/na_produkte
Си ю.

Нравится 1
1626
0

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие