Что такое ревью
В любом большом продукте есть свои процедуры, связанные с согласованием дизайна. Дизайн, как правило, согласуется с бизнес-заказчиками на предмет соответствия бизнес-требованиям, а с разработчиками — на предмет технической реализуемости.
Но сегодня мы поговорим о другом типе согласования — так называемом дизайн-ревью, при котором макеты дизайнера оценивает его дизайн-лид, руководитель продуктового дизайна или представитель специальной команды ревью.
В разных компаниях процесс ревью может быть построен по-разному и состоять из различных этапов, но суть одна: согласовать макеты с тем или иным экспертом в области дизайна.
Этот пост — о том, зачем вообще нужны такие ревью и как их правильно проходить.
Меня зовут Андрей Богданов, и я работаю дизайн-лидом в МТС Финтех. Другие мои посты вы можете найти в телеграм-канале @na_produkte.
Качество
Основное назначение дизайн-ревью — обеспечить высокое качество дизайна.
Это очевидно, если ревью проводит опытный дизайнер или руководитель с большой насмотренностью и квалификацией. Он с высокой вероятностью подметит какие-то моменты, которые упустил дизайнер, и поможет сделать дизайн лучше.
Но, чтобы повысить качество дизайна, ревьюер не обязательно должен быть на голову выше автора этого дизайна. Вторая пара глаз и альтернативный взгляд на проектирование сценария в любом случае не помешают.
К тому же, у стороннего ревьюера глаз не «замылен» и он может оценить макеты свежим взглядом, свободным от чрезмерного погружения в контекст, что иногда бывает полезно.
Консистентность
Важно, чтобы сценарии, которые разрабатывают разные дизайнеры в рамках одного цифрового продукта (например, мобильного приложения), использовали похожие паттерны для формирования единого пользовательского опыта.
У дизайнера с этим могут быть сложности, потому что он больше сосредоточен на своем «кусочке» продукта и может упускать общую картину из виду. К тому же, ему может просто не хватать знаний о «чужих» сценариях, что вполне нормально даже для опытных специалистов.
Ревьюер, который видит много макетов разных дизайнеров и хорошо знает гайды продукта, становится хранителем его консистентности. А ревью, проходящее по общим для всех критериям, позволяет «выровнять» UX.
Ответственность
Обеспечить высокое качество дизайна — это ответственность не только самого дизайнера, но и его дизайн-лида.
Для дизайнера это, с одной стороны, мощная поддержка: лидер поможет ему с защитой решения и, если возникнут проблемы, примет удар на себя. А с другой — обязательство согласовывать дизайн с лидом, то есть проходить у него дизайн-ревью.
Поэтому каждый раз, когда вы ворчите по поводу замечаний лида к вашим макетам, подумайте: готовы ли вы самостоятельно идти до конца и защищать свое решение перед высоким руководством и разруливать возможные конфликты? Может, лучше оставить это лидеру вашей команды?
Ревью — это диалог
Надеюсь, мне удалось убедить вас в том, что ревью — не просто прихоть руководства или бесполезная бюрократическая церемония.
Но, несмотря на всю полезность ревью, нужно признать: ревьюер не всегда прав.
Никто не знает особенности конкретного продукта или сервиса лучше, чем работающий с ним дизайнер: ни дизайн-лид, ни дизайн-директор, ни участник команды дизайн-ревью.
Поэтому не стоит воспринимать каждый комментарий ревьюера как приказ немедленно внести правки. Замечания могут быть несправедливыми или ошибочными. Важно наладить с ревьюером диалог и с помощью контраргументов отстаивать правильные решения.
Советы дизайнеру
Напоследок — еще несколько советов дизайнерам и ревьюерам, которые помогут успешно проходить ревью.
Начнем с дизайнеров.
Не ожидайте от ревьюера готового дизайна.
Он может указать вам на допущенные ошибки, но совсем не факт, что подскажет готовое решение. До него надо додуматься самостоятельно. Для вас так даже лучше: не придется ни с кем делить авторство.
Оформляйте макеты понятно.
Тому, кто не сильно погружен в специфику ваших сценариев, бывает сложно разобраться в макетах. Обозначьте четко, какие именно макеты нужно смотреть, снабдите их разъяснениями, обозначьте версионность и зависимости от других сценариев, если это необходимо.
Наладьте нормальные отношения с ревьюерами.
Несмотря на то, что ревью может быть формализованной процедурой, нормальные человеческие отношения с ревьюером не повредят. Наладив с ним общение, вам будет проще вести диалог и достигать компромиссов.
Советы ревьюеру
Не забывайте, что макеты — не ваши.
Вы должны оценивать качество решения, а не то, насколько оно соответствует вашему ходу мысли. Любой сценарий можно спроектировать разными способами, и если выбранный способ не похож на ваш, это не значит, что он неправильный.
Будьте корректными.
Даже если решение, отправленное на ревью, совсем некудышное, держите себя в руках.
Соблюдайте сроки.
Если для ревью определен некий, даже неформальный, SLA (договоренность о качестве) по срокам, постарайтесь этих сроков придерживаться и проводить ревью вовремя. При этом можно ревьюить в ускоренном порядке макеты дизайнеров, у которых «горит», если они регулярно не злоупотребляют вашей щедростью.
Выделите слоты на ревью.
К ревью надо подходить вдумчиво, и во время него лучше не отвлекаться на другие дела. Если у вас насыщенный график, забронируйте себе в календаре слоты, во время которых будете заниматься ревью: так никто не поставит на этой время неожиданную встречу. Разве что самые дерзкие или высокопоставленные коллеги, но таких, к счастью, обычно меньшинство.
Другие посты тут: https://t.me/na_produkte
Си ю.