Светлана Шайманова
Светлана Шайманова
5 мин. читать
1241 показ
447 открытий

CJM. Как удержать клиентов и повысить лояльность к бренду.

CJM - это инструмент, представляющий собой графическое представление, отображающую все этапы, которые проходит клиент при взаимодействии с компанией - от первого контакта до покупки товара или услуги, и даже после этого.

Она отражает действия клиента, его эмоции, мотивацию и опыт, связанный с каждым этапом взаимодействия с компанией. С помощью CJM компании могут лучше понимать клиентов и выявлять места, где клиенты испытывают трудности или недовольство.

Хочу отметить, что кроме понятия CJM выделяют понятия UJM и EJM.

Customer Jorney Map это карта путешествия клиента. User Jorney Map это карта путешествия пользователя. Клиент это человек, который платит за продукт. Пользователь тот, кто продукт использует, взаимодействует. Пользователь может стать клиентом, совершив покупку или им может быть не человек, а котик.

Employee Jorney Map это карта путешествия сотрудника. Нужна компаниям, чтобы разобраться, почему люди остаются в компании и по каким причинам увольняются. Предложить варианты решения как снизить текучесть.

Будет полезно:

  • руководителям бизнеса;
  • стартапам;
  • дизайнерам;
  • маркетологам.

Вы узнаете:

  • Зачем использовать CJM;
  • Этапы, необходимые для создания CJM;
  • Примеры CJM компаний lancom, lego, amazon;
  • Шаблоны для создания CJM;
  • Заключение.

Зачем использовать CJM

  • Улучшить взаимодействие с клиентами, создав целенаправленный подход к клиентам;
  • Помочь найти слабые места и пути решения;
  • Понять, как клиенты взаимодействуют с компанией, какие ожидания и потребности;
  • Зафиксировать точки контакта и узнать почему они работают или не работают;
  • Перед созданием нового продукта, понять как он сможет решить проблемы пользователя;
  • Лучше понять клиентов и улучшать опыт взаимодействия с брендом, что приводит к увеличению продаж и удержанию клиентов;
  • Для повышения лояльности клиентов, улучшения опыта использования продукта и других проблем, возникающих в продукте или услуге.

CJM будет незаменима, если:

  • разрабатываете новый продукт;
  • развиваете новое направление в компании;
  • улучшаете действующий продукт или услугу;
  • клиенты уходят;

Перед началом исследования опишите портрет клиента и сформулируйте цель, исходя из проблемы.

Этапы, необходимые для создания CJM

Этап 1. Сбор информации.

Выбрать способ сбора информации. Пообщаться с клиентами лично или провести онлайн-опрос. Составить портрет клиента, проанализировать данные из CRM и систем аналитики.

После сбора основной информации есть два пути:

  • создать усредненный портрет клиента и его карту путешествия.
  • взять несколько персон и под них составить разные карты.

Этап 2. Определить стадии, которые проходит клиент.

Стадии будут индивидуальны под разные типы бизнеса.

Один из возможных вариантов стадий, которые проходит клиент при взаимодействии с продуктом/услугой:

  • формирование потребности, когда клиент сознает потребность в продукте;
  • стимул к действию;
  • изучение продукта/сайта;
  • выбор решения;
  • совершение покупки.

Этап 3. Определить цели, ожидания, эмоции своего персонажа на каждой из стадий.

Этап 4. Определите точки контакта.

Ситуации, места и интерфейсы соприкосновения клиента с компанией. Точки контакты будут индивидуальны под разные типы бизнеса и могут различаться на разных этапах, рассмотрите некоторые примеры:

  • Сайт;
  • Блог;
  • Соцсети;
  • Выдача в поисковике;
  • Чат бот;
  • Отзывы;
  • Email-рассылка;
  • Билборды/листовки.

Этап 5. Найти барьеры в полученной информации и определить способы их преодоления.

Барьеры — это ситуации, в которых клиент сталкивается с проблемами.

Нужно найти пути, чтобы снизить количество барьеров к минимуму и превратить опыт взаимодействия клиента с продуктом в более приятный и простой процесс.

Этап 6. Визуализировать.

Заполните схему информацией, которую вы собрали о вашей целевой аудитории, каждом этапе их пути к покупке, ожиданиях, целях и точек контакта.

Примеры CJM компаний Lancom, Lego, Amazon

Приведенный пример CJM для Amazon - это небольшой фрагмент от все карты. Компания Lego представила свой CJM в виде колеса, в котором центральная часть указывает характеристики личности персонажа. Карта компании Lancom выглядит лаконичной и простой для понимания.

Шаблоны для создания CJM

Uxpressia

Miro

Заключение

Бизнесы используют CJM в работе для того, чтобы точно понимать, как клиенты взаимодействуют с продуктами или услугами на разных этапах путешествия клиента. Как улучшить опыт взаимодействия клиентов с продуктами или услугами так, чтобы увеличить прибыль и улучшить репутации бренда.

С помощью инструмента бизнес может:

  • Повысить удовлетворенность клиентов. Понимание проблем клиентов и улучшение опыта, повышает удовлетворенность клиентов и вероятность повторных покупок;
  • Улучшение опыта использования продукта. Выявив проблему и улучшив пользовательский интерфейс, компании повышают удовлетворенность клиентов;
  • Оптимизировать процессы и выявить слабые места, что позволит увеличить эффективность работы;
  • Увеличить конверсию. Идентифицировав ключевые этапы путешествия клиента, можно увеличить конверсию и прибыль компании.
1241
4

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

  • Новые
  • Старые
  • Популярные

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие