Андрей Богданов
Андрей Богданов
4 мин. читать
2001 показ
241 открытие

Как дизайнеру реагировать на критику

Дизайн легко обсуждать

Так кажется многим, и это может стать проблемой.

Пожалуй, из всех специалистов, кто работает над цифровыми продуктами, дизайнерам приходится тяжелее всех в плане обсуждения результата их труда. Разработчики пишут какой-то непонятный код, аналитики — сложную документацию, а дизайнеры рисуют простые и понятные картинки. И эти картинки каждому хочется обсудить и раскритиковать.

Мы с вами, конечно, знаем, что наши «картинки» не так просты, но часто ничего не можем поделать с желанием коллег обсуждать наши макеты. 

Все еще ничего, когда другие восхищаются дизайном и отмечают удачные решения. А вот критику получать всегда неприятно, но и она — часть нашей профессии.

Сегодня мы поговорим о том, когда критика уместна, как на нее реагировать и как нам самим критиковать чужой дизайн.

Меня зовут Андрей Богданов, и я работаю дизайн-лидом в МТС Финтех. Другие мои посты вы можете найти в телеграм-канале @na_produkte.

Всему свое время

При нормальном рабочем процессе критика не должна прилетать когда угодно и от кого попало.

Демонстрация бизнес-заказчику, дизайн-ревью и прочие согласования — это конкретные этапы жизненного цикла дизайн-задачи. И именно на этих этапах имеет смысл собирать замечания от тех, кому положено это согласование проводить.

Если на вашем проекте моменты для сбора замечаний не определены, я рекомендую вам подумать о том, чтобы ввести этот процесс в рациональное русло. Согласование макетов — это нормально, а хаотичная критика мало того, что действует на нервы своей непредсказуемостью, но еще и не имеет понятного статуса. Ну, накидал кто-то комментариев в Фигме, и что с ними делать? Может, просто игнорировать? 

Слушать и слышать

Первая реакция дизайнера, на которого обрушилась критика — недовольство и даже злость на того, кто посмел посягнуть на святое.

Проектируя решение, дизайнер вкладывает в него много сил и прикипает к тому результату, который у него получился. И когда кто-то высказывается негативно в сторону дизайна — это неприятно и обидно.

Такая реакция вполне естественна, и она куда лучше равнодушия к своей работе, но эмоции нужно учиться контролировать.

Не всякая критика бесполезна, и даже в комментариях от коллег-непрофессионалов в  дизайне можно найти много полезного. Главное, уметь слушать и слышать разумные замечания.

Это кажется очевидным, но на самом деле таким умением обладают не все: желание защитить свое решение делает нас глухими и лишают гибкости.

Навык признать свои ошибки и соглашаться со справедливыми замечаниями — не менее важный, чем навык проектирования классного дизайна. Понаблюдайте за своим поведением — есть ли этот навык у вас? 

Противостоим несправедливости

В то же время, критика часто бывает необоснованной. 

Это не всегда говорит о дурных качествах критикующего. Возможно, дело просто в его недостаточной информированности или непонимании предмета обсуждения.

Как бы там ни было, несправедливой критике нужно противостоять, чтобы не давать никому изменить ваше дизайн-решение в худшую сторону. И для успешного противостояния нужны весомые аргументы.

Аргументы в защиту своего решения могут быть самые разные:
- консистентность другим сценариям в продукте,
- соответствие гайдам и требованиям дизайн-системы,
- результаты исследований и UX-тестов,
- бенчмарки и примеры конкурентов,
- метрики продукта и так далее.

Какие бы аргументы ни были у вас в запасе — не стесняйтесь их приводить. Молчание в данном случае не золото, а путь к тому, чтобы похоронить хороший дизайн. 

Защита решения — это тот скилл, который необходим каждому продуктовому дизайнеру. И, каким бы интровертом вы ни были, его придется прокачивать, если хотите, чтобы к вашему мнению прислушивались. 

Если же ваши справедливые аргументы не действуют на собеседника (скажем, на продакт оунера), не стесняйтесь привлечь на свою защиту дизайн-лида — вместе вы непременно согласуете «правильный» дизайн.

Без хамства

Естественно, даже самая жесткая критика должна оставаться этичной. 

Если вы критикуете чей-то дизайн, помните: мы обсуждаем макеты, а не человека, который их подготовил. Любой переход на личности недопустим, а оценка компетентности дизайнера — это дело его руководителя. И уж точно, разговоры о компетентности неуместны в рамках согласования конкретного дизайн-решения.

Если вы замечаете, что некорректны при критике чужого дизайна — срочно меняйте свое поведение. А когда слышите хамство в отношении себя — вежливо, но настойчиво попросите собеседника преподносить критику в другом формате. Вы не поверите, но иногда это срабатывает. Если в общем-то нормального человека захлестнули эмоции, он извинится перед вами и общение пойдет как надо. 

А если и это не помогает — жалуйтесь своему лиду. Хамство на работе нельзя спускать с рук никому: ни бизнесу, ни руководителям, ни другим дизайнерам.

Другие посты тут: https://t.me/na_produkte
Си ю.

2001
0

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие